Анархистские и революционные идеи в декларациях футуристов и произведениях немецких экспрессионистов накануне Первой мировой войны. Антибуржуазный пафос выступлений дадаистов. Влияние Октябрьской революции и сочувствие идеям построения нового общества в России. Социальный утопизм программы «Баухаза», размышления Ле Корбюзье о социальной роли архитектора в обществе. Широкое распространение левых идей и деятельность левых объединений художников в Европе. Антимилитаристические настроения, социализированность и определенность политических позиций художников немецкого экспрессионизма 20-х годов. Призыв к милосердию и состраданию в трагических образах Эрнста Барлаха («Памятник павшим» в Гюстрове). Темы насилия, болезней, голода, войны, лживости буржуазного общества в картинах Отто Дикса («Ужасы войны»), Макса Бекмана («Ночь») и графических сериях Георга Гросса. Социальный гуманизм и социальная критика в графике Кете Кольвиц (серии «Голод», «Смерть»).
Искусство как средство пропаганды идей национал-социализма в политике фашистской Германии. Разгром экспрессионизма и всех левых направлений в искусстве и архитектуре. Возрождение академизма и традиционных форм реалистической живописи. Мифологизация образа вождя, интерес к героям национальных легенд и эпоса, милитаризация сознания и культ силы, имперские амбиции (Альберт Шпеер — Рейхсканцелярия в Берлине, проект реконструкции Берлина; Элк Эрлер — «Портрет Гитлера»; Йозеф Торак — «Товарищество»).
Гражданская война в Испании в трагических композициях Дали («Предчувствие гражданской войны, мягкая конструкция с вареными бобами»). «Герника» Пикассо — апокалиптическая картина гибели, страдания, гнева и протеста. Активная политическая деятельность Пикассо в 40-50-е годы: участие в движении сторонников мира и создание графического символа этого движения — «голубя мира».
Монументальная живопись Мексики 20-40-х годов. Политическая и художественная деятельность Диего Риверы и Давида Альфаро Сикейроса. Соединение революционных идей, социальных тем, образов индейского фольклора. Необычность живописных решений (Ривера — росписи Национального дворца в Мехико, Сикейрос — «Портрет буржуазии» в Клубе профсоюза электриков в Мехико).






