Правовое обеспечение защиты прав потребителей в области потребления туристических услуг

Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями, продавцами при выполнении работ и оказании услуг, регулирует закон РФ «О защите прав потребителей», 5 декабря 1995 г. Этот Закон устанавливает права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации об услугах и об исполнителях (продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Как сказано в ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору, а при отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если же исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуги, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями.

Если стандартом предусмотрены обязательные требования к безопасности и качеству услуги, продавец (исполнитель) обязан оказать потребителю услугу, соответствующую этим требованиям.

При оказании туристских услуг обязательные требования к качеству предоставляемых услуг предъявляются к гостиничным, транспортным услугам и услугам питания и торговли.

Потребитель также имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее предоставления была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом.

Услуга, на которую законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке.

Перечень услуг, подлежащих обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013. Номенклатура услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация, введена в действие постановлением Госстандарта России от 5 марта 1998 г. в редакции Изменений 5/99.

Не допускается продажа оказание услуги без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям, указанным в п. 1 данного Закона. Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции утверждены постановлением стандарта РФ от 25 июля 1996 г. № 14.

Согласно ст. 8 данного Закона потребитель имеет право потребителя предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце) услуги, режиме его работы и реализуемых им услугах.

Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведений потребителей при заключении договоров об оказании услуг на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя (продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.

Исполнитель (продавец) услуги обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Исполнитель (продавец) - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Исполнитель (продавец) услуги обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услуге, обеспечивающую возможность ее правильного выбора. Согласно ст. 10 информация об услуге в обязательном порядке на содержать:

• обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги;

• сведения об основных потребительских свойствах услуг;

• цену и условия приобретения услуг;

• правила и условия безопасного использования услуг;

• место нахождения (юридический адрес) исполнителя (продавца);

• информацию о сертификации услуг, подлежащих обязательной сертификации;

информацию о правилах продажи и оказания услуг.

Данная информация доводится до сведения потребителей в документации, прилагаемой к услугам. Информация о сертификации услуг представляется в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия и указанием в документации сведений о проведении сертификации - номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: