Амфитеатр Флавиев (Колизей) в Риме

человека, а говорят о непреклонной воле, поставившей их правильными рядами в одинаковых арочных проемах. Статуи еще больше подчеркивают воплощенную в архитектуре Колизея волю, подчиняющую, подавляющую и принижающую человека.

Архитектура Парфенона — создание республики, архитектура Колизея — порождение рабовладельческой военной империи.

В готической архитектуре, которую К. Маркс сравнивал с «утренней зарей», отразился важный этап развития средневековья, эпоха роста городов. Готика — порождение города, его гордость, его слава.

Главным сооружением города был собор. В архитектурном образе собора, его устремлении ввысь нашли свое выражение основные идеи господствующей христианской религии.

Величие готических соборов не от размеров и не от грандиозности архитектурных масс. Оно — результат продуманной системы пропорций.

Сплошную каменную оболочку стен в соборе заменили стройные опоры, словно взметнувшиеся в небо. Они образуют каркас здания. Чтобы создать такую каркасную систему, нужны были конструкции, которые отличались от всего того, что было раньше.

На помощь строителям пришла стрельчатая арка. Готические арки и своды легче, воздушнее массивных римских сводов. Их держат столбы из тщательно отесанного камня. Эти столбы имеют вид пучка жгутов. Тонкие каменные жгуты поднимаются от пола вдоль столба, затем словно соскальзывают с него, тянутся вверх образуя ребра свода, и пересекаются между собой в самой высокой его точке.

Готическая конструкция предельно облегчила все части здания, придав ему кружевное изящество. Красоту фасадов готических соборов подчеркивали многочисленные скульптуры и витражи.

Готическая архитектура должна была убеждать в бренности всего земного. В то же время человек своим разумом и трудом доказывает прямо противоположное. Поэтому готический собор не столько каменный гимн религии, сколько гимн земной красоте, гимн таланту мастеров, трудившихся во славу родного города.

Греки заложили основы архитектуры, разработав ордерную систему. Ее использовали римляне, применив новые искусственные материалы (кирпич, бетон), закладывая основы строитель- ной техники и организации работ. Готика породила принципиально новую конструктивную систему арок и сводов.

Эти достижения использовались строителями последующих эпох. Они получили дальнейшее развитие в архитектуре Ренессанса (Возрождения), барокко, классицизма, конструктивизма. Италия XV в. Эпоха Возрождения, эпоха гуманизма. Новое художественное мировоззрение, в центре которого опять стал человек. За исходное начало берется античное наследие. Из античной архитектуры Ренессанс перенимает ордерную систему. Колонна, балка, свод, купол — основные элементы архитектурных композиций. Архитектура характеризуется простотой, спокойствием форм и ритмов. Наряду с храмами строится много гражданских, светских зданий. Основные черты этих построек— симметричность композиции, горизонтальное членение на этажи, четкий ритм в размещении окон и архитектурных деталей, Для внутреннего убранства зданий широко используется скульптура, лепка, живопись.

Зодчий эпохи Возрождения — многогранно одаренный человек - архитектор, скульптор, художник и талантливый инженер одновременно.

Классическим памятником итальянского Ренессанса является храм Св. Петра в Риме. Начинал его строительство архитектор Браманте, продолжил знаменитый художник Рафаэль Санти, который пытался решить проблему взаимосвязи живописи, скульптуры и архитектуры. Заканчивал постройку собора (возведение купола) гигант эпохи Возрождения Микеланджело.

Строители эпохи Ренессанса наряду с традиционными материалами (кирпич, природный камень) широко использовали строительные растворы. Растворы применяли не только в кладке, но и в виде гладкой или рельефной штукатурки. Практически Ренессанс — период наступления штукатурки в архитектуре.

В период позднего итальянского Ренессанса были заложены основы для нового направления в архитектуре и искусстве — стиля барокко (barocco (итал.) - причудливый).

Барокко перенимает предыдущую технику строительства. В барокко часто используют кирпич и штукатурку. Поверхности стен богато украшают архитектурными деталями, выполненными из штукатурного раствора. Архитектуру барокко иногда даже называют «штукатурной архитектурой».

Главный принцип нового направления —динамизм, иллюзия движения пространства и формы, сложность объемов, криволинейность линий, обилие скульптуры и лепных украшений.

Возникший в Италии стиль барокко просуществовал там не более века, но с конца XVI до середины XVIII в. он был господствующим дворцовым стилем во всех странах Западной Европы и России.

Яркий пример архитектуры барокко — здание знаменитой Дрезденской картинной галереи — Цвингер (или Цитадель), построенное архитектором Пеппельманом. Первоначально здание было задумано как часть большого ансамбля для празднеств под открытым небом.

Как бы устав от динамики, праздничности, вычурности барокко, зодчие вторично обратились к простым, ясным формам античности, наполнив их новым содержанием.

Возникновению классического стиля в искусстве способствовало развитие науки, особенно философии и литературы (XVIII век — век просвещения), а также начавшиеся в 1748 г. раскопки Помпеи.

Классицизм был выражением философского рационализма, идеологией и искусством нового нарождающегося класса — буржуазии.

В период классицизма в архитектуре закладывались новые градостроительные принципы. Города застраивали согласно регулярному плану; внимание зодчего было направлено на создание крупных, выразительных ансамблей. Пример тому — застройка новой столицы России — Петербурга.

На смену веку просвещения пришел XIX век — век бурно развивающегося капитализма.

Новая экономическая формация, однако, не породила нового стиля в архитектуре. Это было время подражания различным стилям, а иногда и полного смешения их, что называется эклектикой.

Но XIX в. открыл эру технического прогресса в строительстве. Уже с начала века в строительстве начали активно использовать металлы: чугун, кованое железо, затем сталь. Первое применение в качестве основного строительного материала получило стекло («Хрустальный дворец» на I Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. был построен из застекленных панелей). В конце века из металла возводили сложные пространственные конструкции. В 1889 г. по проекту А.-Г. Эйфеля центре Парижа в связи со Всемирной выставкой была возведена башня высотой 300 м, смонтированная из стальных элементов. Со временем это сооружение стало символом Парижа.

Использование металлического каркаса открыло возможность возведения в США сверхвысоких зданий-небоскребов. Необходимость строительства таких сооружений была вызвана повышением в условиях капитализма стоимости земли в центре больших городов.

Помимо металла во второй половине XIX в. начинают применять другие прогрессивные материалы: бетон и железобетон.

Эти материалы, вызванные к жизни большими масштабами строительства, повлияли на дальнейшее развитие мировой архитектуры.

XX век — «атомный век», «космический век», век научных открытий и технического прогресса, век скоростей и развития международных связей. Происходит бурный рост городов. Архитектура все больше принимает функциональный и интернациональный характер.

Лидер новой архитектуры — французский архитектор Ле Корбюзье в 30-е годы выдвинул пять принципов современного стиля: столбы (здание строят на столбах), плоская крыша (ее используют в качестве сада), свободная планировка (использование каркасных систем), свободное оформление фасада, удлиненное окно (ленточное остекление).

Принципы эти были не новы, но, объединенные в целостную систему, они стали программой для архитектуры XX в. Ле Корбюзье уделял большое внимание градостроительным проблемам и даже предлагал проекты идеального современного города («лучезарный город» 1935г.— проект не осуществлен).

Осуществление таких проектов — дело будущих строителей.

Запретный город в центре Пекина, главный дворцовый комплекс китайских императоров с XV по начало XX века. Рисунок Минской эпохи

История архитектуры — академическая дисциплина, исследующая функциональное, конструктивное и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве в соответствии с социальными потребностями и научно-техническими условиями.

История архитектуры охватывает изучение закономерностей развития архитектуры в связи с общими закономерностями исторического процесса, историей культуры и общества[1].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: