Общественный и государственный строй Японии накануне революции. Режим сегуната. Буржуазная революция 1868 г. в Японии. Реставрация Мейдзи. Буржуазные реформы 70-80-х гг. XIX в. Изменения в политической системе Японии.
Конституция 1889 г. Государственный строй Японии. Император. Правительство. Государственный совет. Парламент. Армия. Полиция. Судебная система. Местное управление.
Особенности японского империализма. Роль военщины в политической системе Японии.
Лекция 11. «Образование буржуазного государства Японии революция и реформы Мэйдзи»
План
1. Революция Мэйдзи.
2. Буржуазные реформы 70-80-х гг. XIX в.
3. Конституция 1889 г.
4. Реформа судебной и правовой системы.
1. Революция Мэйдзи.
К середине XIX в. в Японии капиталистические отношения только начали складываться. Началось разложение феодальных отношений, о чем говорило разорение многих феодалов, массовое обнищание крестьян, усиление классовой борьбы. Широкое недовольство народа вызвала и неспособность режима сегуна (военного министра, фактически являвшегося главой государства) противостоять внешней угрозе. В 1864 г. Англия, Франция, США, Голландия силой навязали Японии кабальные торговые договоры, грозившие ей потерей независимости.
В этих условиях устранение сегуната и восстановление законной власти императора становится главной целью большинства крупных и мелких феодалов, буржуазии, широких народных масс. В ходе вооруженной борьбы в конце 1867- начале 1868 гг. оппозиция одержала победу, добилась отставки сегуна, и восстановлению власти японского императора. Эти события получили название революция Мэйдзи (название эпохи правления императора). В стране была проведена серия буржуазных реформ.
2. Буржуазные реформы 70-80-х гг. XIX в.
1) Среди реформ Мэйдзи особое место занимает аграрная реформа
1872-1873 гг. Были ликвидированы все феодальные права на землю. Земля
превращалась в частную собственность. Крестьяне-наследственные держа-
тели земли получали ее в собственность, а крестьяне-арендаторы (подав-
ляющее большинство) никаких прав на землю не получили. У крестьян
была изъята и общинная земля - луга, леса, пустоши. Реформа, таким обра-
зом, способствовала сохранению кабальных условий земельной аренды,
дальнейшему обезземеливанию крестьян. Князья получили крупную де-
нежную компенсацию за землю от государства.
2) Вместе с феодальными правами на землю князья окончательно
лишились на местах и политической власти. Этому способствовала и ад-
министративная реформа 1871 г., на основе которой в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами.
3) Военная реформа привлекала низшие сословия к военной службе.
В 1878 г. был введен закон о всеобщей воинской повинности. Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. Однако от воинской повинности можно было откупиться. Освобождались также от воинской повинности чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные плательщики.
4) В 1871 г. провозглашено «равенство всех сословий». Однако оно
не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков.
5) Капиталистическому развитию страны способствовали и ликвида-
ция всех ограничений на развитие торговли, феодальных цехов и гильдий,
барьеров между провинциями, упорядочение денежной системы. В 1871 г.
были введены свободное передвижение по стране, а также свобода выбора
профессии. Самураям было разрешено заниматься торговлей и ремеслом.
6) Кроме того, государство всемерно стимулировало развитие капи-
талистической промышленности, предоставляя государственные кредиты и
дотации на строительство железных дорог, телеграфных линий, предпри-
ятий военной промышленности и пр.
7) В 1872 г. был принят закон о всеобщем образовании, стимулиро-
вавший распространение европейских знаний в стране.
8) В преддверии конституционных реформ происходит организацион-
ное оформление политических партий. В 1881 г. была создана Либеральная
партия (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средней город-
ской и сельской буржуазии, к ним примыкали и умеренно настроенная часть
крестьянства. Партия конституционных реформ (Кайсинто), созданная в 1882
г., в которую вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллиген-
ции, стала другой умеренной партией оппозиции.
Программные требования обеих партий были почти одинаковы: введение парламентских форм правления, политических свобод, местного самоуправления, снижение налогов, пересмотр неравноправных договоров и др. После начала работы парламента в 1890 г. роль партий Дзиюто и Кайсинто стала постепенно снижаться. В 80-х гг. создаются первые рабочие организации, а в рабочее движение проникают социалистические идеи. На требования оппозиции правительство отвечает созданием правительственной Конституционно-императорской партии (Мэйсэйто).
9) В 1885 г. создаются отдельные министерства и кабинет министров
европейского образца, ответственный в своей деятельности перед импера-
тором. В 1886 г. вводится экзаменационная система назначений на чинов
ничьи должности.
3. Конституция 1889 г.
В 1889 г. от имени императора Японии даруется конституция, отме-
нить или изменить которую мог только сам император. Образцом для разработки японской конституции послужила конституция Пруссии 1850 г.
В ст. 1 Конституции Японии закреплялась власть японского императора, который «занимал престол на вечные времена» и правил «в силу своего происхождения» (ст.4). Особа императора объявлялась «священной и неприкосновенной». Император как глава государства имел право объявлять войну и заключать мир, договоры, назначать всех должностных лиц, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство и пр.
Законодательная власть, согласно конституции, вверялась «императору и парламенту» (ст.5). Император утверждал законы и предписывал их исполнение. Согласно ст.8 Конституции императорские указы, изданные в случае «настоятельной необходимости поддержания общественного порядка», имели силу закона. Императору также принадлежало право введения в стране осадного положения.
Парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Для принятия законов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов. Ст.71 конституции запрещала парламенту изменять статус императорского дома. Нижняя палата избиралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не получали избирательных прав. Избирательным правом пользовалась около 1 % населения. Членами верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие «особые заслуги» перед императором. Срок полномочий нижней палаты определялся в 4 года, верхней - в 7 лет.
Министры были призваны лишь «подавать совет императору». Института «вотума недоверия» конституция не имела. У японского парламента отсутствовал и ежегодный контроль над финансами. Расходы правительства без согласия парламента могли быть указаны и самим императором.
Особое, привилегированное положение при императоре занимали Тайный совет, Генро (совет старейшин), министерство императорского двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руководящая верхушка армии. Все они были независимы как от парламента, так и от кабинета министров. Внеконституционный орган Генро, оказывающий решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств.
В 1895 г. император установил, что на посты военного и морского министров могут назначаться только высшие военные чины. Военщина тем самым усилила свое влияние на политику императора. Не случайно, что вскоре после революции Мэйдзи уже в 70-80-е гг. начались агрессив-
ные войны и колониальные захваты в Китае и Корее.
В конституции были закреплены права и свободы подданных (слова, печати, вероисповедания, собраний и союзов, петиций, перемещения, выбора места жительства), правда, в «установленных законом пределах». Но на первом месте в этом разделе были поставлены их обязанности: платить налоги и нести военную службу.
4. Реформа судебной и правовой системы.
В 70-80-е гг. XIX в. японцы стали активно изучать и заимствовать судебный и правовой опыт Запада, отменять архаичные правовые нормы. В 1872 г. были запрещены пытки и кровная месть, признается формальное равенство сословий перед законом.
В 1880 г. были приняты Законы об организации судов и о дисциплинарной ответственности судей, которые объявили о независимости и несменяемости судей. Однако фактически они находились под контролем министра юстиции. Судебную систему Японии составили местные окружные и апелляционные суды, над которыми стоял Большой суд правосудия.
В 1890 г. была создана прокуратура, а в 1893 г. - адвокатура, также находившиеся под жестким контролем министра юстиции.
В 1898 г. под прямым влиянием германского и французского права был принят Гражданский кодекс Японии, построенный по пандектной системе. Он закрепил незыблемость частной собственности, юридическое равенство лиц, свободу собственности и договора и т.п. Однако сохранялось неравноправие женщин и другие архаичные нормы. В отличие от Кодекса Наполеона, признавались юридические лица и ограничения собственников земли в пользу промышленников.
Торговый кодекс (1899 г.), почти полностью рецепированный из Франции, регулировал вопросы внешней и внутренней торговли, торговых сделок и торговых товариществ и т.д.
Уголовные кодексы Японии 1880 и 1907 гг. были построены по образцам законов Франции и Германии. Для них были характерны широта судебного усмотрения, суровые наказания за преступления против государства и собственности, что позволяло жестко преследовать рабочее и революционное движение.
В 1890 г. вступил в силу Уголовно-процессуальный кодекс Японии, определивший основные принципы судебного процесса: гласность, уст-ность, состязательность.
Общественный и государственный строй Японии накануне революции Мэйдзи. Режим сегуната.
Особенности японского империализма. Роль военщины в политической жизни Японии.
Каковы особенности образования буржуазного государства в Японии?
Какие социальные силы участвовали в революции Мэйдзи?
Как можно охарактеризовать государственный строй Японии по конституции 1889 г.?
Где Япония осуществляла колониальную экспансию в конце XIX -начале XX вв.?
Что общего было в политическом развитии Японии и Германии в конце XIX - начале XX вв.?