Личностная профессиональная позиция

Личностная профессиональная позиция учителя музыки, отмечает Б.А. Ахмешев, представляет собой ярко выраженное заинтересованное и обоснованное отношение к музыкально-педагогической действительности, к ребенку, к музыке, к преподаванию музыки. В ней, как в фокусе, аккумулируется весь прошлый опыт музыкальной и музыкально-педагогической деятельности учителя, его целостный взгляд на современное состояние музыкального образования и свое место в этом процессе, а также перспектива развития и совершенствования своей профессионалной деятельности (Ахмешев Б.А. Становление личностной профессиональной позиции учителя музыки в процессе методологической подготовки: Дис. канд. пед. н -М, 1950).

Механизмом становления профессиональной позиции учителя музыки по тому или иному конкретному вопросу является рефлексия. Позиция «складывается» только в том случае, когда учитель, сконцентрировав внимание на каком-либо музыкально-педагогическом явлении (задаче, принципе и т.д.), размышляет о нем путем сравнений, сопоставлений, анализа, обобщения и в результате приходит к определенному выводу. При этом в процессе размышлений в его сознании актуализируется весь накопленный ранее опыт, знания, умения, что в итоге приводит к формированию профессионального отношения к изучаемому вопросу. Таков в общих чертах механизм образования профессиональной позиции учителя музыки. Эта позиция может выражаться по отношению к самым различными сторонам его деятельности и окружающей ею музыкально-педагогической действительности: выбору репертуар программы, оценки того или иного вышедшего пособия и т.д.

Профессиональная позиция учителя музыки, подчеркивает Б.А.Ахмешев, проявляет себя по отношению ко всем компонентам содержания музыкального образования.

Так, если сущность цели музыкального образования — формирование музыкальной культуры школьников как части их духом ной культуры, можно в определенной мере считать категорией стабильной, то задачи, раскрывающие эту цель, учитель может уточнить, дополнить, скорректировать, выделив при этом на первый план в качестве ведущей какую-либо из них.

Еще более вариативным представляется выбор учителем приоритетных для него принципов музыкального образования. Так, например, один учитель может отдавать предпочтение в своей деятельности принципу установления интегративных связей музыки с различными видами искусства, другой — ограничит сферу деятельности связью музыки и литературы.

Предпочтения учителя музыки по отношению к содержанию музыкального образования могут быть также весьма различными. Если один учитель считает целесообразным активное использование на уроке музыкально-пластической деятельности (наряду с хоровым пением и слушанием музыки), то другой учитель сочтет возможным и целесообразным в качестве дополнительного к основным видам деятельности инструментальное музицирование детей.

Выбор методов музыкального воспитания и обучения для развития профессиональной позиции учителя музыки практически не ограничен. Профессиональная позиция учителя музыки, как и по отношению ко всем другим компонентам музыкального образования, определяется здесь своими личностными предпочтениями, уровнем музыкальной и общей культуры школьников, условиями орга­низации музыкальных занятий, направленностью работы школы.

Становлению этой позиции способствуют следующие направления самостоятельной работы учителя музыки:

• изучение основных теоретико-методических положений педагогики, относящейся к области музыкального образования, в сравнении и сопоставлении разных взглядов и воззрений;

• выбор на этой основе наиболее предпочтительной концепции и обоснование своего выбора;

• разработка и апробация своих педагогических новаций в практической работе с учащимися.

Процесс ее становления идет по пути от репродуктивного к концептуально-творческому и проявляется в первую очередь в способности учителя музыки уметь обосновать свое видение сущности, организации и осуществления процесса музыкального образования.

Личностная профессиональная позиция — необходимая и важная часть мастерства учителя музыки, оказывающая влияние на ее направления его музыкально-педагогической деятельности.

Творческий подход как неотъемлемая составляющая профессиональной позиции учителя музыки дает ему возможность по новому увидеть содержание и процесс музыкального образования, как в целом, так и в его отдельных аспектах, наметить перспективу своего дальнейшего профессионального роста, более определенно представить свое предназначение в музыкальном образовании как деятеля музыкальной культуры.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте социальный статус учителя музыки в обществе.

2. В чем вы видите влияние мировоззрения учителя музыки на музыкально-образовательный процесс?

3. Раскройте сущность музыкальности как качества личности учителя

4. Как вы представляете себе деятельность учителя музыки как музыканта?

5. Охарактеризуйте эмпатийность как качество личности учителя музыки.

6. В чем проявляется креативность учителя музыки?

7. В чем заключается сущность профессионального мышления и самосознания как качеств личности учителя музыки?

8. Считаете ли вы возможным причислить музыкально-педагогическую интуицию к важным качествам личности учителя музыки?

9. Раскройте артистизм как качество личности учителя музыки.

10. Изложите сущность личностной профессиональной позиции учителя музыки.

11. Какое из профессиональных качеств личности учителя музыки вы считаете необходимым добавить к предложенному перечню?

12..Какими личностными качествами, по мнению Ш.А.Амонашвили, должен обладать учитель?

13. Выявите общее и особенное в высказываниях Б.В.Асафьева и Д. Б. Кабалевского о многогранности профессии учителя музыки:

Б.В.Асафьев: «Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть "спецом" в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком, и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или другую сторону. Главное же, он должен знать музыкальную литературу, то есть музыкальные произведения в возможно большем количестве, чтобы не чувствоватьв музыкальной эволюции провалов от композитора к композитору или зияющих пустот в творчестве одного композитора». (Асафьев Б.В. Музыка в современной обш. образовательной школе // Асафьев Б. В. Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под ред. Е.М.Орловой. — М.; JI. 1965.-С. 65.)

Д.Б.Кабалевский: «Круг знаний и навыков, которыми должен обладать квалифицированный учитель музыки, хорошо известен. Помимо общепедагогической подготовки, он обязательно долженуметь играть на фортепиано (на баяне или аккордеоне), владеть четкой и выразительной дирижерско-хоровой техникой, уметь петь, он должен иметь подготовку в области истории и теория музыки, уметь транспонировать по нотам и на слух, подбирать несложное сопровождение к мелодии. Словом, учитель музыки должен быть музыкально образованным педагогом, в противном случае он будет подобен учителю математики, не способному pешать задачи, которые задает своим ученикам...

Однако знать свой предмет учителю музыки еще не достаточно. Он должен любить музыку как живое искусство, ему самому и носящее радость, он должен относиться к музыке с волнением, никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому,;го не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен».

(Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. — М., 2001.-С. 30-31.)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

Абдуллин Э.Б. Теория и методика преподавания музыки // Музыкальное образование: методолого-методическая подготовка учителя музыки. Серия «Педагогический университет». — М., 2000.

Безбородова Л.А. Учитель музыки// Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. — М., 2002.

Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Учеб. пособие / Под ред. Э. Б. Абдуллина. — М., 1998.

Надирова Л.Л. Струны общности: Теоретические основы развития эмпатии у студентов музыкально-педагогического факультета. — Владимир, 1999.

Старчеус М.С. Слух музыканта. — М., 2003.

Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта (Поиск их смысла в диалоге с наукой, с искусством и с самим собой): Учеб. пособие / Под ред. Э. Б. Абдуллина. — М., 1999.

Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и пракгика. — М.,2001.

Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования / Под ред. Э.Б. Абдуллина. — М., 2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Арчажникова Л. Г. Профессия — учитель музыки: Книга для учителя. — М., 1984.

Гарипова Н.М. Готовность к проецированию музыки в иные системы общения как особенность музыкального мышления будущего учителя // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: Материлы III международной научно-практической конференции / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин и Е.В.Николаева. — М., 1996.

Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессиональной рефлексии в системе высшего педагогического образования: Учеб. пос. / Под ред. Э. Б. Абдуллина. — М., 1997.

Насыпная Г. А. К вопросу о «безмолвном» педагогическом воздействии // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: Материалы III международной научно-практической конференции / Отв. ред. Э.Б Абдуллин и Е.В.Николаева. — М., 1996.

Падалка Г.К. Интуиция в системе художественно-педагогических воздействий и возможности ее развития // Методологические проблемы профессиональной педагогики: Материалы межреспубликанской научно-практ. конференции / Отв. ред. Э. Б. Абдуллин. — М., 1991.

Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: Проблема психологии творчества - М., 1988.

Арчажникова Л.Г. описывает профессиональные качества учителя музыки, которые нарабатываются в процессе обучения студента в вузе. Качества, в свою очередь, складываются из знаний и умений: а) характерных для ведения педагогического процесса (определять уровень развитости музыкальных способностей и музыкальной культуры учащихся; анализировать педагогическую ситуацию, определять музыкально-педагогическую задачу и формулировать условия ее решения, прогнозировать результат; осуществлять руководство музыкально-эстетическим воспитанием учащихся, отбирать учебный материал с учетом уровня музыкального развития учащихся на данном этапе; творчески выстраивать структуру урока; оценивать себя);

б) характерных для управления учебным процессом (управлять музыкальной деятельностью и активностью учащихся; вносить изменения и дополнения в поставленные педагогические задачи; перестраивать и регулировать избранные способы деятельности в зависимости от возникающих ситуаций; осуществлять постоянный контроль музыкальной деятельности учащихся);

в) характерных для подведения итогов работы на определенном этапе и в целом ее результатов (анализировать и обобщать полученные данные в соответствии с намеченной программой действий и заданной целью; определять наиболее эффективные путь дальнейшей ступени музыкального развития учащихся; оценивать применяемые методы и средства учебно-воспитательной работы; сравнивать свои педагогические достижения и неудачи с опытом других учителей; осуществлять исследовательский поиск в преподавании; ставить перед собой и теоретически обосновывать новые педагогические задачи) (Арчажникова Л.Г. Профессиональные качества учителя музыки в системе высшего педагогического образования // Основы профессиональной подголтвки учителя музыки. Саратовский пед. ин-т. Саратов.:ПИСГУ, 1997. – С.3-13;С.9).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: