Венок вот этот свил. То заповедный луг.
Там не пасут овец, и никогда еще
Коса там не гуляла, только пчел рои
Весной кружатся над травой нетронутой
Сама богиня Чести орошает луг
Речною влагой.
Философы видели в подобном образе жизни высший идеал. Вдали от городской суеты Ипполит имеет возможность общаться с богиней, слушать ее голос, хотя ине видеть глазами. Его удел - строгий образ жизни, а стыдливость — прирожденное свойство. Ипполит — тип ученого, философа, которого не совлекут с избранной им стези наслаждения и соблазны. Для него общение с людьми, духовно близкими, с единомышленниками — высшее наслаждение.
В открывающем трагедию монологе богиня Афродита не скрывает неудовольствия теми, кто чурается любви. Киприда уязвлена: Ипполит отдал симпатии не ей, богине любви, а Артемиде. Она предрекает, что Ипполит «в последний раз глядит на свет сегодня и в Аид уйдет».
Желая наказать Ипполита, она осуществляет изощренную месть. Зажигает страсть к Ипполиту в душе Федры, зная, что царица не встретит взаимности. Жертвой Киприды становится невинная Федра. Более того, своим жестокосердием Афродита кичится:
Не настолько я ее
Жалею, чтобы сердца не насытить
Паденьем ненавистников своих.
ПСИХОЛОГИЗМ ОБРАЗА ФЕДРЫ. Федра, в сущности, центральное лицо трагедии, хотя в заголовок вынесено имя Ипполита. Страдания, переживания Федры, конфликт чувств в ее душе составляют главное психологическое содержание трагедии, ее пафос. В то время как Ипполит вместе с друзьями жизнерадостен, полон юных сил и возносит благодарственную молитву Артемиде, Федра терзаема муками любви. Они сродни болезни, как в этом признавалась еще Сапфо. Федру мучает сознание греховности ее страсти: она замужем, а влечение к пасынку — особенно позорно. Безжалостно корит себя честная по натуре Федра:
Горе, горе! За что, за какие грехи?
Где рассудок мой? Где доброчестие мое?
Я совсем обезумела. Пагубный бес
Победил меня. Горе мне, горе!
Няня, снова скорей покрывалом укрой
Эту бедную голову. Совестно слов