План
1. Италия в XIX - начале XX вв.
2. Установление фашистской диктатуры.
3. Государственный строй фашистской диктатуры.
4. Крах фашистского режима. Образование республики.
5. Конституция 1947 г. Политический режим послевоенной Италии.
1. Италия в XIX - начале XX вв.
В новое время Италия в силу ряда исторических причин вступает отсталой, политически раздробленной страной. Лишь в середине XIX в. в Италии создались предпосылки для объединения страны и перехода ее на капиталистический путь развития. Государственное объединение здесь шло трудным путем национально-освободительных войн против французского и австрийского господства, получивших название «Рисорджименто» (возрождение). Восемь ведущих итальянских государств были объединены под властью северного королевства Пьемонт лишь к 1861 г., а окончательно объединение было завершено в 1870 г., когда в состав Итальянского королевства были включены Республика Венеция и Папская область. С этого и начинается история национального государства в Италии.
|
|
Конституцией Италии стала Конституция королевства Пьемонт 1848 г., распространенная в 1860 г. на всю страну. Она в основном воспроизводила французскую Хартию 1830 г. По этой конституции Италия представляла собой конституционную монархию. Законодательная власть осуществлялась королем совместно с парламентом. Король формировал правительство, ответственное только перед ним, а не перед парламентом, назначал всех должностных лиц государства, был главнокомандующим вооруженными силами, объявлял войну и заключал международные договоры.
Парламент состоял из сената и палаты депутатов. Сенаторы назначались королем пожизненно. Палата депутатов избиралась на пять лет, но могла быть распущена королем досрочно. Избирательным правом первоначально пользовались только мужчины, достигшие 30-летнего возраста, или 21 года, если они были грамотными или платили прямой налог, или обладали земельной собственностью или квартирой, или отбыли воинскую повинность.
В Конституции провозглашались основные демократические свободы с обычными оговорками о возможности их ограничения законами.
К началу XX в. роль королевской власти начинает снижаться. Накануне первой мировой войны складываются фактически ответственные перед парламентом правительства.
Первая мировая война, несмотря на то, что Италия оказалась в числе держав-победительниц, привела к резкому обострению всех социальных противоречий в стране.
2. Установление фашистской диктатуры.
Из первой мировой войны Италия вышла экономически истощенной, с огромными внешними долгами, в состоянии тяжелого экономического и политического кризиса. В 1920 г. на Севере страны итальянские рабочие стали захватывать отдельные промышленные предприятия и вводить на них рабочий контроль. Батраки и беднейшие крестьяне на Юге начали захватывать необработанные помещичьи земли. Падает влияние старых буржуазных партий: либералов (партии крупной буржуазии), «пополяри» -католической партии, национальной партии аграриев.
|
|
В условиях острого социального кризиса активизируется фашистское Авижение. Еще в 1915 г. бывший социалист Бенито Муссолини основал первые фашистские организации, выступавшие за участие Италии в войне. В 1919 г. он организовал «Итальянский союз участников войны» -«фаши комбатанте», ставший основой фашистской партии. Для привлечения народных масс на свою сторону фашизм широко использовал социальную демагогию.
При поддержке крупного капитала, помещиков, генералов Муссолини в октябре 1922 г. организовал «поход на Рим» отрядов вооруженных фашистов. 30 октября 1922 г. король назначил Муссолини главой правительства.
Проведенные в обстановке нарастающего фашистского террора пар-
ламентские выборы 1924 г. позволили фашистской партии получить абсолютное большинство мест в парламенте. После этого начинается процесс ликвидации существовавшего режима. В 1926—1927 гг. были запрещены все политические партии и антифашистские организации, закрываются все оппозиционные газеты. Отменяется выборность муниципальных органов. Восстанавливается смертная казнь за политические преступления, создаются чрезвычайные трибуналы.
Все это приводит к установлению террористической фашистской диктатуры.
3. Госу дарственный строй фашистской диктатуры.
Установление фашистской диктатуры привело к существенным изменениям в государственном строе, уничтожению демократических принципов организации и деятельности государственного механизма. Это проявилось в сосредоточении всей полноты государственной власти в руках фашистской верхушки, а особенно вождя фашистской партии, в превращении руководящих органов фашистской партии в ведущее звено государственного аппарата, в строгой централизации государственного управления и лишении представительных органов их реальных полномочий (а затем и в замене их корпоративной системой), в установлении террористического режима.
Формально итальянская Конституция не была отменена, но фактически она не действовала. Закон «Об обязанностях и прерогативах главы правительства» 1925 г. передал всю полноту исполнительной власти в руки главы правительства, который назначался и отзывался королем и отвечал только перед чим. Поскольку король к этому времени превратился в марионетку фашистских главарей, Муссолини стал фактически неограниченным главой исполнительной власти. Министры назначались королем по предложению главы правительства и были ответственны перед королем и главой правительства Более того, глава правительства мог направлять работу парламента, так как без согласия правительства ни один вопрос не мог обсуждаться пар-ламентом. По закону «О праве исполнительной власти издавать юридические нормы» 1926 г. глава правительства получил право «в исключительных случаях» и:-.давать постановления, имеющие силу закона.
Следующим шагом стала ликвидация демократических принципов формирования высших представительных органов. «Реформа политического представительства» 1928 г. установила, что исключительное право выдвижения кандидатов имели только фашистские профсоюзы и другие «легальные» профашистские организации. Из них Большой фашистский совет составлял список для голосования.
Параллельно шла ликвидация представительных органов местного самоуправления. Законы 1926, 1928 и 1932 гг. заменили выборные органы на местах назначаемыми. В дальнейшем парламент в 1938 г. был упразднен) и заменен «палатой фаший (фашистских организаций) и корпораций».
|
|
Идея создания «корпоративного государства», стоящего над классами, примиряющего интересы «труда и капитала, занимала видное место в фашистской пропаганде. Закон «О правовой организации коллективных трудовых отношений» 1926 г. распускал профсоюзы рабочих, а вместо них создавались «синдикаты» из представителей рабочих и предпринимателей под контролем фашистских чиновников. Основные принципы «корпоративной системы» были изложены в Хартии труда 1927 г. Хартия провозглашала созданные отраслевые корпорации государственными органами, которые могли издавать обязательные для синдикатов решения в области трудовых отношений и производства.
Важную роль в механизме «корпоративного государства» играла фашистская партия.
Большую роль в идеологической поддержке фашистского режима сыграла католическая церковь, сотрудничество с которой было закреплено в 1929 г. Латеранским пактом. Правительство признало суверенитет папы над территорией Ватикана, а католическую религию - официальной религией страны и обязалось выплачивать Ватикану большие денежные средства. Папа, со своей стороны, признал Рим столицей Итальянского государства, и одобрил политику фашистского режима.
Важное место в системе карательных органов занимала полиция. Наряду с общей полицией, корпусом карабинеров, полицией безопасности фашисты созданы «Добровольческую милицию общественной безопасности». Для борьбы с политическими противниками была создана также политическая полиция - «Организация охраны от антифашистских преступлений» (ОВРА), а также «Особая служба политических расследований». Расследованные дела она передавала в «Трибунал защиты государства». На местах были созданы еще «полицейские трибуналы», судившие за проявления антифашистских настроений.
В 1928 году был издан Кодекс полиции безопасности, запрещавший антифашистские политические партии, свободу слова, печати, союзов и т. д. Кодекс предоставил административным органам широкие полномочия для борьбы с «неблагонадежными» (т. е. антифашистскими) элементами. Закон «О защите государства» 1927 г. ввел смертную казнь. Уголовный кодекс 1930 г. резко ужесточал санкции по преступлениям политического характера.
|
|
До середины 30-х гг. вооруженные силы Италии были сравнительно немногочисленными. Закон «О военизации итальянской нации» 1934 г. установил, что «военное обучение должно начинаться, как только ребенок в состоянии учиться, и продолжаться до тех пор, пока гражданин в состоянии владеть оружием». Итальянцы считались состоящими на военной службе с 18 до 55 лет.
На путь активной агрессивной внешней политики фашистская Италия вступает в 1935 г., развязав войну против Абиссинии. В 1936 г. фаши-
стские Италия и Германия вмешались в гражданскую войну в Испании. В 1936 г. Италия напала на Албанию и заключила военный союз с Германией. В 1940 г. Италия вступает на стороне Германии во вторую мировую войну, а в 1941 г. присоединяется к агрессивной войне против СССР, закончившейся поражением фашистской Германии и ее сторонников.
4. Крах фашистского режима. Образование республики и Консти
туция 1947 г.
Разгром немецких и итальянских войск под Сталинградом явился одновременно мощным ударом по итальянскому фашизму. Резко усилилось антифашистское движение. Генералы и часть высшего руководства фашистской партии стали стремиться избавиться от Муссолини. Большой фашистский совет вскоре после высадки в 1943 г. англо-американских войск в Сицилии принял резолюцию об отставке Муссолини. 25 июля 1943 г. король поручил формирование правительства маршалу Бадольо, а Муссолини был арестован. Под давлением демократического движения правительство Бадольо распускает фашистские организации и подписывает акт о капитуляции. После этого Север Италии был сразу же оккупирован войсками фашистской Германии, а Юг страны - англо-американскими войсками. Тогда же был образован Комитет национального освобождения, в который вошли все антифашистские силы страны: коммунисты, социалисты, республиканцы, либералы и христианские демократы (бывшая партия «пополяри»).
Весной 1945 г. в результате вооруженного восстания на Севере страны вся Италия была освобождена от гитлеровских войск. Партии антифашистской коалиции образовали Временное правительство и вскоре добились отречения от престола короля Виктора Эммануила, сотрудничавшего с фашистами.
Политическая обстановка в стране после окончания второй мировой войны оказалась крайне сложной. Шла острая борьба между демократическими и реакционными силами. На референдуме в июне 1946 г. большинство избирателей проголосовало за ликвидацию монархии и установление республики.
5. Конституция 1947 г. Политически режим послевоенной Италии
Учредительное собрание после долгих споров разработало проект
новой конституции Италии, который был утвержден 22 декабря 1947 г.
Конституция провозгласила Италию демократической республикой. Был закреплен широкий круг демократических прав и свобод граждан: равенство всех перед законом, свобода и неприкосновенность личности, свобода собраний, союзов, политических партий, слова, печати. Были провозглашены право на труд, на справедливое вознаграждение за него, равенство мужчин и женщин в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, участие трудящихся в управлении предприятиями.
Высшим органом законодательной власти стал двухпалатный парла-
мент. Нижняя палата - палата депутатов - выбирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной избирательной системе. Верхняя палата - сенат - избирается по областям Италии по смешанной избирательной системе.
Главой государства является президент, избираемый на совместном заседании палат с участием представителей от областей сроком на 7 лет. К полномочиям президент относится верховное командование вооруженными силами, назначения на высшие государственные должности, право помилования, представительство республики в международных отношениях. Он может в особых случаях издавать декреты, имеющие силу закона, и имеет право роспуска парламента. Но акты президента нуждаются в контрассигнации премьер-министра. Правительство Италии назначается президентом, но ответственно перед парламентом.
Судебную власть возглавляют Высший совет магистратуры — орган по руководству судебной системой и Конституционный суд, в компетенцию которого входят проверка конституционности законов и иных актов властей, рассмотрение споров между областями и республикой и дел по обвинению президента и министров. Члены Высшего совета магистратуры и Конституционного суда избираются парламентом (1/3) и назначаются президентом и судьями (2/3).
Италия, согласно Конституции, делится на области, провинции и общины, в которых существует выборное местное самоуправление. Однако деятельность местных органов во многом контролируется правительственными комиссарами и префектами.
Уже после первых выборов в парламент в 1948 г. больше половины мест получила христианско-демократическая партия, тесно связанная с Ватиканом и выражавшая интересы монополистической буржуазии и крупных землевладельцев. Она стремилась не допустить дальнейшей демократизации общественной и политической жизни Италии и ограничить права трудящихся.
Христианские демократы, начиная с 1963 г. были вынуждены создавать коалиционные правительства «левого центра» вместе с представителями социал-демократической, республиканской и социалистической партий. Эти правительства провели ряд демократических преобразований (национализация за выкуп электроэнергетической промышленности, частичная аграрная реформа и др.).
Правительственные кризисы, возникавшие в результате противоречий между участниками коалиции, привели в 1972 г. к первым в послевоенный период досрочным выборам в парламент, после которых христианские демократы перешли к политике «правого центра», возглавляя правительство с участием социал-демократов, республиканцев и либералов. Только в 1981 г. впервые в послевоенной истории правительство было сформировано представителем республиканской партии. Но христианские демократы сохраняют позиции ведущей политической силы страны. Для укрепления своего влия-
ния в 1993 г. на фоне упадка других партий христианско-демократическая партия была преобразована в Итальянскую народную партию.
Тогда же произошли изменения в избирательной системе: вместо пропорциональной введена смешанная система и установлен порог представительства партий в палате депутатов - не менее 4% голосов избирателей.
Политическая нестабильность, связанная с отставанием в развитии Юга страны, недопущением к правительственной власти второй крупнейшей партии страны - коммунистов, коррупцией государственного аппарата и парламентских партий, особенно наглядно проявилась в частых правительственных кризисах и смене правительств. Но пока стабильным остается конституционное положение основных институтов государственной власти.
Самостоятельная работа
Особенности объединения Италии. Экономическое развитие страны после объединения.
Особенности фашистского режима в Италии. Корпоративная система. Политическая борьба вокруг принятия конституции 1947 г.
Вопросы для самопроверки
Какие отношения установились между Итальянским государством и папским престолом в XIX - XX вв.?
Почему в Италии раньше всего установилась фашистская диктатура?
Каковы отличия итальянского и германского фашизма?
Что стало причиной падения фашистского режима в Италии?
В чем особенности корпоративной системы в фашистской Италии?
Каковы причины частых отставок правительств в послевоенной Италии?