Современные тенденции гуманизации физкультурного образования предполагают смену ориентиров общегосударственной политики от «подготовки здорового и физически развитого населения» на подготовку персонально каждой личности. В соответствии с новой парадигмой об-
разования интересы развития личности первичны, а общества - вторичны, но чем больше развита личность, тем выше интеллектуальный потенциал всего общества.
Эта концепция выражает гуманистическую идеологию, личностную ориентацию к ценностям физической культуры каждого ее члена (В.М. Выдрин, 1980, 1995, 2001; В.К. Бальсевич, 1991; Л.И. Лубышева, 1993; Ю.М. Николаев, 1998 и др.). В Законе Российской Федерации об образовании идея общечеловеческих ценностей и гуманизма красной нитью проходит через все положения. Так как люди с ограниченными возможностями и инвалиды являются членами одного сообщества, то эта идея распространяется и на них с равным правом реализации.
Гуманистическое отношение общества к личности инвалида находится пока в переходной стадии, на этапе поиска позитивных решений. Это касается образования, трудоустройства, социализации, создания условий равной личности, экономической независимости. Иллюстрацией этому является исследование И.М. Бгажноковой и А.Н. Гамаюновой (1997), которые в целях социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта изучали общественное мнение о данной категории лиц и готовности населения принять их в качестве равноправных членов общества. Больше половины опрошенных считают, что умственно отсталые должны быть ограничены в праве избирать и быть избранными в органы власти, 42% респондентов отказали умственно отсталым лицам в возможности работать в обычных трудовых коллективах, а 43% категорически отрицают право создавать семью и иметь детей.
|
|
Если учесть, что большинство детей-сирот, выпускников специальных детских домов не имеют перспективы на индивидуальное место жительства, надежное трудоустройство при отсутствии жизненного опыта в условиях изолированного проживания в учреждениях интернатного типа, то становятся понятными и объяснимыми цифры статистики: каждый третий воспитанник детского дома — бомж, каждый пятый — преступник, каждый десятый кончает жизнь самоубийством (по данным Российского детского фонда на 1993 г.). Категория детей-инвалидов, лишенных родителей или опеки, относится к самой неблагополучной части общества. Эти сведения не могут не тревожить общество и государство. Но решение этих проблем находится не только в сфере реформации социально-экономических отношений в стране, гарантии материального обеспечения и социальной защиты, но и готовности общества понимать и разделять личные проблемы людей с нарушениями в развитии. Становится совершенно очевидным, что данная категория лиц испытывает самый большой дефицит гуманного отношения к себе.
|
|
Адаптивная физическая культура, используя естественную потребность человека в движении, игре, эмоциях, общении, обладает высоким потенциалом воздействия на различные сферы жизнедеятельности, создавая условия реализации истинного гуманизма по отношению к инвалидам и лицам с ограниченными функциональными возможностями.
Принцип гуманистической направленности в адаптивной физической культуре означает:
—создание равноправных условий на занятиях физическими упраж
нениями; признание ценности каждой личности независимо от физи
ческих и умственных способностей, отставания в развитии, характеро
логических особенностей;
—сугубо индивидуальное телесное совершенствование, ориентиро
ванное на раскрытие потенциальных возможностей физического, пси
хического, духовного развития и саморазвития личности;
—свободу выбора доступных форм двигательной активности в про
цессе учебной, досуговой, трудовой, спортивной деятельности в кол
лективных, индивидуальных, семейных, самостоятельных занятиях,
ориентирующих на здоровый образ жизни.
Реализация этого принципа осуществляется следующими педагогическими подходами:
— ориентацией на личностное развитие, т. е. формирование целей,
мотивов деятельности, побуждающих к удовлетворению потребностей
самореализации, познавательной, двигательной, эстетической деятель
ности, эмоциональной безопасности на занятиях физическими упраж
нениями;
-этикой взаимоотношений, демократическим стилем руководства и общения, проявлением доверия, внимания, чуткости, сопереживания, веры в духовные и физические силы;
— вариативностью педагогических воздействий в соответствии с
индивидуальными физическими и психическими возможностями, уче
том состояния личности «здесь и сейчас».