Лекция 17. «Государство Италии в новейшее время»

План

1. Италия в XIX - начале XX вв.

2. Установление фашистской диктатуры.

3. Государственный строй фашистской диктатуры.

4. Крах фашистского режима. Образование республики.

5. Конституция 1947 г. Политический режим послевоенной Италии.
1. Италия в XIX - начале XX вв.

В новое время Италия в силу ряда исторических причин вступает от­сталой, политически раздробленной страной. Лишь в середине XIX в. в Италии создались предпосылки для объединения страны и перехода ее на капиталистический путь развития. Государственное объединение здесь шло трудным путем национально-освободительных войн против француз­ского и австрийского господства, получивших название «Рисорджименто» (возрождение). Восемь ведущих итальянских государств были объединены под властью северного королевства Пьемонт лишь к 1861 г., а окончатель­но объединение было завершено в 1870 г., когда в состав Итальянского королевства были включены Республика Венеция и Папская область. С этого и начинается история национального государства в Италии.

Конституцией Италии стала Конституция королевства Пьемонт 1848 г., распространенная в 1860 г. на всю страну. Она в основном воспроизводила французскую Хартию 1830 г. По этой конституции Италия представляла со­бой конституционную монархию. Законодательная власть осуществлялась королем совместно с парламентом. Король формировал правительство, от­ветственное только перед ним, а не перед парламентом, назначал всех долж­ностных лиц государства, был главнокомандующим вооруженными силами, объявлял войну и заключал международные договоры.

Парламент состоял из сената и палаты депутатов. Сенаторы назнача­лись королем пожизненно. Палата депутатов избиралась на пять лет, но могла быть распущена королем досрочно. Избирательным правом первоначально пользовались только мужчины, достигшие 30-летнего возраста, или 21 года, если они были грамотными или платили прямой налог, или обладали земель­ной собственностью или квартирой, или отбыли воинскую повинность.

В Конституции провозглашались основные демократические свобо­ды с обычными оговорками о возможности их ограничения законами.

К началу XX в. роль королевской власти начинает снижаться. Нака­нуне первой мировой войны складываются фактически ответственные пе­ред парламентом правительства.

Первая мировая война, несмотря на то, что Италия оказалась в числе держав-победительниц, привела к резкому обострению всех социальных противоречий в стране.

2. Установление фашистской диктатуры.

Из первой мировой войны Италия вышла экономически истощенной, с огромными внешними долгами, в состоянии тяжелого экономического и политического кризиса. В 1920 г. на Севере страны итальянские рабочие стали захватывать отдельные промышленные предприятия и вводить на них рабочий контроль. Батраки и беднейшие крестьяне на Юге начали за­хватывать необработанные помещичьи земли. Падает влияние старых буржуазных партий: либералов (партии крупной буржуазии), «пополяри» -католической партии, национальной партии аграриев.

В условиях острого социального кризиса активизируется фашист­ское Авижение. Еще в 1915 г. бывший социалист Бенито Муссолини осно­вал первые фашистские организации, выступавшие за участие Италии в войне. В 1919 г. он организовал «Итальянский союз участников войны» -«фаши комбатанте», ставший основой фашистской партии. Для привлече­ния народных масс на свою сторону фашизм широко использовал соци­альную демагогию.

При поддержке крупного капитала, помещиков, генералов Муссолини в октябре 1922 г. организовал «поход на Рим» отрядов вооруженных фашистов. 30 октября 1922 г. король назначил Муссолини главой правительства.

Проведенные в обстановке нарастающего фашистского террора пар-

ламентские выборы 1924 г. позволили фашистской партии получить абсо­лютное большинство мест в парламенте. После этого начинается процесс ликвидации существовавшего режима. В 1926—1927 гг. были запрещены все политические партии и антифашистские организации, закрываются все оппозиционные газеты. Отменяется выборность муниципальных органов. Восстанавливается смертная казнь за политические преступления, созда­ются чрезвычайные трибуналы.

Все это приводит к установлению террористической фашистской диктатуры.

3. Госу дарственный строй фашистской диктатуры.

Установление фашистской диктатуры привело к существенным из­менениям в государственном строе, уничтожению демократических принци­пов организации и деятельности государственного механизма. Это прояви­лось в сосредоточении всей полноты государственной власти в руках фаши­стской верхушки, а особенно вождя фашистской партии, в превращении ру­ководящих органов фашистской партии в ведущее звено государственного аппарата, в строгой централизации государственного управления и лишении представительных органов их реальных полномочий (а затем и в замене их корпоративной системой), в установлении террористического режима.

Формально итальянская Конституция не была отменена, но фактиче­ски она не действовала. Закон «Об обязанностях и прерогативах главы пра­вительства» 1925 г. передал всю полноту исполнительной власти в руки гла­вы правительства, который назначался и отзывался королем и отвечал толь­ко перед чим. Поскольку король к этому времени превратился в марионетку фашистских главарей, Муссолини стал фактически неограниченным главой исполнительной власти. Министры назначались королем по предложению главы правительства и были ответственны перед королем и главой прави­тельства Более того, глава правительства мог направлять работу парламента, так как без согласия правительства ни один вопрос не мог обсуждаться пар-ламентом. По закону «О праве исполнительной власти издавать юридические нормы» 1926 г. глава правительства получил право «в исключительных слу­чаях» и:-.давать постановления, имеющие силу закона.

Следующим шагом стала ликвидация демократических принципов формирования высших представительных органов. «Реформа политиче­ского представительства» 1928 г. установила, что исключительное право выдвижения кандидатов имели только фашистские профсоюзы и другие «легальные» профашистские организации. Из них Большой фашистский совет составлял список для голосования.

Параллельно шла ликвидация представительных органов местного самоуправления. Законы 1926, 1928 и 1932 гг. заменили выборные органы на местах назначаемыми. В дальнейшем парламент в 1938 г. был упразд­нен) и заменен «палатой фаший (фашистских организаций) и корпораций».

Идея создания «корпоративного государства», стоящего над клас­сами, примиряющего интересы «труда и капитала, занимала видное место в фашистской пропаганде. Закон «О правовой организации коллективных трудовых отношений» 1926 г. распускал профсоюзы рабочих, а вместо них создавались «синдикаты» из представителей рабочих и предпринимателей под контролем фашистских чиновников. Основные принципы «корпора­тивной системы» были изложены в Хартии труда 1927 г. Хартия провоз­глашала созданные отраслевые корпорации государственными органами, которые могли издавать обязательные для синдикатов решения в области трудовых отношений и производства.

Важную роль в механизме «корпоративного государства» играла фашистская партия.

Большую роль в идеологической поддержке фашистского режима сыграла католическая церковь, сотрудничество с которой было закреплено в 1929 г. Латеранским пактом. Правительство признало суверенитет папы над территорией Ватикана, а католическую религию - официальной религией страны и обязалось выплачивать Ватикану большие денежные средства. Папа, со своей стороны, признал Рим столицей Итальянского государства, и одобрил политику фашистского режима.

Важное место в системе карательных органов занимала полиция. На­ряду с общей полицией, корпусом карабинеров, полицией безопасности фашисты созданы «Добровольческую милицию общественной безопасно­сти». Для борьбы с политическими противниками была создана также по­литическая полиция - «Организация охраны от антифашистских преступ­лений» (ОВРА), а также «Особая служба политических расследований». Расследованные дела она передавала в «Трибунал защиты государства». На местах были созданы еще «полицейские трибуналы», судившие за проявления антифашистских настроений.

В 1928 году был издан Кодекс полиции безопасности, запрещавший антифашистские политические партии, свободу слова, печати, союзов и т. д. Кодекс предоставил административным органам широкие полномочия для борьбы с «неблагонадежными» (т. е. антифашистскими) элементами. Закон «О защите государства» 1927 г. ввел смертную казнь. Уголовный кодекс 1930 г. резко ужесточал санкции по преступлениям политического характера.

До середины 30-х гг. вооруженные силы Италии были сравнительно немногочисленными. Закон «О военизации итальянской нации» 1934 г. ус­тановил, что «военное обучение должно начинаться, как только ребенок в состоянии учиться, и продолжаться до тех пор, пока гражданин в состоя­нии владеть оружием». Итальянцы считались состоящими на военной службе с 18 до 55 лет.

На путь активной агрессивной внешней политики фашистская Ита­лия вступает в 1935 г., развязав войну против Абиссинии. В 1936 г. фаши-

стские Италия и Германия вмешались в гражданскую войну в Испании. В 1936 г. Италия напала на Албанию и заключила военный союз с Германи­ей. В 1940 г. Италия вступает на стороне Германии во вторую мировую войну, а в 1941 г. присоединяется к агрессивной войне против СССР, за­кончившейся поражением фашистской Германии и ее сторонников.

4. Крах фашистского режима. Образование республики и Консти­
туция 1947 г.

Разгром немецких и итальянских войск под Сталинградом явился одновременно мощным ударом по итальянскому фашизму. Резко усилилось антифашистское движение. Генералы и часть высшего руководства фашист­ской партии стали стремиться избавиться от Муссолини. Большой фашист­ский совет вскоре после высадки в 1943 г. англо-американских войск в Сици­лии принял резолюцию об отставке Муссолини. 25 июля 1943 г. король по­ручил формирование правительства маршалу Бадольо, а Муссолини был аре­стован. Под давлением демократического движения правительство Бадольо распускает фашистские организации и подписывает акт о капитуляции. По­сле этого Север Италии был сразу же оккупирован войсками фашистской Германии, а Юг страны - англо-американскими войсками. Тогда же был об­разован Комитет национального освобождения, в который вошли все анти­фашистские силы страны: коммунисты, социалисты, республиканцы, либера­лы и христианские демократы (бывшая партия «пополяри»).

Весной 1945 г. в результате вооруженного восстания на Севере стра­ны вся Италия была освобождена от гитлеровских войск. Партии антифа­шистской коалиции образовали Временное правительство и вскоре доби­лись отречения от престола короля Виктора Эммануила, сотрудничавшего с фашистами.

Политическая обстановка в стране после окончания второй мировой войны оказалась крайне сложной. Шла острая борьба между демократиче­скими и реакционными силами. На референдуме в июне 1946 г. большин­ство избирателей проголосовало за ликвидацию монархии и установление республики.

5. Конституция 1947 г. Политически режим послевоенной Италии
Учредительное собрание после долгих споров разработало проект

новой конституции Италии, который был утвержден 22 декабря 1947 г.

Конституция провозгласила Италию демократической республикой. Был закреплен широкий круг демократических прав и свобод граждан: ра­венство всех перед законом, свобода и неприкосновенность личности, сво­бода собраний, союзов, политических партий, слова, печати. Были провоз­глашены право на труд, на справедливое вознаграждение за него, равенст­во мужчин и женщин в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, участие трудящихся в управлении предприятиями.

Высшим органом законодательной власти стал двухпалатный парла-

мент. Нижняя палата - палата депутатов - выбирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной избирательной системе. Верхняя палата - се­нат - избирается по областям Италии по смешанной избирательной системе.

Главой государства является президент, избираемый на совместном заседании палат с участием представителей от областей сроком на 7 лет. К полномочиям президент относится верховное командование вооруженны­ми силами, назначения на высшие государственные должности, право по­милования, представительство республики в международных отношениях. Он может в особых случаях издавать декреты, имеющие силу закона, и имеет право роспуска парламента. Но акты президента нуждаются в кон­трассигнации премьер-министра. Правительство Италии назначается пре­зидентом, но ответственно перед парламентом.

Судебную власть возглавляют Высший совет магистратуры — орган по руководству судебной системой и Конституционный суд, в компетен­цию которого входят проверка конституционности законов и иных актов властей, рассмотрение споров между областями и республикой и дел по обвинению президента и министров. Члены Высшего совета магистратуры и Конституционного суда избираются парламентом (1/3) и назначаются президентом и судьями (2/3).

Италия, согласно Конституции, делится на области, провинции и общины, в которых существует выборное местное самоуправление. Одна­ко деятельность местных органов во многом контролируется правительст­венными комиссарами и префектами.

Уже после первых выборов в парламент в 1948 г. больше половины мест получила христианско-демократическая партия, тесно связанная с Ватиканом и выражавшая интересы монополистической буржуазии и крупных землевла­дельцев. Она стремилась не допустить дальнейшей демократизации общест­венной и политической жизни Италии и ограничить права трудящихся.

Христианские демократы, начиная с 1963 г. были вынуждены созда­вать коалиционные правительства «левого центра» вместе с представите­лями социал-демократической, республиканской и социалистической пар­тий. Эти правительства провели ряд демократических преобразований (на­ционализация за выкуп электроэнергетической промышленности, частич­ная аграрная реформа и др.).

Правительственные кризисы, возникавшие в результате противоречий между участниками коалиции, привели в 1972 г. к первым в послевоенный период досрочным выборам в парламент, после которых христианские демо­краты перешли к политике «правого центра», возглавляя правительство с участием социал-демократов, республиканцев и либералов. Только в 1981 г. впервые в послевоенной истории правительство было сформировано пред­ставителем республиканской партии. Но христианские демократы сохраняют позиции ведущей политической силы страны. Для укрепления своего влия-

ния в 1993 г. на фоне упадка других партий христианско-демократическая партия была преобразована в Итальянскую народную партию.

Тогда же произошли изменения в избирательной системе: вместо про­порциональной введена смешанная система и установлен порог представи­тельства партий в палате депутатов - не менее 4% голосов избирателей.

Политическая нестабильность, связанная с отставанием в развитии Юга страны, недопущением к правительственной власти второй крупнейшей партии страны - коммунистов, коррупцией государственного аппарата и пар­ламентских партий, особенно наглядно проявилась в частых правительствен­ных кризисах и смене правительств. Но пока стабильным остается конститу­ционное положение основных институтов государственной власти.

Самостоятельная работа

Особенности объединения Италии. Экономическое развитие страны после объединения.

Особенности фашистского режима в Италии. Корпоративная система. Политическая борьба вокруг принятия конституции 1947 г.

Вопросы для самопроверки

Какие отношения установились между Итальянским государством и папским престолом в XIX - XX вв.?

Почему в Италии раньше всего установилась фашистская диктатура?

Каковы отличия итальянского и германского фашизма?

Что стало причиной падения фашистского режима в Италии?

В чем особенности корпоративной системы в фашистской Италии?

Каковы причины частых отставок правительств в послевоенной Италии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: