Глава 1. Массовые праздники Древней Греции

Во все времена, при всех общественных формациях массовые праздники были светлыми днями в жизни всех народов. В них выражались лучшие чаяния и устремления людей, раскрывались их богатые дарования, проявлялось извечное тяготение человека к общим действиям.

Массовые праздники всегда занимали видное место в системе воспитания и организации досуга.

Массовый праздник, как любой другой вид искусства, необходимо рассматривать в конкрет­ном историческом и культурном контексте каждой эпохи. Только такой подход может быть признан целесообразным, т. к. именно он позволяет исследовать явление искусства во всей его смысловой и эстетической полноте.

История массовых праздников восходит к античным временам, и поэтому, прежде всего, обратимся к богатейшим культурным традициям Древней Греции.

Культура Древней Греции — это гуманистическая основа античной культуры. Она была рождена в том районе земного шара, где впервые сложились понятия таких духовных ценностей, как человечность, гармоничность личности, гражданская свобода. Об этой эстетической и гражданственной ценности античного насле­дия в свое время писал В. Г. Белинский: «На почве Греции выросло новейшее человечество... Обаятелен мир древности. В его жизни зерно всего великого, благородного, доблестного, потому что основа его жизни — гордость личности, неприкосновенность лич­ного достоинства».

Праздники Древней Греции возникли на основе мифических сказаний.

Греки боялись грозных сил окружавшей их природы и не по­нимали их. Они верили, что природой управляют многочисленные боги.

Богов греки представляли себе в виде людей, но бессмертных и могущественных.

Греки верили, что всю природу населяют боги и богини. Лесных богов греки называли сатирами и представляли их себе в виде людей, обросших шерстью и с козлиными рогами. Богинь источников изображали в виде девушек и называли нимфами-невес­тами. Считалось, что у каждой отрасли хозяйства — земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремесел есть свой бог-покровитель.

Из простых религиозных обрядов и ритуалов возникали тради­ции праздников, которые впоследствии становились общенародными.

История и литература оставили нам описания прекрасных, немеркнущих в своей красоте праздников античной Греции. В эпоху Древней Греции мы видим тщательно подготовленные и организованные народные празднества, которые уже несли в себе элементы сценарной разработки и режиссуры.

Большое распространение имели в Греции древние празднества плодородия. Изображая победу светлых сил жизни над темными — над силами смерти, земледельцы рассчитывали на содействие богов в получении богатого урожая, на удачу в разведении скота. На этих праздниках люди приветствовали животворящие силы в форме разгула, обжорства и всяческой разнузданности. Смех, перебранка представлялись средствами, магически обеспечива­ющими победу жизни. Обычные в течение года правила приличия снимались на время этих праздников! Звучали насмешливые песни, которые служили средствами обличения, общественного порицания, насмешливой критики. В эпоху классового расслоения обрядовая вольность такой насмешливой, позорящей песни стано­вится одним из орудий борьбы народа с власть имущими.

В Древней Греции не существовало мощных жреческих органи­заций, сковывающих свободное мифотворчество народа, поэтому антропоморфизм мифологических представлений сохранился у них и при зарождении и дальнейшем развитии классового общества. Этим объясняется то, что почти в каждом городе-государстве Греции были свое божество и свои обряды.

Наиболее распространенный, общий для многих племен и государств Греции был культ Диониса, наиболее почитаемого бога. Дионис — бог виноделия. Ему посвящались праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино. В дни этих праздников из деревни в деревню и по городам ходили толпы земледельцев, распевая песни и танцуя. Изображая сатиров, они надевали на себя козлиные шкуры. Нараспев, они рассказывали миф о Дионисе: будто бы Дионис умер, а с ним умерла и природа, но весной он воскрес, а с ним воскресла и природа. В этом мифе древние греки пытались объяснить себе, почему осенью растения увядают, а весной вновь про­буждаются.

До нас дошло четыре праздника Диониса:

1. Малые Дионисии;

2. Линей;

3. Анфестерий;

4. Великие Дионисии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: