Государства во Франции

Предпосылки, характер и основные этапы Великой Французской буржуазной революции. Учредительное собрание. Аграрное законодатель­ство I этапа революции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция 1791 г.

Политические группировки: фельяны, жирондисты, якобинцы. На­циональный Конвент. Ликвидация монархии и провозглашение республики.

Диктатура якобинцев. Социально- экономическое законодательство. Декларация прав человека и гражданина и Конституция 1793 г. Организа­ция революционной власти. Конвент. Комитет общественного спасения. Комитет общественной безопасности. Комиссары конвента. Революцион­ные комитеты. Армия. Революционный террор.

Переворот 9-го термидора. Реорганизация правительства. Конститу­ция 1795 г. Директория.

Государственный переворот Наполеона Бонапарта (1799 г.). Уста­новление режима Консульства. Конституция 1799 г. Организация высшей государственной власти и административного управления. Органические сенатус-консульты 1802 и 1804 гг. Переход к империи. Армия и полиция. Падение Первой империи Наполеона Бонапарта.

Реставрация монархии Бурбонов. Легитимная монархия. Хартия 1814 г. Июльская монархия. Хартия 1830 г.

Революция 1848 г. и провозглашение Второй республики. Конститу­ция 1848 г.

Государственный переворот Луи Бонапарта 1851 г. Конституция 1852 г. Государственный строй Второй империи. Франко-прусская война и падение империи.

Революция 18 марта 1871 г. и образование Парижской Коммуны. Декларация «К французскому народу» от 19 апреля 1871 г. Основные принципы организации власти Парижской Коммуны. Ликвидация парла­ментаризма. Реорганизация государственного аппарата. Социально-экономические мероприятия Парижской Коммуны. Организация воору­женных сил. Судебная организация. Основные черты права.

Конституционные законы 1875 г. Государственный строй и полити­ческий режим Третьей республики. Национальное собрание. Президент. Правительство. Местное управление. Судебная система. Армия и полиция.

Упрочение республиканского строя. Бюрократизация и милитаризация го­сударственного аппарата.

Создание Французской колониальной империи. Организация управ­ления колониями в Африке и Азии. Протектораты.

Лекция 9. «Революция 1789-1794 гг. и образование буржуазного

Государства во Франции»

План

1. Причины, начало, основные этапы Великой Французской революции.

2. Основные законодательные акты первого этапа революции.

3. Жирондистская республика.

4. Якобинская диктатура.

5. Термидорианская республика.

6. Консульство Наполеона Бонапарта и Первая империя.

7. Легитимная монархия.

8. Июльская монархия.

9. Вторая республика.

10. Вторая империя.

11. Парижская Коммуна.

12. Третья республика.

1. Причины, начало, основные этапы Великой Французской революции.

Формирование буржуазного государства во Франции началось в ходе Великой Французской революции 1789-1794 гг. Главной причиной рево­люции явилось резкое обострение противоречий между господствующей в стране феодальной экономической и политической системой, с одной сто­роны, и развивающимися капиталистическими отношениями, с другой.

В условиях острого экономического и социального кризиса французский абсолютизм был вынужден пойти на созыв Генеральных штатов, которые не собирались более 170 лет. Королевская власть рассчитывала получить поддержку своей политики в Генеральных штатах. Однако с самого начала работы делегаты третьего сословия, поддержанные частью делегатов от других сословий, вступили в конфликт с королевской властью. Большинство депутатов организовались сначала в Национальное собрание (17.06.1789), а позднее в Учредительное собрание (09.07.1789), которое по поручению всей нации должно было учредить новое государство. Попытки короля разогнать Генеральные штаты спровоцировали восстание народа.

Взятие 14 июля 1789 г. королевской тюрьмы Бастилии стало нача­лом революции, олицетворением краха абсолютистского режима и рожде­ния нового государства. Вскоре революционные события охватили всю Францию.

Французскую революцию принято разделять на следующие этапы: 1)14 июля 1789 г. - 10 августа 1792 г. - установление конституционной мо­нархии; 2) 10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г. -установление жирондистской республики; 3) 2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 г. - якобинская диктатура.

С началом революции во Франции сформировалось 3 антифеодаль­ных политических партии: 1) фелъяны (или конституционалисты), пред­ставлявшие интересы крупной финансовой буржуазии и либерального дворянства; 2) жирондисты представляли интересы средней торгово-промышленной буржуазии; 3) якобинцы представляли интересы мелкой буржуазии, ремесленников и крестьянства.

2. Основные законодательные акты первого этапа революции.

С начала революции Учредительное собрание занялось разработкой конституции. Важным этапом стало принятие 26 августа 1789 г. «Декларации прав человека и гражданина». В этом документе были сформулированы важ­нейшие государственно-правовые требования революционной буржуазии.

На содержание Декларации, выдержанной в духе естественно-правовой концепции, существенное влияние оказали идеи французских просветителей XVIII в., а также Декларация независимости США. Ст. 1 Декларации 1789 г. рассматривала человека как существо, от природы на­деленное естественными и неотчуждаемыми правами ("люди рождаются и остаются свободными и равными в правах"). В число естественных прав были включены свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению (ст. 2). В концепции естественных прав реализовывались не толь­ко общедемократические устремления народных масс, но и классовые инте­ресы буржуазии, закреплялись важнейшие отношения капиталистического общества. Так, определение свободы, сформулированное в ст. 4 в формально-юридическом плане как возможность «делать все, что не приносит вреда дру­гому», было, несомненно, центральной и самой демократической идеей Дек­ларации. Но это означало буржуазное понимание свободы, в том числе сво­боды предпринимательства, свободы накопления капитала. Собственность объявлялась правом «неприкосновенным и священным». Незыблемость ча­стной собственности была гарантирована положением: «никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленном законодательством несомненной общественной необходимости, причем лишь на условиях справедливого и предварительного возмещения» (ст. 17).

В Декларации получила воплощение антифеодальная концепция го­сударственной власти как выражения национального суверенитета ("ис­точник суверенитета зиждется по существу в нации"). Любая власть в го­сударстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника, общество имело право требовать отчета от каждого должност­ного лица по «вверенной ему части управления» (ст. 15).

Закон рассматривался как «выражение общей воли», причем все гра-

граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Провозглашалось, что всем гражданам в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. Декларация закреп­ляла ряд политических прав и свобод граждан («право высказывания, пи­сать и печатать свободно» - ст.11; право выражать свои мнения, в том чис­ле религиозные, - ст. 10).

Одной из основных идей Декларации 1789 г. была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, революционная буржуа­зия принимала на себя обязательство построить новый правовой порядок на «твердой основе закона». Согласно ст. 5, все, «что не воспрещено зако­ном, то дозволено», и никого нельзя принуждать к действию, не преду­смотренному в законе. В ст. 8 четко формулировались принципы новой уголовной политики: «Никто не может быть наказан иначе, как в силу за­кона, надлежащим образом изданного и обнародованного до совершения правонарушения». Эти принципы позднее были выражены в классических формулах: «нет преступления и наказания без указания на то в законе», «закон не имеет обратной силы».

Идея законности определяла также процессуальные гарантии личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или аресту иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст.7). В ст.9 указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное. Таким образом, действовала презумпция невиновности в противовес феодальным представлениям о виновности подозреваемого. Декларация 1789 г. имела огромное революционное значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи буржуазного общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка.

Одновременно с принятием Декларации Учредительное собрание приступило к выработке Конституции, которая была утверждена 3 сен­тября 1791 г.

Согласно этому документу Франция была объявлена конституцион­ной монархией. Высшим органом законодательной власти стало однопа­латное Национальное Законодательное собрание, депутаты которого изби­рались на два года населением.

Король считался главой государства и исполнительной власти. Он командовал вооруженными силами, назначал высших чиновников, осуще­ствлял общее руководство внутренней и внешней политикой. Распоряже­ния короля ограничивались контрассигнатурой (подписью министра на акте, исходящем от главы государства) министров, которые могли быть преданы суду Законодательным собранием.

Судебная власть вручалась выбранным судьям, которые могли быть отстранены от должности лишь особым порядком. Для рассмотрения уго-

ловных дел учреждался суд присяжных.

Однако действие этой конституции продолжалось недолго.

3. Жирондистская республика.

10 августа 1792 г. революционный народ Парижа поднял восстание, которое привело к свержению королевской власти. Новым высшим орга­ном власти стал Национальный Конвент, формируемый на основе всеоб­щего мужского избирательного права. 21 сентября 1792 г. Конвент уп­разднил королевскую власть, а на следующий день Франция была объяв­лена республикой.

Руководящие позиции в Конвенте и во Временном исполнительным комитете Конвента (правительственном органе) заняли жирондисты (Бриссо и др.). Они стремились не допустить дальнейшего развития рево­люции. Однако под напором якобинцев и революционного народа жирон­дисты были вынуждены провести ряд радикальных мер. 25 августа 1792 г. жирондистское правительство провело новый аграрный закон, отменив­ший выкуп крестьянами феодальных повинностей. Фактически это узако­нило положение, уже сложившееся в ходе аграрной революции. Был при­нят также декрет о разделе конфискованных земель эмигрантов и передачи их путем бессрочной аренды или продажи крестьянам. В декабре 1792 г. Конвент вынес смертный приговор королю Людовику XVI. В мае 1793 г. по требованию якобинцев он установил максимум цен (твердые цены) на зерно. Однако основная цель жирондистов сводилась к укреплению бур­жуазных экономических порядков. 18 марта 1793 г. Конвент принял закон, устанавливающий смертную казнь для лиц, требующих уравнительного передела земли. Жирондисты готовили расправу над лидерами якобинцев.

В результате политики жирондистов республика оказалась на грани гибели. Внутри страны усиливались мятежи монархистов, началось новое наступление армий феодально-монархической коалиции европейских стран.

4. Якобинская диктатура.

Народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 г. привело к изгнанию жи­рондистов из Конвента и положило начало периоду якобинской диктатуры.

Важное значение имел декрет от 17 июля 1793 г. «Об окончательном упразднении феодальных прав», который отменял безвозмездно все фео­дальные платежи и повинности крестьян. Хотя якобинцы не удовлетвори­ли требований крестьян о бесплатном разделе дворянских земель, все же аграрное законодательство якобинцев стало правовой основой превраще­ния крестьянства в массу мелких частных собственников.

В июле 1793 г. Конвент ввел смертную казнь за спекуляцию предме­тами первой необходимости, в сентябре 1793 г. декретом о максимуме ус­танавливались твердые цены на продовольствие. Однако бесплатного рас­пределения собственности контрреволюционеров среди бедноты города и деревни не было проведено. В мае 1794 г. Конвент ввел систему государ-

частями и т.д. На местах избирались революционные комитеты из наибо­лее активных и преданных революции граждан.

В августе 1793 г. Конвент издал декрет о всеобщем ополчении, согласно которому осуществлялся переход от добровольческого принципа к обязательному набору, т.е. созданию массовой народной армии.

Якобинцы создали специальные органы для борьбы с внешними вра­гами и внутренней контрреволюцией. Они использовали методы револю­ционного террора. Важную роль в организации борьбы с контрреволюцией играл Комитет общественной безопасности, который руководил полици­ей. Он подчинялся только Конвенту. Наделенный правом расследования контрреволюционной деятельности, ареста и предания суду врагов респуб­лики, этот комитет, нередко злоупотреблявший своей властью, стал одним из важнейших органов в системе якобинской диктатуры. Очень часто комитет преследовал и невинных людей.

Чрезвычайно активную роль играл также Революционный трибунал. Судьи, присяжные заседатели, общественные обвинители и их помощники назначались Конвентом. Вся судебная процедура в Революционном трибу­нале отличалась упрощенностью и быстротой, что позволяло вести жест­кую и решительную борьбу с политическими противниками якобинцев -роялистами, жирондистами, агентами иностранных держав.

10 июня 1794 г. Конвент принял декрет «О врагах народа», который еще более упрощал судебную процедуру, но вместе с тем упразднил и эле­ментарные демократические основы судопроизводства. Обвиняемый доп­рашивался только на судебном заседании, но не имел права на адвоката. Считалось, что «защитниками невинно оклеветанных закон считает при­сяжных патриотов; заговорщикам же защитников не полагается». Руково­дством к вынесению приговора должна была служить лишь «совесть» при­сяжных. За все преступления, подлежащие ведению Революционного три­бунала, назначалась смертная казнь. Само понятие «враг народа» по декре­ту было сформулировано широко и неопределенно. Закон позволил прави­тельству усилить террор против «новых богачей», но он повлек за собой и рост казней невинных людей из народа.

5. Термидорианская республика.

К лету 1794 г. основные задачи революции были решены: феодаль­ные отношения ликвидированы, установлена частная собственность на землю. Потому буржуазия начинает тяготиться политикой твердых цен, а политика террора все больше настраивала широкие народные массы про­тив якобинцев.

В Конвенте созрел контрреволюционный заговор (Тальен, Баррас и др.). 27 июля (9 термидора) 1794 г. был осуществлен переворот, вожди яко­бинцев были арестованы и казнены. Пришедшие к власти в результате пере­ворота контрреволюционные круги французской буржуазии, получившие

название термидорианцев, стали постепенно разрушать механизм революци­онной диктатуры, отменять социально-экономическое законодательство якобинцев. Были упразднены Парижская Коммуна, революционные коми­теты и народные общества; реорганизован Революционный трибунал.

В августе 1795 г. Конвент принял новую конституцию Франции (из­вестную как Конституция III года республики). Это была консервативная по содержанию конституция.

Отменялось всеобщее избирательное право, и был восстановлен вы­сокий имущественный ценз. Законодательный корпус состоял из Совета старейшин и Совета 500. Исполнительная власть вручалась Директории из 5 человек, избираемых Законодательным корпусом. Ежегодно состав Директории обновлялся на 1 человека.

Но социальная база новой власти была чрезвычайно узка. Вынуж­денная вести одновременно борьбу с дворянской реакцией и выступления­ми народа, термидорианская буржуазия расчистила путь к установлению военной диктатуры.

6. Консульство Наполеона Бонапарта и Первая империя.

В ноябре 1799 г. популярный и амбициозный генерал Бонапарт с по­мощью войск разогнал Законодательный корпус и правительство (Директо­рию). Юридическим закреплением нового строя стала конституция,_1_7_99 г. Она была утверждена в декабре 1799 г. на плебисците, который проводился под полицейским контролем. В конституции при внешнем сохранении рес­публиканского строя закрепилась военная диктатура Наполеона Бонапарта. В ней не было уже Декларации прав человека и гражданина. Буржуазии и крестьянству гарантировалась собственность, полученная в годы революции в результате конфискаций и разделов дворянских имуществ.

Конституция 1799 г. ввела запутанную и псевдодемократическую сис­тему «участия» граждан в государственных делах. С чисто демагогическими целями Наполеон отменил крайне непопулярный имущественный ценз. По конституции все граждане (мужчины) с 21 года, могли участвовать в избра­нии коммунального списка (1/10 часть от состава граждан в округе). Члены коммунальных списков в свою очередь в той же пропорции составляли де­партаментские списки. Наконец, третья ступень выборов проводилась на де­партаментском уровне, где избиралась 1/10 граждан «для осуществления на­циональных функций». Однако члены этого национального списка не наде­лялись правом проводить выборы в высшие государственные органы, а рас­сматривались лишь как кандидаты на государственные должности. Само комплектование государственных органов происходило на основе сложной системы назначения и выборов. Таким образом, с помощью хитроумной про­цедуры Наполеон по существу ликвидировал характерную для республикан­ского строя выборность государственных органов.

Основным стержнем всей конституционной системы являлась пра-

вительственная власть, которая формально вручалась коллегии из трех консулов, но фактически была сконцентрирована в руках первого консула. Хотя конституция говорила о выборах консулов на 10 лет, она прямо на­значала первым консулом «гражданина Бонапарта», наделяла его особыми функциями и полномочиями.

В 1802 г. в результате нового плебисцита Бонапарт был объявлен пожизненным консулом, а в 1804 г. ему был присвоен титул императора (Наполеон I). Таким образом, Франция не только фактически, но и юриди­чески превратилась в монархию (империю). Установление монархического строя сопровождалось созданием императорского двора. Родственники Наполеона и его ближайшие соратники получили титулы принцев, князей, графов и т.д. Высшие сановники составляли Высокий совет императора, к которому перешел ряд функций Государственного совета и Сената.

Во время Первой империи во Франции окончательно завершился процесс восстановления централизованного и бюрократически организо­ванного государственного аппарата. Большая часть министерств была свя­зана с проведением фискальной, военной и карательной политики.

Местные чиновники (префекты, супрефекты, мэры и др.) назначались центральной администрацией и полностью зависели от нее. Выборные мест­ные советы (муниципалитеты) имели лишь совещательное значение, их ре­шения подлежали утверждению соответствующей администрацией.

Наполеон включил в систему государственного аппарата и католиче­скую церковь, которая была восстановлена в своих правах. Он в 1801 г. подписал с римским папой конкордат, объявивший католицизм религией «подавляющего большинства французского народа». Государство взяло священников на свое содержание, а папа признал за Наполеоном право на­значать на высшие церковные должности. Священники присягали на вер­ность Наполеону.

Дальнейшее развитие получила военная организация. В 1800 г. для имущих классов была введена система найма заместителя, которая позво­ляла уклоняться от военной службы. Отслужившие свой срок солдаты не­редко за деньги продолжали нести военную службу. Так, в армии развива­лись кастовость и профессионализм. Однако многочисленные походы им­ператора требовали все новых наборов и новых жертв.

Особое внимание Наполеон уделял укреплению полицейской систе­мы. Была создана разветвленная система полицейского сыска и шпионажа. В осуществлении карательной политики империи важную роль играли военизированные полицейские соединения - корпус жандармов, находив­шихся в подчинении военного министра. При проведении крупных поли­цейских операций (разгон митингов, массовые аресты и т.д.) отряды жан­дармов передавались в ведение министра внутренних дел или министра полиции. Жандармерия оказывала помощь полиции в поимке преступников, контрабандистов и т.д.

7. Легитимная монархия

Военные поражения Наполеона привели к краху Первой империи. Однако созданная Наполеоном бюрократическая государственная система была сохранена. Государственная организация легитимной (законной) мо­нархии (так именовался режим реставрации «законной» династии Бурбонов) была определена в Хартии 1814 г. В Хартии предусматривались возвращения титулов старому дворянству и сохранение их за новой послереволюционной аристократией. Хартия обеспечивала политическое господство крупных зе­мельных собственников, прежде всего из дворян, но она защищала и буржу­азную собственность. Ст. 9 гласила, что «все виды собственности неприкос­новенны». В Хартии также говорилось о равенстве французов перед законом, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати, недопустимости пре­следования за революционную политическую деятельность.

Король объявлялся верховным главой государства и начальником всех вооруженных сил. Ему предоставлялось право объявлять войну, за­ключать международные договоры, издавать распоряжения и указы. Ис­полнительная власть принадлежала исключительно королю, а законода­тельная власть осуществлялась совместно королем, палатой пэров и пала­той депутатов. При этом право предлагать законопроекты и утверждать их предоставлялось королю.

Палата пэров целиком назначалась королем. Палата депутатов изби­ралась на 5 лет на основе очень высокого имущественного ценза, которым обладали лишь около 12-15 тыс. человек. Не случайно первый же состав палаты был крайне реакционным.

Хартия не предусматривала ответственности правительства перед представительными органами. Король имел право назначать на все долж­ности, в том числе формировать Совет министров. Легитимная монархия сохранила в основных чертах судебную и административную систему Первой империи.

8. Июльская монархия

Реакционная политика роялистов вызывала недовольство буржуазии и всего народа. В июле 1830 г. началось народное восстание, но его ре­зультатами воспользовалась либеральная буржуазия. Она добилась сохра­нения монархии с новым королем (из Орлеанской династии).

Король Луи Филипп издал конституционную Хартию (Хартия 1830 г.), которая представляла собой несколько видоизмененную Хартию 1814 г. За­прещалось введение цензуры, право предложения законов предоставлялось не только королю, а также палате пэров и палате депутатов. Был понижен возрастной ценз: для избирателей — с 30 до 25 лет, для депутатов — с 40 до 30 лет. Был немного снижен и имущественный ценз (соответственно 200 и 500 фр. прямого налога). Хотя число избирателей в результате реформы удвои-

лось, подавляющая масса населения не имела допуска к власти. Новый ре­жим стал называться Июльской монархией (по месяцу революции).

Для подавления республиканской оппозиции и растущего рабочего движения правительство применяло разнообразные методы полицейского надзора и репрессии. Для защиты консервативного государственного строя вместо ликвидированной в 1830 г. жандармерии была создана Националь­ная гвардия из представителей имущих слоев - рантье, торговцев и т.д.

9. Вторая республика.

В феврале 1848 гг. политика Июльского режима привела к новой ре­волюционной ситуации и новому вооруженному восстанию. Луи Филипп отрекся от престола. Созданное в результате революции Временное прави­тельство, состоявшее из представителей различных фракций буржуазии, под давлением народа 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию респуб­ликой. Революционная обстановка вынудила Временное правительство пойти на некоторые социальные уступки (принять декрет о сокращении на 1 час рабочего дня, образовать национальные мастерские для безработ­ных). Из государственного аппарата были удалены откровенные реакцио­неры, выведены войска из Парижа.

Но в своей основе полицейско-бюрократическая машина Июльской монархии осталась нетронутой. Буржуазные политические деятели прове­ли выборы в Учредительное собрание, которое разработало конституцию Второй республики, а в ноябре 1848 г. ее приняло.

В конституции уже не было рассуждений о естественных правах че­ловека, зато содержался набор «социальных» деклараций. Основой рес­публики объявлялись семья, труд, собственность и общественный порядок. Конституция 1848 г. прямо отвергла революционные методы борьбы. Дек­ларируемые в конституции демократические права не должны были выхо­дить за пределы «общественной безопасности» или за рамки специального законодательства.

В системе государственных органов центральное место было отведе­но президенту, независимому от парламента и избираемому на 4 года не­посредственно населением. Президент наделялся широкими полномочия­ми: имел право внесения законопроектов, отлагательного вето, помилова­ния, назначал и смещал министров, генералов и офицеров, а также ряд других должностных лиц. Президент не имел права роспуска Националь­ного собрания, но мог бесконтрольно распоряжаться могущественным по­лицейским и бюрократическим аппаратом и армией.

Национальное собрание, избираемое на 3 года всеобщими выборами, было наделено законодательной властью. Но оно не имело реальных воз­можностей воздействовать на политику исполнительного аппарата. Кон­ституция предусматривала учреждение Государственного совета, назна­чаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также

ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией, т.е. функции административной юстиции.

10. Вторая империя

Президентом Второй республики был избран племянник Наполеона авантюрист Луи Бонапарт. 2 декабря 1851 г. под лицемерным предлогом защиты республики от заговорщиков Луи Бонапарт разогнал Националь­ное собрание и установил открытую военную диктатуру. В демагогиче­ских целях он объявил о восстановлении всеобщего избирательного права. Одновременно был введен режим военного и политического террора, на­правленный против республиканцев и демократических сил.

14 января 1852 г. Луи Бонапарт промульгировал новую конституцию, которая напоминала конституцию 1799 г. Вся полнота власти концентриро­валась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой воору­женных сил, назначал министров и тем самым руководил полицейско-бюрократическим аппаратом. Законодательный процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся Государственным советом, За­конодательным корпусом и Сенатом. Из них лишь Законодательный корпус был выборным учреждением, а члены Государственного совета и Сената на­значались президентом. Таким образом, вся деятельность конституционных учреждений ставилась под контроль президента, власть которого имела лишь слегка замаскированный монархический характер.

Логичным завершением конституции 1852 г. был закон и последую­щий плебисцит о восстановлении во Франции императорской власти в ли­це Луи Бонапарта, взявшего себе имя Наполеона III. Официально Вторая империя была провозглашена 2 декабря 1852 г.

После официального провозглашения империи государственный строй Франции приобретал все более авторитарный характер. Выборы в Законодательный корпус были поставлены под контроль правительства. Вводилась система «официальных кандидатов» от правительства, а канди­даты оппозиции практически не могли вести предвыборную кампанию. В 1854 г. был восстановлен корпус жандармов. Он рассматривался как со­ставная часть армии и находился в подчинении военного министра.

Из-за политического авантюризма Наполеона III в 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Пруссией. Поражение французской армии в этой войне ускорило падение Второй империи.

11. Парижская Коммуна

4 сентября 1870 г. Франция была провозглашена республикой. Было сформировано правительство «национальной обороны». Оно срочно за­ключило унизительный мир с Пруссией, чтобы подавить народное недовольство в Париже.

Предательская политика правительства вызвала восстание 18 марта 1871 г. в Париже. Власть в городе взял ЦК Национальной гвардии, кото­рый выражал интересы рабочего класса и мелкой буржуазии. Он провел ряд неотложных мер: объявлена амнистия по политическим делам, введена отсрочка платежей за квартиры, выданы пособия нуждающимся и пр.

26 марта ЦК Национальной гвардии передал власть избранному на основе всеобщего голосования Совету Парижской коммуны. Его высший орган, Совет Коммуны, выбирался на основе всеобщего избирательного права. Его депутаты были ответственными перед избирателями и в любое время могли быть отозваны со своих постов. Совет Коммуны выбирал из своего состава 10 комиссий, выполнявших его решения. Разделение вла­стей было ликвидировано.

Парижская коммуна просуществовала недолго. В конце мая 1871 г. правительственные войска ворвались в Париж и подавили восстание.

12. Третья республика

Политическая обстановка во Франции после падения Коммуны ха­рактеризовалась общим разгулом реакции. Законом 31 августа 1871 г. во­преки протестам республиканцев Национальное собрание, где большинст­во принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Фактически в это время Франция представляла собой «республику без республиканцев», ибо первые президенты были убежденными монархи­стами. В 1875 г. Национальное собрание было вынуждено принять консти­туцию, где в своеобразной анонимной форме (упоминанием «президента Республики») санкционировало республиканский строй.

Конституция Третьей республики, разработанная монархистами, сильно отличалась от предшествующих конституций Франции. В ней не было Декларации, или вводной части, содержавшей принципы государст­венной власти, перечня прав и свобод граждан и т.д. Конституция всецело сводилась к организации высших государственных учреждений и состояла из трех органических законов: Закона 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закона 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями. Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), а поэтому многие вопросы конституционного устройства респуб­лики оставались неразработанными и решались в последующем с помо­щью текущего законодательства.

Избираемый на 7 лет двумя палатами парламента президент респуб­лики наделялся широкими полномочиями. Он имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все

гражданские и военные должности, имел право помилования. За свои дей­ствия президент не нес политической ответственности.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, изби­раемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоящим из 75 по­жизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным пу­тем особыми коллегиями выборщиками на 9 лет. Сенат был постоянно дей­ствующим, не мог быть распущен, и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Заседания палат проходили независимо друг от друга. Вместе они со­зывались лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции.

Правовой статус Совета министров не был детально разработан. Но «министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства». Закреплялся институт парламентской ответственности правительства. Президент не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров, ответственного перед парламентом. Если пост президента республики был вакантным, Совет министров осуществ­лял всю полноту исполнительной власти.

Специальным законодательством от участия в выборах отстранялись женщины, военнослужащие, население колоний, лица, проживающие в из­бирательном округе менее 6 месяцев или не достигшие 21 года. Выборы проводились по мажоритарной системе с голосованием в 2 тура.

Основные изменения в государственном строе Третьей республики в конце XIX - начале XX в. происходили не путем принятия конституцион­ных законов, а в практике деятельности государственных органов. Суще­ственно сократилась власть президента. Теоретически президент назначал и увольнял министров, но парламентская ответственность правительства фактически выводила Совет министров из-под контроля президента. По молчаливому согласию основных политических партий на пост президента стали подбираться заведомо маловлиятельные политические деятели.

Одним из внешних признаков «всесилия» парламента в период Третьей республики были частые правительственные кризисы. При множе­ственности партийных группировок в парламенте ни одна из них не облада­ла абсолютным большинством голосов, позволяющим ей сформировать од­нопартийное правительство. Совет министров образовывался обычно на ос­нове многопартийных политических блоков, в результате чего его положе­ние не могло быть стабильным и прочным. Были случаи, когда правительст­во могло удержаться у власти лишь несколько недель или даже 1 день.

Усилилось подчинение местных органов центральному правительству.

Самостоятельная работа

Причины и характер Великой французской буржуазной революции.

Законодательная деятельность Учредительного собрания. Организация законодательной власти по конституции Франции 1799 г.

Особенности организации власти в Парижской Коммуне 1871 г.

Вопросы для самопроверки

Почему Великая французская буржуазная революция развивалась по восходящей линии?

Как организация законодательной власти в период Великой фран­цузской буржуазной революции влияла на скорость принятия законов?

Как была реорганизована законодательная власть при Наполеоне Бо­напарте?

Какие изменения происходили в избирательном праве Франции в конце XVIII-XIX вв.?

Какую роль сыграла деятельность Наполеона Бонапарта в формиро­вании буржуазного государства и общества во Франции?

Почему во Франции в конце XVIII - XIX вв. так часто происходила смена формы правления и государственного строя?

Когда во Франции окончательно установился республиканский строй? Каковы хронологические границы Первой, Второй и Третьей республик?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: