Процедуры лицензирования

Правовую базу лицензионного производства образуют ряд нор­мативных правовых актов, к числу которых относятся: Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов дея­тельности», Федеральный закон «Об об­разовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», законы Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», «О частной детективной и охранной деятельности», «Об оружии» и многие другие.

Очевидно, что включение любой деятельности в сферу действия разрешительной системы означает ограничение свободы ее осуществ­ления, означает принятие ограничительных норм. Поэтому такая деятельность должна осуществляться только на основании закона.

Например, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответст­венность за занятие деятельностью, которая включена в разреши­тельную систему, без разрешения. Так, в Кодексе Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях есть статьи об ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специально­го разрешения (лицензии).

Лицензионное производство обладает следующими характер­ными чертами.

Лицензия представляет собой официальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицен­зирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензируемым видам деятельности относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нане­сение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обо­роне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осущест­вляться иными методами, кроме как лицензированием.

Пункт 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» перечисляет 120 видов деятельности, подлежащих лицензированию.

В свою очередь действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензи­ровании отдельных видов деятельности» не распространяется на следующие виды деятельности:

– деятельность кредитных организаций;

– деятельность, связанную с защитой государственной тайны;

– деятельность в области производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

– деятельность в области связи;

– биржевую деятельность;

– деятельность в области таможенного дела;

– нотариальную деятельность;

– страховую деятельность;

– деятельность профессиональных участников рынка ценных
бумаг;

– осуществление внешнеэкономических операций;

– осуществление международных автомобильных перевозок
грузов и пассажиров;

– приобретение оружия и патронов к нему;

– использование результатов интеллектуальной деятельности;

– использование арбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в
том числе вещания дополнительной информации);

– использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;

– деятельность, работы и услуги в области использования
атомной энергии;

– образовательную деятельность.

Закон установил, что основными принципами осуществления лицензирования являются: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования на территории Российской Феде­рации; установление лицензионных требований и условий положе­ниями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуще­ствлении лицензирования.

Особенностью данного вида административного производства является множественность субъектов, правомочных осуществлять эту деятельность. Данное обстоятельство четко сформулировано в Законе от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», который «регулирует отношения, возникающие ме­жду федеральными органами исполнительной власти, органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, юридиче­скими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона».

В организации лицензирования отдельных видов деятельности ключевая роль принадлежит Правительству Российской Федерации. Согласно ст. 5 Закона в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президен­том Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

– утверждает положения о лицензировании конкретных видов
деятельности;

– определяет федеральные органы исполнительной власти, осуще­ствляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

– устанавливает виды деятельности, лицензирование которых
осуществляется органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации.

Согласно закону лицензирующие органы осуществляют сле­дующие полномочия:

– предоставление лицензий;

– переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

– приостановление действия лицензий;

– аннулирование лицензий в случаях, предусмотренных зако­ном;

– ведение реестра лицензий;

– контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении
лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензион­ных требований и условий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензия выдается на каждый вид деятельности, которая может осуществляться только получившим лицензию юридическим
лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на
осуществление которой лицензия предоставлена федеральным орга­ном исполнительной власти или органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление
которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта
Российской Федерации, может осуществляться на территории иных
субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицен­зиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Рос­сийской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления до­кумента, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о ли­цензировании отдельных видов деятельности может быть преду­смотрено бессрочное действие лицензии.

В лицензионном производстве выделяют следующие стадии:

– возбуждение дела;

- сбор и анализ информации о лицензируемом объекте;

– принятие решения;

– исполнение решения;

– надзор за соблюдением лицами, получившими разрешение ус­тановленных требований и условий;

Ученые-административисты называют также факультативные стадии:

– аттестация, аккредитация разрешенной деятельности;

– переоформление, продление разрешений;

– применение мер принуждения за допущенные нарушения
правил и условий, прекращение действия правонаделительных актов.

Лицензионное производство – часть административно-управленческого процесса. Разре­шительная деятельность – разновидность организующей, регуля­тивной, созидательной деятельности публичной администрации. В ходе организационной деятельности не существует столь жесткой последовательности стадий, как в юрисдикционных процессах: ста­дии организационной работы могут осуществляться параллельно, даже меняться местами. Например, ответственность может насту­пить раньше, чем переоформление лицензии, либо надзор и аккре­дитация осуществляются в одно и то же время, при этом аттестацию можно считать формой надзора. Поэтому названная последователь­ность стадий условна.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в
соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

– заявление о предоставлении;

– копии учредительных документов и копию свидетельства о
государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юри­дического лица;

– документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются:

– наименование лицензирующего органа;

– наименование и организационно-правовая форма юридиче­ского лица, место его нахождения (для юридического лица), либо – фамилия, имя, отчество, место жительства, данные докумен­та, удостоверяющего личность, (для индивидуального предпринимателя);

– лицензируемый вид деятельности;

– срок действия лицензии;

– идентификационный номер налогоплательщика;

– номер лицензии;

– дата принятия решения о предоставлении лицензии.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наи­менования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты докумен­та, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат – юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель обя­зан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о пере­оформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с при­ложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии.

При переоформлении документа, подтверждающего наличие ли­цензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего нали­чие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

Основанием для отказа в предоставлении лицензий является:

– наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

– несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов, лицензионным требованиям и усло­виям.

Как предусмотрено Федеральным законом от 8 августа 2001 г., лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неодно­кратных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензи­онных требований и условий. При этом лицензирующий орган обя­зан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шести месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании ли­цензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирую­щий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приос­тановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостано­вивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в те­чение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юри­дического лица или прекращения его деятельности в результате ре­организации, за исключением его преобразования либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы могут также аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основа­нии заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за со­бой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне, безопасности государства, культурному наследию на­родов Российской Федерации и (или) в случае выявления лицензи­рующими органами неоднократных нарушений или грубого нару­шения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующие органы в пределах своей компетенции осущест­вляют контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требо­ваний и условий, определенных Положением о лицензировании
конкретного вида деятельности.

Лицензирующие органы имеют право:

– проводить проверки деятельности лицензиата на предмет со­ответствия лицензионным требованиям и условиям;

– запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и доку­менты при проведении проверок;

– составлять на основании результатов проверок акты (прото­колы) с указанием конкретных нарушений;

– выносить решения, обязывающие лицензиата устранить вы­явленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нару­шений;

– выносить предупреждения лицензиату.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды дея­тельности, лицензирование которых они осуществляют. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Юридические лица и индивидуальные предприниматели получают содержащуюся в реестре информацию за плату, государственным органам и органам местного самоуправления содержащаяся в реест­ре информация предоставляется бесплатно.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, ус­тановленном законодательством Российской Федерации, отказ ли­цензирующего органа в предоставлении лицензий или его бездейст­вие, а также решение о приостановлении действия лицензии либо ее аннулировании.

Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществ­ление которых требуются лицензии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: