Воспламенения жидкого топлива; 1 – металлический

Таблица 1

Величина До сушки После сушки
1-й 2-й
Масса навески топлива в бюксе 1, г      
Масса навески топлива в бюксе 2, г      
Масса навески топлива в бюксе 3, г      
Масса бюкса 1 с навеской топлива, г      
Масса бюкса 2 с навеской топлива, г      
Масса бюкса 3 с навеской топлива, г      
Убыль массы навески топлива в бюксе1, г      
Убыль массы навески топлива в бюксе 1, г      
Убыль массы навески топлива в бюксе 2, г      
Убыль массы навески топлива в бюксе 3, г      

Рассчитывают влажность топлива

,

где G1 – убыль в массе навески топлива после его сушки, г; G – навеска топлива, г.

Определяют расхождение между результатами двух определений влажности

.

Допускаемое расхождение между двумя параллельными определениями не более 0,3%.

Результаты взвешивания тиглей с навесками топлива до прокаливания и после охлаждения заносят в табл. 2. Взвешивания производятся с точностью до 0,0002 г.

Таблица 2

Величина До прокаливания После прокаливания
Масса навески топлива в тигле 1, г    
Масса навески топлива в тигле 2, г    
Масса навески топлива в тигле 3, г    
Масса тигля 1 с навеской топлива, г    
Масса тигля 2 с навеской топлива, г    
Масса тигля 3 с навеской топлива, г    
Убыль массы навески топлива в тигле 1, г    
Убыль массы навески топлива в тигле 2, г    
Убыль массы навески топлива в тигле 3, г    

Рассчитывают выход летучих веществ

,

где G – навеска топлива, г; G – убыль в массе навески, г; Wа – влажность топлива, %.

Определяют выход летучих на условную горючую массу топлива

,

где Aa – зольность испытуемой пробы, %.

Находят расхождение между двумя результатами выхода летучих

.

Допускаемое расхождение между двумя параллельными определениями 0,3%.

Содержание отчёта

Цель работы.

Таблицы измеренных и рассчитанных величин.

Расчёты.

Контрольные вопросы

Какие теплотехнические характеристики твёрдых топлив являются основными?

На что влияет высокая влажность топлив?

Что является внешней и внутренней влагой?

Что называется влагой смерзания?

Что называется летучими веществами?

В каких пределах измеряется и что показывает величина выхода летучих?

Объясните полученные характеристики твёрдого топлива и классифицируйте по ним анализируемое топливо.

Что называется коксом?

Работа №2. Определение зольности твёрдого топлива

Цель работы: изучить методику определения зольности твёрдого топлива, определить содержание золы в твёрдом топливе.

Зола представляет собой минеральный остаток, получаемый при полном сгорании топлива. Все виды органического топлива, за исключением газообразного и наиболее летучих видов дистиллированного жидкого топлива, содержат минеральные вещества. Содержание минеральных примесей в твёрдых топливах изменяется в широких пределах: в древесном топливе 1…2%, в угле 10…14%, в горючих сланцах до 70%, в жидком топливе до 1%.

По происхождению различают три вида минеральных примесей. Первичная часть минеральных примесей представляет собой минеральные вещества, которые входили (некогда) в исходный растительный материал, составивший основу формирования ископаемого топлива. Эта составляющая часть обычно мала и не превышает 1%.

Вторичные примеси внесены в залежь ископаемого топлива в процессе его формирования и распределены в топливе в виде тонких прослоек.

Третичные примеси – горная порода, окружающая залежь, которая попадает в топливо в процессе его добычи.

В состав минеральных примесей твёрдого топлива входят как простые оксиды и соли, так и более сложные соединения – минералы. Главными из них являются алюмосиликаты (глинистые вещества, например, каолинит Al2O3*2SiO2*2H2O, кремнезём SiO2), ортоклаз K2O*Al2O3*6SiO2, а также карбонаты CaCO2*MgCO2 и сульфиты CaSO4*MgSO4*FeSO4.

В процессе сжигания топлива практически все компоненты его минеральных примесей подвергаются химическим преобразованиям, переходя в основном, в оксиды. Образование оксидов обычно заканчивается при свободном доступе воздуха при температуре 850…900°С. образующаяся при этом зола представляет практически механическую смесь простых оксидов: SiO2, Al2O3, FeO, Fe2O3, CaO, MgO.

По составу и количеству между минеральными примесями и его золой практически не бывает полного соответствия. Как правило, выход золы А меньше содержания минеральных примесей в данном топливе.

Соотношение между содержанием минеральных примесей в топливе и его зольностью в расчет на сухую массу А имеет вид

где - массовая доля диоксида углерода, выделяющегося при разложении карбонатов; - массовая доля пиритной и сульфатной серы в топливе; - массовая доля сульфатной серы в золе топлива; - массовая доля гидратной влаги в топливе, определяемая по формуле В.С.Крыма

,

где - массовая доля триоксида железа в золе; остальные обозначения те же, что и в формуле выше.

При горении топлива в условиях повышенных температур (>1000°C) образуется несколько видов так называемых очаговых остатков: шлак, летучая зола, провал.

Шлак, в отличие от золы, представляет собой минеральную массу с включением небольшого количества продуктов недожога (в основном, углерода), подвергшуюся высокотемпературному нагреву, в результате которого она приобрела сплавленный или спёкшийся характер и повышенную прочность.

Провал представляет более крупные фракции золы (с включением недожога), выпадающие в холодную воронку котла, в отличие от уноса, являющегося летучей золой, которая выносится дымовыми газами из топки в дымовую трубу или охлаждается в конвективных газоходах котла.

В случае образования шлаковых расплавов между составляющими шлак оксидами возможно протекание различных химических реакций с образованием более сложных минералов кислотного и основного характера. Кислотность шлака К определяется по отношению массовой доли в нем кислых оксидов к суммарной массовой доле основных и амфотерных оксидов:

.

Шлак и зола, для которых К>1, называют кислыми, при К<1 – основными, при К=1 – нейтральными.

Для большинства энергетических топлив, очаговые остатки имеют нейтральный или слабокислый характер.

Кислотность шлаков и золы учитывают при выборе типа футеровки топки. Стойкость футеровки выше при её контакте с расплавленным шлаком одинаковой химической природы, т.е. для кислых шлаков выбирают кислую футеровку, для основных – основную.

Минеральные вещества, содержащиеся в топливе, понижают его теплоту сгорания вследствие уменьшения доли горючих компонентов и увеличения расхода на нагрев и плавление минеральной массы.

Увеличение расхода тепла на нагрев и плавление минеральной массы имеет существенное значение в топках с жидким шлакоудалением.

Наличие в топливе минеральной массы понижает его жаропроизводительность (увеличивается расход тепла на плавление и нагрев золы до температуры горения топлива). Практически это заметно сказывается на жаропроизводительности лишь при высокой зольности топлива.

Вследствие повышения зольности технологического топлива. В доменный процесс, в целях удаления золы из печи, вводят известь, которая образует с золой шлак с пониженной температурой плавления, при этом значительное количество топлива расходуется на нагревание и расплавление минеральных соединений, содержащихся в топливе и вводимых в виде флюсов. Например, при повышении зольности металлургического кокса на 1% расход его возрастает на 2,5% и примерно на столько же снижается производительность доменных печей.

Применение в технологических печах твёрдого топлива с высокой зольностью осложняет ход технологического процесса, так как вызывает необходимость частой чистки колосников и удаление золы.

Зольность технологического топлива отрицательно сказывается на производительности печи и газогенераторов и осложняет их эксплуатацию.

Описание установки

Установка для определения зольности твёрдого топлива представляет собой муфельную печь, в которой производится озоление и прокаливание навесок топлива, помещённых в тиглях. Поддержание заданной температуры в печи производится с помощью автоматического терморегулятора, расположенного на панели управления печью. Охлаждение тиглей с прокаленными навесками топлива производится в эксикаторе. Взвешивание охлаждённых тиглей производится на аналитических весах.

Методика проведения работы

В предварительно взвешенные на аналитических весах три фарфоровых тигля берут навеску топлива 1±0,1 г в каждый. Тигли с навесками топлива помещают в холодную или нагретую до 250…300°С муфельную печь. В течение 1…1,5 ч в муфельной печи поднимают температуру до 850±25°С. При данной температуре в течение 8 мин происходит быстрое озоление навески топлива. Образовавшийся зольный остаток прокаливают при этой температуре в течение часа, после чего тигли вынимают из муфельной печи и охлаждают в начале на воздухе в течение 5 мин, а затем эксикаторе до комнатной температуры. Охлаждённые тигли взвешивают на аналитических весах с точностью до 0,0002 г. После взвешивания тигли помещают в муфельную печь и прокаливают а течение 30 мин. По истечении этого времени тигли охлаждают и взвешивают вторично. При получении разности в массе тигля с навеской между двумя последовательными взвешиваниями менее 0,001 г, дальнейшее прокаливание прекращают. В случае получения разности масс больше указанной величины производят повторное прокаливание. В случае возрастания массы навески прокаливание прекращают, а для расчёта используют предыдущее значение массы навески.

Обработка результатов

Результаты взвешивания тиглей 1…3 с навесками топлива до прокаливания и в процессе выполнения работы заносят в табл. 3.

Таблица 3

Величина До прокаливания После прокаливания
1-го 2-го 3-го
Масса тигля 1, г        
Масса тигля 2, г        
Масса тигля 3, г        
Масса тигля 1 с навеской топлива, г        
Масса тигля 2 с навеской топлива, г        
Масса тигля 3 с навеской топлива, г        
Масса навески топлива в тигле 1, г        
Масса навески топлива в тигле 2, г        
Масса навески топлива в тигле 3, г        

Рассчитывают значение зольности аналитической пробы топлива, %

,

где G1 – масса зольного остатка, г; G – масса навески топлива, г.

Производят пересчёт зольности на абсолютно сухое топливо АС (%) и рабочее топливо АР (%)

:

.

Содержание отчёта

Цель работы.

Таблица измеренных и рассчитанных величин.

Расчёты.

Контрольные вопросы

Пересчитайте теплотехнические характеристики твёрдых топлив.

Что является внешним балластом твёрдого топлива? На что он влияет?

Что является внутренними и внешними примесями топлива?

Как связывается высокая зольность топлива на работе технологических агрегатов?

Что показывает зольность аналитической пробы топлива?

Как определяют зольность сухого и рабочего топлива?

Работа № 3. Определение температур вспышки и

воспламенения жидкого топлива

Цель работы: практическое ознакомление с конструкцией и работой прибора открытого типа для определения температур вспышки и воспламенения; изучение методики определения температур вспышки и воспламенения; определение температур вспышки и воспламенения жидкого топлива.

Температура вспышки, как и температура воспламенения мазута, позволяет судить о составе и качестве жидкого топлива. В условиях электростанций определение температуры вспышки проводится для установления максимально допустимой температуры его подогрева в емкостях, не изолированных от окружающего воздуха. По соображениям пожарной безопасности эта температура должна быть не менее чем на 10ОС ниже температуры вспышки мазута. Следует отметить, что подобное требование не распространяется на нагрев мазута в надёжно сконструированных и правильно эксплуатируемых мазутных подогревателях, где может быть обеспечен подогрев мазута до температуры его воспламенения.

Т е м п е р а т у р о й в с п ы ш к и называется температура, при которой пары нагреваемого жидкого топлива образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени. Горение при этом моментально прекращается.

Температура вспышки не является аддитивной величиной и практически характеризуется температурой вспышки наиболее лёгкого компонента, так как в определённой мере связана с температурой кипения соответствующих фракций топлива. Жидкие топлива, не содержащие легких фракций, отличаются высокой температурой вспышки.

К повышению температуры вспышки приводит и повышение давления. Зависимость между температурой вспышки при нормальном давлении t760 и температурой вспышки при ином барометрическом давлении tp и барометрическом давлением p (мм рт. ст.) выражается эмпирической формулой

t760 = tp + 0.00012 (760 - p) (273 + tp).

Температуру вспышки определяют по стандартным методикам в открытых и закрытых тиглях. Различие между температурой вспышки, определяемой в открытом и закрытом тиглях, составляет 20…60ОС. В закрытых тиглях пары, образующиеся при нагревании жидкого топлива, не удаляются в окружающее пространство, концентрация паров топлива в смеси с воздухом, при котором происходит их вспышка, достигается при нагреве более низкой температуры, чем в открытых тиглях. При низкой температуре вспышки жидкого топлива её определяют обычно в закрытых, а при высокой – в открытых тиглях. Температура вспышки мазута различных марок должна быть не ниже 80…140ОС.

Т е м п е р а т у р о й в о с п л а м е н е н и я называется температура, при которой нагреваемое жидкое топливо загорается при поднесении к нему пламени и горит не менее 5 с.

При сжигании жидкого топлива со свободной поверхностью горение протекает в паровой фазе. Факел устанавливается на некотором удалении от поверхности жидкости с ясно видимой тёмной полоской, отделяющей факел от обреза тигля с жидким топливом.

Процесс горения жидких топлив со свободной поверхностью происходит следующим образом. При установившемся режиме горения за счет тепла, излучаемого факелом, жидкое горючее испаряется. Восходящий поток горючего, находящегося в паровой фазе, посредством диффузии образует горящий факел в виде конуса, отстоящего от зеркала испарения на 0,5…1 мм. Устойчивое горение протекает на поверхности, где смесь достигает пропорции, соответствующей стехиометрическому соотношению горючего и воздуха.

Описание установки

Температуру вспышки и воспламенения определяют в открытом приборе. Прибор открытого типа состоит из металлического тигля 1 диаметром 64 + 1 мм, высотой 47 + 1 мм, помещенного в металлическую песчаную баню 2 с электроподогревом (рис. 1).

Для измерения температуры жидкого топлива служит термометр 3, верхний конец которого закрепляют на штативе при помощи передвижной лапки 4. Нижний конец термометра погружают в жидкое топливо. Подогрев песчаной бани 2 осуществляется вмонтированным электронагревателем, включение которого производится двумя кнопками на панели прибора. Мощность электронагрева подбирается включением соответствующей кнопки: 150 Вт или 250 Вт.

Методика проведения работы

Предварительно промытый бензином и подогретый тигель 1 помещают в песчаную баню 2 так, чтобы уровень песка был на одной высоте с уровнем топлива в тигле. Затем укрепляют лапку 4 штатива с термометром 3 на такой высоте, чтобы ртутный шарик термометра помещался посредине между дном тигля и уровнем жидкости. При испытании жидкого топлива в температурной вспышки до 210ОС уровень жидкости должен находиться на расстоянии 12 мм от края тигля. Включают электроподогрев песчаной бани. Вначале скорость повышения температуры вспышки продукта составляет 10 град/мин., а затем за 40ОС до ожидаемой температуры вспышки – 4 град/мин.. За 10ОС до ожидаемой температуры вспышки начинают через каждые 2 с испытания на вспышку, проводя по краю тигля параллельно поверхности топлива пламенем зажигательного устройства. При этом делают два оборота: один по часовой стрелке, другой – против. Длительность испытания должна быть не более 2-3 с. моментом вспышки считается появление над жидким топливом синего пламени, сопровождаемого обычно лёгким взрывом, при котором отмечается появление перебегающего и быстро исчезающего синего пламени. За температуру вспышки принимают показание термометра в момент вспышки.

Рис. 1. Установка для определения температуры вспышки и

воспламенения жидкого топлива; 1 – металлический

тигель; 2 – металлическая песчаная баня с электро –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: