Артистизм

Под артистизмом учителя музыки понимают его способность «влучать» эмоционально-эстетическую, душевную энергию в учащихся посредством создания особой установки на восприятие музыки, совместное ее переживание, яркое, творческое по характеру исполнение; насыщение музыкально-познавательных процессов эмоционально-образной стороной и др. Наличие артистизма положительно сказывается на музыкально-творческой, педагогической импровизации учителя музыки (Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Учеб. пособие / IM ред. Э.Б.Абдуллина. — М., 1998).

Артистизм учителя музыки интегрирует эмоционально-экспрессивную, художественно-интеллектуальную, художественно операциональную стороны художественно-коммуникативной деятельности.

Это означает, во-первых, что учитель искусством своего поведения стремится придать процессу общения с детьми не только душевный, доверительный, сердечный, но и эмоционально-возвышенный характер, что чрезвычайно важно и даже необходим" для последующего общения учащихся с музыкой.

Во-вторых, задача учителя состоит в том, чтобы своим приме ром помочь учащимся развивать в себе умение познавать искусство особым, художественно-образным способом мышления, отличающимся от чисто интеллектуальной деятельности на уроках например естественно-математического цикла.

В третьих, важное значение имеет «артистический» стиль исполнения музыки, в процессе которого дети заражаются музы кой, развивая при этом свою эмоциональность, приобретающую год от года во многом благодаря примеру учителя все более эстетический характер.

В определенном отношении артистизм учителя музыки близок артистизму актера, отмечает Л.С.Майковская. Это происходит, например, когда он выступает в роли исполнителя музыки или рассказывает о ней. В опосредованном виде данная способность влияет на все аспекты художественно-педагогической деятельности учителя музыки.

В структуре артистизма педагога-музыканта исследователь выделяет следующие взаимосвязанные между собой компонент ты: психофизический, эмоционально-эстетический, художественно-логический.

Основу психофизического компонента составляют, с одной стороны, различные психические процессы (воображение, внимание, аффективная память, волевые проявления и т.д.), а с другой — физические данные (голос, дикция, мимика, пантомимика). Все они «обслуживают» художественно-коммуникативные действия педагога-музыканта, а умение управлять своими психофизическими процессами является для него насущной профессиональной потребностью.

Эмоционально-эстетический компонент артистизма связан прежде всего с сенсорным опытом педагога-музыканта, с экспрессивными сторонами его личности. Наиболее важное значение здесь приобретает способность учителя пропускать все явления музыкально-педагогического процесса через свой «эмоциональный фильтр», быть не только мыслящим, но и эмоционально воспринимающим человеком.

Эмоционально-эстетическое состояние педагога на уроке музыки обусловливается в первую очередь самой музыкой, ее эмоционально-образным строем. В течение урока учитель (как и школьники), откликаясь на эмоционально-художественный настрой музыки, перестраивает собственное внутреннее состояние. Соответственно этому он создает и «партитуру» физических составляющих — подстраивает свой голос, мимику, жест. Такая сложная, мозаичная эмоциональная деятельность педагога-музыканта может создать для него значительные трудности, если он не владеет в достаточной степени искусством саморегуляции — своеобразным механизмом управления своей психофизической органикой. Овладение саморегуляцией позволяет учителю достигать творческого состояния, адекватного художественно-коммуникативной деятельности.

Художественно-логический компонент артистизма связан главным образом со способностью учителя музыки логически выстраивать систему художественно-коммуникативных действий на уроке, подвергать ее анализу и корректировке. Этот компонент включает в себя также готовность педагога-музыканта к «режиссированию» своего творческого самочувствия, психофизических состояний в ходе художественно-педагогического общения.

Поиск внутренних и внешних форм выражения своего отношения к музыке и детям охватывает не только эмоциональную, но и художественно-интеллектуальную сферу личности педагога. Ее действенность выражается в определении общей композиции и инструментовки художественно-педагогического общения, в мысленном проигрывании отдельных художественно-коммуникативных ситуаций, в обдумывании логики преподнесения музыкального и другого художественно-дидактического материала и др.

Основы артистизма закладываются еще на стадии профессионального становления учителя музыки, но совершенствуются и достигают по-настоящему высокого уровня лишь в условиях жизни музыкально-педагогической практики — через общение с мyзыкой и детьми. Именно на таком уровне учителю музыки удается и постичь ценностный смысл царящей на музыкальных занятияхдуховно-нравственной атмосферы и каждый раз наполнять ее новым содержанием.

Основными методами, способствующими развитию артистизма у будущего учителя музыки, являются: музыкально-коммуникативный тренинг, эмоционально-образный показ педагогом-музыкантом материала, моделирование музыкально-педагогических ситуаций, предполагающих артистический отклик учащегося-музыканта, и т.д.

Креативность

По своему существу музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки носит творческий, креативный характер, который предопределяет ее направленность, содержание и находит свое отражение во всех ее разновидностях: конструктивной, музыкально-исполнительской, коммуникативно-организаторской исследовательской. Именно творчество становится той побудительной силой, которая предопределяет результативность деятельности учителя музыки и в воспитательном, и в обучающем, и в развивающем аспектах.

Характеризуя творческий характер работы учителя музыки, Л.Г.Арчажникова подчеркивает, что он во многом обусловлен спецификой его деятельности, которая носит публичный характер, осуществляется перед определенной аудиторией и требуй умения управлять своими чувствами и настроениями. Музыкально педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском учителя, поскольку ему приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчество учителя, с другой — учащихся. Творческая деятельность учителя предполагает также педагогическую импровизацию, которая обусловливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение ребят и оперативно находить решение. При этом огромное значение имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогической грамотность и эрудиция. Особенно большие возможности для повышения активности учителя открывает творческая природа музыкальной искусства. Она проявляется не только в создании, но и в интерпретациях музыкальных произведений. Решающую роль в эти процессе играют музыкально-слуховые представления, интеллект музыканта, его музыкальный опыт, владение средствами художественной выразительности. С этих позиций и следует подходить специфике творческой деятельности учителя музыки и руководства им творческой деятельностью детей.

Креативный характер деятельности учителя музыки можно структурировать в двух аспектах: по отношению к содержанию музыкального образования и по отношению к процессу музыкального образования.

По отношению к содержанию музыкального образования подобный характер деятельности предопределяется личностью педагога-музыканта, широтой его кругозора, профессиональными интересами, наличием опыта работы, направленностью на поиск нового в своей деятельности.

Такого рода креативность может выражаться в разработке авторской учебной программы, отдельных ее разделов, в поиске и нахождении нового музыкального материала, в разработке новых принципов, методов и приемов преподавания музыки, установ­лении еще не имевших место межпредметных связей и т. п. При этом полученный творческий результат такой работы в равной мере может быть как повторяемым в той или иной степени другими учителями, так и неповторимым, присущим только данному учителю, что отнюдь не умаляет достоинств результата.

В целом креативный характер работы учителя музыки по отношению к содержанию музыкального образования проявляется прежде всего в его конструктивной и исследовательской деятельности.

Креативный характер работы учителя музыки по отношению к процессу музыкального образования проявляется главным образом в организаторской и коммуникативной деятельности. В деятельности учителя музыки, работающего с детьми, нередко возникают уникальные ситуации. Эта уникальность проявляется во всегда неповторимом конкретном составе учащихся класса (жизненный и музыкальный опыт, музыкальные интересы и потребности, уровень музыкальных способностей, умений и навыков и др.), что требует всякий раз нового сочетания организационных приемов и методов работы, определения наиболее целесообразной продолжительности и насыщенности того или иного фрагмента урока, применения индивидуального подхода к учащимся, к группе учащихся, классу в целом и т.д.

Особое место при рассмотрении креативного характера деятельности учителя занимает его исполнительская музыкальная деятельность, в частности, в тех случаях, когда изменение психологической обстановки во время урока требует поиска незапланированной новой музыкально-педагогической интерпретации музыкального произведения.

С.Л. Старобинский отмечает, что востребованность творческой личности учителя музыки столь очевидна, что «работа по ее выражению стала принципиальной для образования как государственной системы» (Старобинский С.Л. Урок музыки – урок искусства //Музыка в школе. -2003. -№2. –С.23).

Важнейшим качеством личности, формирующимся в процессе •овладения будущим учителем музыки своей профессией, является личностная профессиональная позиция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: