Великие Дионисии

Великие Дионисии — главный праздник в честь бога Диониса. Он праздновался в марте.

Первоначально главной частью Великих Дионисий была тор­жественная процессия, во время которой деревянное изображение Диониса переносили из Денейского святилища в храм близ рощи Академа. Весь город от храма Диониса до Академа заполняло праздничное шествие, а у статуи Диониса весь день выступали хоры мальчиков, ночью - ряженые пели песни и развлекались. Праздники длились около недели.

Позднее, главную роль в Великих Дионисиях вместо торжественной процессии в честь Диониса, стали играть пышные теат­рализованные представления, которые продолжались два дня. В период расцвета рабовладельческой демократии, торжественные шествия и игры, выросшие из древних обрядов и культов, всемерно поддерживались городами-государствами. Организацию праздни­ков и их оплату городские власти брали на себя. Поэтому народные празднества процветали, образовывая новые и новые формы мас­совых состязаний-представлений. Великие Дионисии знаменовали победу весны над зимой, это были дни, о которых говорили: «Тогда воз­рождается жизнь и расцветают на бессмертной земле прекрасные цветы, смешиваются фиалки и розы, чтобы увенчать прекрасное чело». Вся деловая жизнь замирала. Не собирались собрания, закрывались суды. Аресты не разрешались, узников отпускали на поруки, кредиторам запрещалось требовать возвращения долга. Все находились под охраной Диониса. В городе царила радость. Строгая кара ожидала каждого, кто оскорбит какого-либо граж­данина. Известен случай: один афинянин ударил своего врага во время праздничного шествия, за что был приговорен к смерти. А оскорбление поэтов, хорегов, актеров и хоревтов приравнивалось к оскорблению самого бога, потому что их личность считалась священной. Еще до начала праздника народ устремлялся на прогон — первый акт Дионисийских торжеств, пролог и программу драматических представлений, предшествующий агону, т. е. состя­занию поэтов. Вместе с актерами, хорегами и хоревтами поэты представали перед зрителями не в театральных костюмах, а в своих лучших платьях, с венками на голове. Каждый поэт представлял своих актеров и хор, свою трагедию. Первый создатель этого церемониала и первый создатель трагедии - Феспид. Именно он ввел в хоры первого актера, который мог вести разговор с запе­валой, прерываемый песнями хора. Основной темой трагедии были героические предания в форме эпоса. Фаспид устранил сатиров. Его хор состоял из мужчин или мальчиков. Фаспид объезжал во время праздника города и представлял прибытие Диониса на корабль, поставленный на колеса (по латыни «каррус навалис»). Писистрат оставил поэта в Афинах устраивать празд­ники для своих горожан с первыми в мире театральными представ­лениями на афинской опоре. В первый день праздника блестящая процессия проносила по улицам города деревянную статую Дио­ниса. Ее снимали с пьедестала в храме Диониса и переносили в другое священное место, расположенное на пути в Элевферы, а оттуда в театр, т. е. статуя повторяла тот путь, по которому Дионис однажды совершил свой первый въезд в Афины. В процес­сии принимал участие весь город. Впереди шел распорядитель праздника. В его распоряжении были 10 граждан — организаторов шествия, которые должны были оплачивать все расходы по про­цессии (позднее, с конца IV в. до н. э. выбор их происходил по же­ребьевке). Свита, окружавшая статую, была одета в хламиды, с петасами на голове (петас - войлочная шляпа с 4-угольными полями) и вооружена копьями и мечами. Затем шли камефоры - носильщицы корзин, выбранные из числа самых красивых девушек города. Они несли на головах золотые корзины, наполнен­ные плодами. Спрятанные под плодами змеи наводили на зрителей ужас, внезапно выпрямляясь и поднимая свои плоские головы. В сопровождении богато одетых хореватов шли хореги. Пурпурный плащ Алкивиада вызывал всеобщее восхищение (Алкивиад - стратег, ученик Сократа). А когда хорегом был Демосфен, он заказал себе золотой венок и расшитый золотом плащ. Несли дорогие подарки и вели жертвенных животных. Вслед за этой группой следовали мужчины, несущие венки из фиалок, плюща, их лица были украшены гирляндами из листьев тмина. Юноши, переодетые в женщин, изображали спутниц Диониса. Позади них, в повозках неслась пестрая толпа в маскарадных костюмах и масках. Воздух оглашался пронзительным шумом, сливающимся с криком жерт­венных животных. Большинство участников были увенчаны вен­ками из плюща, виноградных лоз и ветвей ели. В костюмах и жес­тами они все стремились произвести отдельные моменты из жизни Диониса. Силены и сатиры пешком и на ослах проносились по ули­цам города. Они кружились в стремительном танце, вызывая восторг и крики многочисленных зрителей. Острые словечки летели в публику и, словно мячи, отброшенные назад, летели обратно. Медленно двигаясь, процессия прибывала на гору, где уже горел яркий огонь у алтаря Двенадцати богов. Танцующие вокруг жертвенника мальчики пели священные песни, под звуки которых совершалось грандиозное жертвоприношение ста быков, а после него начинался веселый пир.

Возвращались только вечером. При свете факелов статуя Диониса переносилась в театр. Ее водружали посреди орхестры, чтобы бог мог присутствовать на зрелищах, устроенных в его честь.

Любопытно обратить внимание на следующий фрагмент из «Илиады» Гомера, где описано праздничное действо:

Юноши в хоре и девы, для многих желанные в жены,

За руки взявши друг друга, на этой площадке плясали.

...Девушки были в прекрасных венках, а у юношей были

Из серебра ремни, на ремнях же ножи золотые.

Быстро они на проворных ногах в хороводе кружились,

Так же легко, как в станке колесо под рукою привычной,

Если горшечник захочет проверить, легко ли вертится.

Или плясали рядами, одни на других надвигаясь.

Много народу теснилось вокруг, восхищаясь прелестным

Тем хороводом. Певец же божественный пел под формингу,

Стоя в кругу хороводном; и только лишь петь начинал он,

Два скомороха тотчас начинали вертеться средь круга.

Два последующих дня посвящались дифирамбическим хорам, исполнявшим под аккомпанемент флейты гимны в честь Диониса.

Проходил конкурс хоров мальчиков до 18 лет или хоров мужчин с 18 до 30 лет. Одетые в праздничные одежды, они состязались друг с другом, окружая алтарь Диониса. Руководитель хора — хорег, если его хор победил, получал в качестве награды тренож­ник и ставил его на улице Треножников вблизи театра, не забывая указать свое имя. А вечером третьего дня происходил праздник веселья — комос, связанный с пирами, на которых прославлялись дифирамбические победы. И это было уже введением к последней и самой важной части праздника — к драматическим состязаниям, которые проходили в театре Диониса.

Театр Диониса был расположен на юго-восточном склоне Акрополя. Еще в VI в. до н. э. здесь был построен храм Диониса и орхестра. В V в. до н. э. появилась сцена. Постройка сцены и каменного театра началась лишь в IV в. до н. э., когда обрушились старые деревянные скамьи. В новом театре орхестра была отделена от зрителей водным каналом, а сцена получила свой законченный вид.

Подготовка к драматическим состязаниям была очень длитель­ной и возлагалась на членов коллегии архонтов.

Задолго до Великих Дионисий выбиралось 10 хорегов от каж­дой филы по одному для проведения дифирамбических состязаний. А в июле, после ежегодных перевыборов коллегии архонтов, архонт-эконим назначал трех хорегов для трагедий и трех для комедий.

Только очень состоятельные люди могли быть хорегами, т. к. все расходы по постановке спектаклей проводились за их счет.

Но зато афинские ораторы никогда не забывали упомянуть о заслугах хорега. Щедрость хорега отмечалась и в народных печатных постановлениях. И только афинские граждане могли быть хорелами. Иностранцам эта честь не предоставлялась.

В последний день праздника Великих Дионисий тысячи зрите­лей собирались в театр. Бедность не могла быть помехой. Спе­циальная субсидия, выдававшаяся государством, - феорикон - давала возможность каждому заплатить за свое место. Феорикон равнялся двум оболам и выдавался, начиная с конца V в. до н. э. перед всеми большими праздниками, даже перед такими, в которых не было театральных представлений, чтобы бедняки могли себе позволить в эти дни отдохнуть.

С первыми лучами солнца афиняне с венками на головах, окружали плотной толпой вход в театр. У каждого в руке свинцо­вая марка с обозначением сектора филы. Марки распростра­нялись и за пределами Афин, не каждый гражданин имел право потребовать для себя место.

Первые ряды занимать не полагалось. Они предоставлялись почетным посетителям, которые ничего не платят. Право занимать такие места называется поэдрия. К числу этих древнейших конт­рамарочников относятся жрецы различных культов, архонты, стратеги, послы иностранных государств, граждане, оказавшие услугу государству, и их мужские потомки. В центре первого ряда стоит прекрасное кресло, оно принадлежит жрецу Диониса. В спе­циальной части амфитеатра усаживаются эфебы, в булевтиконе — члены совета.

Посещение театра было прекрасной школой воспитания и образования афинских граждан, подготавливавшей их к активной общественной жизни.

Отцы приводили с собой детей. Если идет трагедия — они видят достойные примеры для подражания, комедия призвана отвращать их от порока. Насколько эта воспитательная система была успешна — судить трудно. Текст Аристофановских, да и других комедий был настолько своеобразен, что вызывает у современного педагога законные сомнения.

Зрители брали с собой подушки для сидения, толстые плащи и шляпы на случай холода, дождя или жары. В узелки были увязаны съестные припасы и фляги с вином: когда захочется есть, можно закусить во время представления, глядя на действие, происходившее на сцене.

Спектакли начинались не сразу. Сначала шел ряд церемоний официального характера. Рабы вносили дары союзных городов. Золото, статуи, драгоценные ткани выставляли в орхестре. Этой демонстрацией Афины показывали свое богатство и могущество. Затем следовала церемония, выражавшая благодарность города тем, кто погиб за него. По вызову глашатая сыновья погибших в полном вооружении появлялись в орхестре. Глашатай объявлял, что народ вскормил этих юношей. Теперь они достигли совершен­нолетия, и отныне, вручая, как последний дар, это вооружение, их отпускают в самостоятельную жизнь. Провожаемые привет­ственными криками, юноши занимали специально предоставлен­ные им места.

После этого следовало чествование граждан, которым афинский народ или союзные города присудили золотые венки в благодар­ность за оказанные ими услуги. Они выходили на сцену, где архонт торжественно венчал их под звуки труб, в то время как глашатай сообщал об их подвигах всей многотысячной толпе афинян и ино­странцев, наполнявших амфитеатр.

После этого наступала пауза. Появлялось множество рабов с вином и пирожками. Они раздавали их всем желающим.

Потом на сцену выходил жрец. Он должен был произвести очищение собравшихся зрителей. Тут же он приносил в жертву Дионису поросят и их кровью обрызгивал толпу. Разрезанное на кусочки мясо разносилось по рядам. Каждый благоговейно съедал свой кусок. Так, на мгновение, сквозь пышную церемонию, проглядывало лицо древних, кровавых мистерий.

Церемония заканчивалась. Жребием определялся порядок, в котором должны идти пьесы. Звук трубы возвещал начало.

Рядами, по три, а в комедии по четыре, появляется хор. Траги­ческий хор выстраивался правильным четырехугольником, так, чтобы левая сторона была обращена к зрителю. Пять человек первого ряда выбирались из лучших певцов. Центральный — кори­фей. Он вел разговор с актерами, давал тон хоревтам, и, танцуя вместе с ними, одновременно руководил действиями хора. Хороший корифей играл большую роль в успехе пьесы.

Когда на сцене действовали актеры, хор поворачивался спиной к зрителям. В партию хора входили песни, речи, декламации, часто сопровождаемые танцами под аккомпанемент флейты. Эти танцы очень своеобразны и не похожи на современные. Основа такого танца - жест и мимическая выразительность движений тела, подчеркивающие значение слов исполняемой песни. Это чем-то напоминает «картинку» на современных праздниках.

Спектакли были кульминацией праздников Великих Дионисий, которые вошли в историю как первые массовые, народные празд­ники.

В подготовке и проведении праздников нет мелочей. И от второстепенных, на первый взгляд, факторов – сценария, оборудования и оформления – во многом зависит успех или неудача дела.

Режиссура любого жанра зрелищного искусства имеет единую основу, которая вбирает в себя все то, что характерно для режиссуры вообще. Вместе с тем каждый жанр имеет свои специфические особенности в постановке, технологии, методике и организационных основах подготовки и проведения представления в целом. Это касается таких жанров зрелищного искусства, как режиссура театра, или театральная режиссура, режиссура балета, или балетная режиссура, режиссура спортивно-художественных представлений, или спортивная режиссура и др. (9, 20),

В различные исторические эпохи неотъемлемым атрибутом большинства массовых праздников, шествий, демонстраций, карнавалов были спортивно-массовые выступления. Эти празднества занимали заметное место в организации досуга людей, выполняли роль развлечений, служили пропагандистским, физкультурно-образовательным и воспитательным целям (13, 16, 26).

Э ЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ

Не менее почитаемым божеством, чем Дионис, была в Древней Греции богиня Деметра. Некоторые исследователи считают, что самые большие дары и самые торжественные обряды греческий земледелец совершал в честь богини Деметры. Особенно перед вспашкой и посевом было важно заручиться ее благоволением. Греческие мифы рассказывают, что земледелие - древнейшее за­нятие людей - было получено в дар от Деметры. Культ Деметры был распространен в Греции повсюду.

Согласно легенде, богиня впервые явилась людям в аттическом городе Элевсине, недалеко от Афин. Это лишний раз подтверждает, что греческая культура заимствована из крито-микенской куль­туры.

Миф повествовал о том, что бог подземного царства Аид (или Плутон) похитил дочь Деметры, прекрасную Персефону, когда та со своими подругами собирала цветы на Элевсинском лугу, и сде­лал ее своей женой. В течение 9-ти дней Деметра безуспешно искала свою дочь. Только на 10-й день бог Солнца Гелиос открыл матери, где она. Рассердившись на Зевса, который знал об этом похищении, Деметра поразила землю бесплодием. Земля переста­ла давать урожаи, все засохло и завяло, начался голод и прекра­тились жертвоприношения богам-олимпийцам. Тогда Зевс прика­зал вывести Персефону из подземного царства. По его решению две трети года Персефона могла быть со своей матерью на земле. За это Деметра была благосклонна к земледельцам, и земля дарила людям плоды. Осенью, убирая хлеб с полей, греки вспоминали о судьбе Персефоны, нисходящей в подземный мир. А весной снова праздновали ее возвращение на землю к своей матери.

Под особым покровительством Деметры находились злаки. Поэтому храмы ее обычно строились около хлебных полей. Изоб­ражения богини повсюду украшались священными венками из ячменных колосьев. При уборке урожая последний сноп на поле посвящали Деметре. Во время торжественных процессий в Элев­сине верующие несли в руках пучки колосьев. Приносились также жертвы богине, за отнимаемый от нее посев. Во время жатвы четыре старухи в храме Деметры в Афинах приносили в жертву четырех взрослых коров, перерезая им горло серпом. Возна­граждение Деметры за отнимаемый у нее посев, происходило потому, что урожай считался собственностью богини, за который с ней нужно было расплатиться.

В честь богини Деметры в Афинах и в небольшом древнем городе Элевсине, который находился недалеко от Афин, проводи­лись печальные церемонии, названные элевсинскими мистериями. Существовало два вида элевсинских мистерий: Малые Мистерии, которые проходили в феврале, и Великие Мистерии, которые про­ходили в сентябре месяце.

Во время Малых Мистерий проходила торжественная процес­сия с пением и традиционными праздничными возгласами и оста­новками, которая двигалась к храму. В самом храме совершался особый обряд — жрецы лили воду из глиняных сосудов необычной формы в заранее выкопанные в земле отверстия, что символически должно было изображать благодетельное и оплодотворяющее воздействие влаги на землю. Здесь же ставились особые пред­ставления, о которых известно очень немного, т. к. они проходили только ночью и присутствовать на них могли только посвященные.

Во время Великих Мистерий проходила ночная процессия, которая представляла собой огромные вереницы людей с факе­лами в руках. Процессия двигалась к морю, изображая поиски богиней своей пропавшей дочери.

У моря совершался обряд заупокойного плача. Существовали особые хоры плакальщиков и плакальщиц, особых запевал, кото­рые совершали этот обряд, описанный в «Илиаде».

По своему эмоциональному настрою элевсинские мистерии были торжественными и печальными, а некоторые жизнерадост­ными и веселыми, т. к. для греков смена времен года была сменой печали и радости в самой природе. Отсюда и радость, и скорбь в культах божеств, которые ее олицетворяли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: