Новейшее время»

План

1. Изменения в источниках и системе права.

2. Субъекты права.

3. Вещное право.

4. Обязательства и договоры.

5. Антитрестовское (антимонопольное) законодательство.

6. Семейное право.

7. Трудовое право.

8. Социальное законодательство.

9. Уголовное право.

10. Уголовный процесс.

7. Изменения в источниках и системе права.

Для периода новейшей истории характерны не только существенные изменения в политических системах, конституциях, государственном строе, но и заметная эволюция всей правовой системы стран Запада. Эти изменения связаны прежде всего с процессами развития самого капита-

лизма, вступившего в постиндустриальную фазу, когда право используется для решения новых общественных задач, обусловленных информационной и научно-технической революцией, усложнившейся и модернизирующейся экономикой, обострением различных социальных противоречий.

Основное назначение права в современном обществе состоит в том, чтобы, сохраняя основные устои общества, трансформировать его, приспо­собить к новым общественным потребностям.

Для всех правовых систем современности характерны резкий рост правотворческой активности государственных органов. Значительный рост и усложнение законодательства, появление новых законодательных актов потребовали проведения крупных кодификационных работ. Так, только во Франции в послевоенный период было разработано и принято 19 различ­ных кодексов (трудовой, аграрный, избирательный, пенсионный и др.).

Тенденция к унификации и систематизации захватила и страны англо­саксонской системы права. Так, например, в США в 1926 г. был составлен фе­деральный свод законов, который периодически (раз в 5 лет) обновляется и переиздается. Этот свод содержит разделы, инкорпорирующие действующее законодательство, а также кодифицированные разделы, в которых осуществ­лены пересмотр и упорядочение отдельных отраслей законодательства (на­пример, Уголовный кодекс или Единообразный торговый кодекс).

В Англии в XX веке широко распространилась практика составле­ния консолидированных законов, объединяющих все ранее созданные законодательные акты по данному вопросу или институту права с внесением в них отдельных изменений.

Внутри самих источников права резко увеличивается удельный вес актов исполнительной власти. Характерной чертой права многих стран стал рост делегированного законодательства, т.е. нормативных актов, из­данных органами исполнительной власти по поручению парламента по во­просам, которые ранее относились к исключительной компетенции парла­мента. Одновременно судебный прецедент не только продолжает приме­няться в странах англосаксонской системы права, но и становится вспомо­гательным источником права в странах континентальной системы. В су­дебной практике суды низшей инстанции в большей степени, чем раньше, стали руководствоваться решениями высших судебных инстанций по ана­логичной категории дел.

Развитие государственного регулирования экономики привело к дроблению традиционных отраслей права (гражданского, административ­ного и т.д.) и появлению на их основе новых отраслей законодательства: патентного, авторского, банковского, страхового и т.д. В то же время не­обходимость единообразного регулирования всей совокупности сложных экономических отношений привела к появлению комплексных отраслей права: делового права в США, хозяйственного права в Германии и Австрии, экономического права во Франции и Бельгии. Существенной тенден­цией стало стирание резких различий между частным и публичным пра­вом. В этой сфере наблюдается массированное вторжение императивных норм административного права в область диспозитивных норм граждан­ского и торгового права.

Количественное и качественное расширение экономических и иных связей между государствами стимулировало сближение и унификацию их правовых институтов. Возрастает роль международного права, его реали­зация через внутреннее законодательство (имплементация), например, со­ставленный на межгосударственном уровне типовой нормативный акт принимается отдельными странами как национальный закон.

2. Субъекты права

В течение XX в. существенные изменения происходят в правовом статусе субъектов права. Изменяется, прежде всего, статус физических лиц. В основном утверждается равенство всех лиц без различия национальности, пола, расы, отменяются почти все ограничения в гражданских правомо­чиях замужних женщин, снижается возрастной ценз наступления полной дееспособности (обычно до 18 лет).

Дальнейшее развитие получило законодательство о юридическом лице как особой организационной структуре (фирма, учреждение и т.п.), имеющей, прежде всего, собственную правосубъектность и имущественную обо­собленность.

В большинстве национальных законодательств стало более последо­вательно проводиться различие между юридическим лицом частного права и юридическим лицом публичного права. К юридическим лицам част­ного права относятся банковско-коммерческие, промышленные и другие организации, основанные частными лицами, которые определяют задачи ор­ганизации, создают ее материальную базу. Их статус фиксируется нормами гражданского права и носит в основном диспозитивный характер.

К юридическим лицам публичного права относятся государствен­ные органы, учреждения, предприятия, государство в целом. Они создают­ся на основе публично-правового акта, имеющего императивный характер.

В настоящее время законодательство о юридическом лице частного права получило значительное развитие, особенно в части акционерных об­ществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Это во многом объясняется тем, что именно такие юридические лица стали наибо­лее эффективным инструментом централизации и концентрации капитала

В зависимости от цели деятельности юридические лица принято де­лить на коммерческие и некоммерческие.

Юридические лица публичного права подчиняются частному праву, когда они участвуют в имущественном обороте. Государственные пред­приятия чаще всего выступают в следующих формах: акционерное обще-

ство, общество с ограниченной ответственностью, публичная корпорация, казенное предприятие. Формы АО и ООО в настоящее время оказались оп­тимальными для совмещения государственного и частного капиталов, а также их возможной приватизации путем распродажи акций или паевых свидетельств. Государственные предприятия, имеющие такую форму, под­лежат обычному налогообложению. Подавляющее большинство лиц, заня­тых на них, не рассматриваются как государственные служащие (исклю­чение составляет директорат).

Публичная корпорация - форма юридического лица со 100%-ным го­сударственным капиталом, не предусматривающая деление капитала на акции и паи. Эти предприятия выполняют от имени и по поручению госу­дарства различные экономические, научные и социальные функции (на­пример, корпорация Би-Би-Си в Англии, Комиссариат по атомной энергии во Франции и т.д.). Они ответственны за свою деятельность перед государ­ством, непосредственно перед правительством, но располагают обособ­ленным имуществом и в этой связи наделены правами коммерческой орга­низации. Как правило, им предоставляются налоговые льготы.

Казенные предприятия входят в систему государственного управле­ния, находятся полностью на государственном бюджете и лишены какой-либо хозяйственной, финансовой и юридической автономии. Это прежде всего почта, телеграф, средства телекосмической связи, а также пороховые и гобеленовые предприятия во Франции, пороховые заводы и королевские доки в Англии и т.д.

3. Вещное право

Во всех системах права центральным институтом вещного права яв­ляется право собственности. Континентальная система права понимает под правом собственности совокупность исключительных правомочий собст­венника: право владения, право пользования и право распоряжения.

В большинстве стран объекты права собственности делят на «телес­ное» и «бестелесное имущество», движимые и недвижимые вещи. В XX веке перечень «телесного имущества» был расширен, сюда стали относить электроэнергию, газ, а к «бестелесным» - различные ценные бумаги, това­рораспорядительные документы (товарные свидетельства, складские рас­писки и т.п.). Особым объектом становится определенная часть техниче­ских знаний и практического опыта в области производства, торговли, управления и т.п., представляющих конфиденциальную коммерческую ценность, но не обеспеченных патентной защитой. Они получили юриди­ческое оформление «ноу-хау».

Происходит расширение форм собственности, большое распростра­нение, наряду с частной и государственной, получает смешанная собст­венность (часть ее принадлежит государству, а часть - приватным лицам).

Характерной чертой вещного права в новейшее время стало расширение

законодательных ограничений частных собственников. В континентальной системе права в соответствии с римско-правовой традицией эти ограничения на право земельных собственников определяются как сервитуты.

4. Обязательства и договоры

К числу оснований возникновения обязательств право большинства за­рубежных стран относит, прежде всего, договор и правонарушение (деликт).

Ряд обязательств (например, договор трудового найма) из сферы гражданско-правового законодательства перешел в область трудового пра­ва или других отраслей.

Существенные изменения претерпевает в современном гражданском праве сам договор.

1. Появляются новые виды договоров, обусловленные появлением
лицензионных соглашений, лизинга (долгосрочной аренды машин, обору­
дования) и т.д. Получают развитие бартерные сделки (безвалютный, но
оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформляемый единым
договором).

2. Наметился отход от классических принципов договора: свободы
договора, равенства сторон в договоре, его юридической незыблемости. Осо-­
бенно заметным отход от принципа свободы договора становится в XX в.,
когда крупные компании получают составить формуляр «договора присое­-
динения» (например, договора поставки, который не может быть изменен
контрагентом). Но подобные договоры во многом отменяли юридическое ра­-
венство сторон в договоре, ставили составителя формуляра в привилегиро­-
ванное положение, позволяли ему включить в договор все возможные для не­
го выгоды. Изменяется и принцип незыблемости договора. Уже в ходе первой
мировой войны стало очевидным, что соблюдение многих договоров, а осо­-
бенно договоров о крупных и длительных поставках стало невозможным в ви-­
ду удорожания сырья, его транспортировки и обработки и т.п. В континен­=
тальной ветви права суды стали допускать освобождение должника от испол­=
нения обязательств по причине действия «непреодолимой силы», «непредви­=
денных обстоятельств» и т.д. В англосаксонском праве получило признание
учение о «бесплодности» договора, обосновывающее освобождение от дого­=
ворных обязательств должника в случае резкого изменения условий к момен­=
ту исполнения договора, которое объективно не могло быть предусмотрено
сторонами и которое делает невозможным его реальное исполнение.

5. Антитрестовское (антимонопольное) законодательство

В 1890 г. в США был принят закон Шермана, запрещавшее любое объединение, прежде всего в форме треста, которое ограничивало торгов­лю между штатами. Но применение закона оказалось малоэффективным (за первые 10 лет было возбуждено только 18 дел, большая часть которых не получила должного завершения). Более того, закон Шермана фактиче­ски стали использовать против профсоюзов и стачечного движения.

В 1914 г. в дополнение к этому закону был принят закон Клейтона, запретивший установление монопольных цен на товары. Стремление огра­ничить злоупотребление монополий, а также ущерб, наносимый ими ры­ночному хозяйству, привели к принятию нового федерального антитре­стовского законодательства (1936, 1950 и 1955 гг.) - системы норм, на­правленных против монополизации рынка.

Впоследствии нормативные акты такого рода появились во всех эко­номически развитых странах, составив в конечном итоге особую отрасль права (законы 1947-1953 гг. в Японии; 1948, 1956, 1965 гг. в Англии; 1945 и 1986 гг. во Франции и т.д.).

Ныне условно различаются две основные системы антитрестовского законодательства: американская и европейская. Первая запрещает объеди­нения, мешающие междуштатной торговле, а вторая - преследует монопо­лии, допускающие злоупотребления. В связи с образованием Европейского экономического сообщества антитрестовское законодательство западноев­ропейских стран приобрело более унифицированный характер, чем в дру­гих регионах мира. Но везде антитрестовское законодательство, особенно его применение, не является стабильным.

6. Семейное право

Общей тенденцией развития семейного права стало улучшение право­вого положения женщины, расширение ее правоспособности. Повсеместной тенденцией семейного права явилось облегчение условий развода. В основ­ном утвердилось юридическое равенство супругов в области семейных от­ношений, включая имущественные отношения между ними. Улучшено пра­вовое положение внебрачных детей. Признание правового равенства супру­гов позволило в ряде стран (например, в Германии, Италии, Швейцарии) от­казаться от юридического понятия главы семьи. Большинство национальных законодательств признает право замужней женщины на самостоятельный выбор рода своей деятельности. Более четкую регламентацию получили имущественные отношения супругов. Наиболее распространенными являют­ся два основных вида правового режима семейного имущества: договорный и легальный. Возникновение первого связано с заключением брачного кон­тракта, составляемого до регистрации брака. Этим договором определяется правовой режим имущества каждого из супругов, принадлежащего им до брака, будущего совместно приобретенного в браке имущества, возможных будущих расчетов супругов в области имущества, а также многие другие вопросы имущественного характера. Брачные контракты обычно заключа­ются в среде очень состоятельных людей. Большинство же вступающих в брак вверяют свои имущественные интересы предписаниям закона, т.е. ле­гальному режиму. Наибольшее распространение получили следующие ви­ды легального режима: 1) раздельное имущество (Англия, большинство штатов США, Германия), 2) общее имущество (Франция, некоторые кан-

тоны Швейцарии, 8 штатов США) - все нажитое в браке принадлежит со­вместно супругам, но личной собственностью каждого является добрачное имущество и полученное в браке в качестве дара или наследства, а также приобретенное за счет прибыли от добрачной собственности и от собст­венного заработка; 3) отложенное общее имущество (Дания, Норвегия) -функционирует режим раздельного имущества, но в случае расторжения брака имущество, нажитое в браке, объединяется и делится между супру­гами поровну, причем из совместно нажитого имущества исключается все, что предусматривается режимом общего имущества.

Новой тенденцией семейного права, проявившейся в 90-е гг. XX ве­ка, стало юридическое признание в ряде стран (Дания, Голландия, Велико­британия) однополых браков.

В наследственном праве основные изменения можно свести к сле­дующему:

1) установление единообразного порядка наследования как движи­
мых, так и недвижимых имуществ;

2) улучшение положения пережившего супруга;

3) внебрачные дети стали допускаться к наследству.
7. Трудовое право

Формирование трудового законодательства началось еще в XIX в., однако окончательно отрасль трудового права сложилась только в XX в. Собственники долго не желали связывать себя в отношении наемных ра­ботников нормами закона. Однако все более усиливающаяся коллективная борьба трудящихся вынудила их пойти на серьезные уступки. Угроза ре­волюционных потрясений (по примеру Советской России) и другие причи­ны усиливали стремление правящих кругов к компромиссу.

Трудовое законодательство в основном сосредоточилось на следую­щих вопросах: 1) рабочего времени; 2) признания профсоюзов, включая их права на заключение коллективных договоров; 3) зарплаты; 4) охраны тру­да; 5) права на забастовку и порядка разрешения трудовых споров.

Решение этих вопросов отличается в разных странах, хотя имеется и много общего. В 1918-1920 гг. в большинстве европейских стран были приняты законы, ограничивающие рабочее время 8-ю часами. Впоследст­вии, несмотря на временные отступления, трудящимся удалось добиться введения 40-46-часовой рабочей недели. Профсоюзы получили легальное признание и право на заключение коллективных договоров (КД), обяза­тельных для всех подписавших его предпринимателей и профсоюзов. В Германии закон о КД был принят в 1918 г., во Франции - в 1919 г., в США - в 1935 г. КД регулирует важные вопросы трудовых отношений: размеры зарплаты, порядок изменения надбавки в связи с инфляцией, условия вы­платы премий, охраны труда, общие принципы профессиональной подго­товки и дисциплины труда, арбитраж.

Современное законодательство стран Запада гарантирует право трудя­щихся на забастовку, однако вводятся различные ограничительные нормы, в том числе деление стачек на легальные и нелегальные (забастовки солидарно­сти или политические). Начало забастовки закон стремится затруднить введе­нием разных предварительных условий. В этом отношении характерен приня­тый в 1947 г. в США закон Тафта-Хартли, предусматривающий предупреди­тельный период в 60 дней и право правительства приостанавливать забастовку на 80 дней (так называемый «охладительный период»).

Законодательно установлен минимум заработной платы. В период «Нового курса» президента Ф. Рузвельта в США был принят федеральный закон «О справедливом найме рабочей силы» (1938 г.), установивший мак­симальную продолжительность рабочего времени и минимальный уровень заработной платы. Аналогичные законы действуют также в Англии, Фран­ции и ряде других стран. В некоторых странах эти нормы дополняются принципом «скользящей шкалы», когда рост заработной платы увязывает­ся с индексом роста цен.

8. Социальное законодательство

После окончания 1 и особенно II мировых войн в большинстве стран Запада трудящиеся добились принятия законов о социальном обеспечении в старости, на случаи болезни, полной или частичной утраты трудоспособ­ности и по некоторым другим обстоятельствам. Затем в некоторых разви­тых странах появились законы, облегчающие бедным семьям получение медицинского обслуживания, образования и строительство жилья. Но по­добное законодательство фрагментарно и нестабильно.

Фонд социального обеспечения формируется из многих источников, среди которых наиболее важными являются: социальное страхование, го­сударственная помощь, «универсальная система». Чаще всего им соответ­ствуют и определенные виды социального обеспечения. В большинстве стран применяется социальное страхование, формируемое страховыми взносами наемных работников (обычно в размере 1-1,5% от заработной платы) и взносами предпринимателей (в среднем 1-1,5% от общей суммы выплаченной зарплаты). Через определенное время размер взносов увели­чивается на 0,5-0,75%.

Государственная помощь формируется из средств бюджета и на­правляется только тем, кто после официальной проверки признан не имеющим средств к существованию. Обычно она является дополнением к социальному страхованию. «Универсальная» система предусматривает формирование пенсионного фонда за счет особого налога, который взима­ется со всех граждан, начиная с их совершеннолетия и до достижения ими пенсионного возраста. Размеры пенсий для всех одинаковы, а пенсионный возраст относительно высок. Такая система применялась в Канаде, Шве­ции, Норвегии и некоторых других странах.

9. Уголовное право

Уголовное право в XX в. характеризуется одновременным сосущест­вованием прогрессивной и реакционной тенденций. Наиболее резкие зиг­заги имели место в уголовном праве Германии. Относительно демократи­ческое уголовное право периода Веймарской республики сменяется откры­то реакционным антидемократическим уголовным законодательством вре­мен нацистской диктатуры, упразднившим всякое представление о закон­ности. Широкое распространение получила внесудебная расправа. Нацист­ское законодательство послужило примером для законов других фашист­ских и полуфашистских государств. После окончания II мировой войны на основе Потсдамских соглашений все фашистское законодательство было отменено. С принятием конституции ФРГ 1949 г. началась демократизация и гуманизация уголовного права. Конституция отменила смертную казнь (ст. 101). Подчеркивались традиционные либеральные принципы: «Деяние может подлежать наказанию, только если его наказуемость была установ­лена законом до его совершения»; «Никто не может быть подвергнут мно­гократному наказанию за одно и то же деяние» (ст. 103). Однако демокра­тизация уголовного права в ФРГ проходила неровно, неоднократно замед­ляясь и даже прерываясь.

Прогрессивные и реакционные тенденции определяли развитие уго­ловного права и в традиционных западных демократиях, прежде всего Англии, США, Франции. Даже там в определенные периоды чрезвычайное законодательство и внесудебная расправа получали широкое распростра­нение. Например, принятые в США законы Смита (1940 г.), Маккарэна-Вуда (1950 г.), закон «О контроле за подрывной деятельностью» (1954 г.), а также другие нормативные акты, в частности некоторые исполнительные приказы президентов, настолько явно нарушали важнейшие конституци­онные права граждан, что в конечном итоге это вынужден был признать и Верховный суд США. В этой отрасли наблюдалось так называемое судеб­ное правотворчество. Объективно этому способствуют нечеткие, так назы­ваемые «каучуковые» формулировки некоторых норм уголовного законо­дательства, а подчас и пробелы в нем, что и восполняют суды при рас­смотрении конкретных дел.

С конца 60-х годов в уголовном законодательстве США наметилась некоторая демократизация. В настоящее время уголовное право США со­стоит из параллельно функционирующих Федерального уголовного зако­нодательства и прежде всего УК США 1909 г., основная часть которого была заново переработана в 1948 г. и включена в Свод законов США, а также УК отдельных штатов.

Составленное на основе судебных прецедентов и парламентских актов уголовное право Англии отличается архаичностью, крайней сложностью и противоречивостью, тем не менее, это облегчает судьям выбор из множества

прецедентов такого, который в наибольшей степени отвечает условиям те­кущего момента. Англия до сих пор не имеет единого УК, хотя со второй по­ловины XIX в. начали издаваться консолидированные законы - своего рода кодификации по отдельным видам преступлений. В XX в. увеличилось коли­чество парламентских актов, посвященных уголовному праву (закон об уго­ловном праве 1967 г., закон об уголовно наказуемом покушении 1981 г., за­кон о криминальном повреждении имущества 1971 г. и др.).

В последние десятилетия в уголовном законодательстве многих стран усилилась прогрессивная тенденция. Характерен процесс дщжмгталшации, т.е. перевод малоопасных деяний из разряда преступлений в категорию про­ступков либо вообще исключение их из сферы правонарушений. Другое на­правление - это гуманизация наказаний. Во Франции в 1981 г. отменяется смертная казнь. Смертная казнь отменена также в странах Европейского Союза, Швейцарии, во многих штатах США и других государствах.

Предусматривается возможность замены тюремного заключения вы­полнением «общественно полезной работы». Наказания по многим престу­плениям были ограничены штрафными санкциями.

В то же время появляются новые виды особо опасных преступлений, за которые устанавливается усиленная ответственность. Сюда относятся, прежде всего, терроризм, торговля наркотиками, человеческими органами, оружием, компьютерные преступления и т.д.

10. Уголовный процесс

Противоречивость, присущая развитию уголовного права, характер­на и для современного уголовного процесса. В фашистских и полуфашист­ских государствах либерально-демократические принципы уголовного процесса, были ликвидированы и установлен режим полицейского всевла­стия. После поражения фашизма в ходе второй мировой войны во всех экономически развитых странах наметилась тенденция к демократизации судопроизводства. Однако этот процесс часто приостанавливался, наблю­далось движение вспять.

В англосаксонских странах, прежде всего в Англии и США, получи­ла дальнейшее развитие состязательная форма уголовного процесса, кото­рый формально ведется в виде состязания сторон как в стадии предвари­тельного следствия, так и судебного разбирательства, и спор между сторо­нами решает суд. Формально сбор доказательств лежит на потерпевшем, но этим правом фактически могут воспользоваться лица, имеющие доста­точные средства, чтобы прибегнуть к помощи квалифицированных юри­стов. В остальных случаях эту функцию выполняет полиция, на суде поли­цейские чины выступают фактически как обвинители и как свидетели. В таких условиях роль полиции в уголовном процессе резко возрастает.

Обвинение может быть построено только на доказательствах, полу­ченных законным путем. По результатам слушания суд присяжных выно-

сит решение о виновности или невиновности подсудимого, которое долж­но быть единогласным. Судья же определяет меру наказания. В США лю­бой подсудимый, которому угрожает тюремное заключение на срок свы­ше 6 месяцев, имеет право на суд присяжных. Однако значительное число дел, где наказание не превышает 5 лет лишения свободы, рассматривается судьями единолично в упрощенном порядке, получившим название сум­марного судопроизводства.

Аналогичные тенденции отмечаются и в уголовном праве Англии. Там наблюдается расширение числа дел, рассматриваемых судьями едино­лично. В 1967 г. была проведена реформа суда присяжных, теперь для вы­несения решения достаточно мнения большинства членов жюри.

Уголовный процесс в странах континентальной Европы (прежде все­го, во Франции) традиционно развивался как «смешанный», в котором предварительное следствие полновластно ведется следственным судьей и возглавляется прокуратурой, а судебное разбирательство допускает состя­зательность сторон и должно совершаться на основе демократических уго­ловно-процессуальных принципов. В 1958 г. во Франции был принят но­вый уголовно-процессуальный кодекс. УПК 1958 г., а также законы 1970-1971 гг. и 1981-1983 гг. закрепили гарантии прав и свобод личности в уго­ловном процессе. В то же время судья, председатель судебного заседания, может воздействовать на ведение процесса в желательном направлении.

Большое влияние председательствующего судьи характерно и для судебного процесса в Германии, в том числе и с участием суда присяжных.

Самостоятельная работа

Унификация и систематизация права в новейшее время. Консолиди­рованное законодательство. Возрастание роли административных актов и судебной практики. Делегированное законодательство. Влияние междуна­родного права на национальное законодательство. Взаимодействие нацио­нальных правовых систем.

Причины появления антимонопольного законодательства. Роль ан­тимонопольного законодательства в восстановлении классических прин­ципов обязательственного права.

Антирабочее законодательство. Уголовное законодательство фаши­стских государств.

Вопросы для самопроверки

Какие источники права нового времени сохраняют свое значение и в новейшее время?

Что такое делегированное законодательство?

В каком виде происходит систематизация законодательства в но-

вейшее время в англосаксонской и континентальной системах права?

В каких отраслях законодательства стран Запада влияние международного права важнее собственно национальных законов?

Кто управляет акционерным обществом?

Что такое акция? Какие виды акций существуют?

Какие виды и формы собственности появляются в новейшее время?

В чем проявляются ограничения абсолютной свободы частной собственности в новейшее время?

В чем преимущества и недостатки в управлении государственными и частными предприятиями?

Каковы причины ограничения принципов свободы договора и равенства сторон в договоре в новейшее время?

•Запрещает ли антимонопольное законодательство стран Запада существование монополий?

Какие способы ограничения произвола монополий существуют в антимонопольном законодательстве стран Западной Европы и США?

В чем причины изменений в семейном праве в новейшее время?

Каковы причины появления трудового и социального законодательства в странах Запада?

В чем проявляются антидемократические тенденции в развитии уголовного права стран Запада в новейшее время?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: