Особенности лицензирования в РФ

Предпринимательская деятельность по некоторым видам деятельности регулируется ФЗ РФ от 8 августа 2001 года за № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Первоначально в 2001 году Правительство РФ просто определила исчерпывающий список видов деятельности, на осуществление которой необходимо было получать разрешение от государства, лицензию. А те, что не были включены в него, предлагалось сделать доступными всем.

За период существования данного закона общий список лицензируемых видов деятельности сократился с 715 до 160. Это связано с тем, что Президентом РФ Путиным В.В. был взят определённый курс на дебюрократизацию российской экономики, устранение препятствий для малого и среднего бизнеса, сокращение чиновничьего аппарата

Правда, единого списка не получилось. Право заниматься некоторыми видами деятельности регламентируется отнюдь не ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а различными другими нормативными документами.

В данном Законе используются следующие основные понятия:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

• обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

• установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

• установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

• установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

• гласность и открытость лицензирования;

• соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ Правительство РФ в соответствии с определенными Президентом РФ основными направлениями внутренней политики государства:

• утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

• определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

• устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Деятельность, на которую предоставлена лицензия, может осуществляться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Срок действия лицензии - не менее 5 лет, и по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для получения лицензии ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

• заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы, места нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерено осуществлять;

• копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;

• копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;

• копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет 5 налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

• документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

• сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

В течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Основаниями отказа в предоставлении лицензии являются:

• наличие в документах, представленных соискателем лицензии

• недостоверной или искаженной информации;

• несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в

Контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

Лицензирующие органы имеют право:

• проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;

• запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;

• составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) указанием конкретных нарушений;

• выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

• выносить предупреждение лицензиату.

Лицензирующие органы вправе приостановить действие лицензии.

И в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение 3 дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы вправе аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном выше, по решению лицензирующих органов. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.

В реестре лицензий помимо сведений, указанных в ст. 10 настоящего Закона, должны быть указаны:

• сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

• основаниями даты приостановления и возобновления действия лицензии;

• основание и дата аннулирования лицензии;

• иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 руб..

Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирующих органов.

Ниже приводится выдержка из ст. 17, где дан перечень видов деятельности, связанных с предоставлением туристских и гостиничных слуг (услуг средств размещения), на осуществление которых требуются лицензии в соответствии с настоящим Законом:

• перевозки пассажиров морским транспортом;

• перевозки грузов морским транспортом;

• перевозки пассажиров внутренним водным транспортом;

• перевозки грузов внутренним водным транспортом;

• перевозки пассажиров воздушным транспортам;

• перевозки грузов воздушным транспортом;

• перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 ч (за исключением случаев, если ука­занная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

• перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

• перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 т (за исключением случаев, если указанная деятель­ность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

• перевозки пассажиров железнодорожным транспортом (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);

Деятельность по розничной продаже алкогольной продукции включает следующие работы и услуги:

- розничная продажа алкогольной продукции, потребляемой не на месте покупки;

- розничная продажа алкогольной продукции для потребления на месте;

- розничная продажа потребляемых не на месте покупки спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 13% и вина - не более 22%;

- розничная продажа алкогольной продукции, потребляемой не на месте покупки, с содержанием этилового спирта не более 13%;

- розничная продажа для потребления на месте спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 13% и вина - не более 22%;

- розничная продажа алкогольной продукции для потребления на месте с содержанием этилового спирта не более 13%;

- розничная продажа алкогольной продукции, потребляемой не на месте покупки, через Интернет-магазин;

- розничная продажа алкогольной продукции при обслуживании на выезде.

Необходимо отметить, что деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, также требует лицензирования.

Введение лицензирования видов деятельности, не обозначенных в настоящем Законе, возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный ст. 17 перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 1 настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону, и подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом.

Лицензирование видов деятельности, не указанных в настоящем Законе, прекращается со дня вступления его в силу.

Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: