Принцип гуманистической направленности

Современные тенденции гуманизации физкультурного образования предполагают смену ориентиров общегосударственной политики от «под­готовки здорового и физически развитого населения» на подготовку персонально каждой личности. В соответствии с новой парадигмой об-


разования интересы развития личности первичны, а общества - вто­ричны, но чем больше развита личность, тем выше интеллектуальный потенциал всего общества.

Эта концепция выражает гуманистическую идеологию, личностную ориентацию к ценностям физической культуры каждого ее члена (В.М. Выдрин, 1980, 1995, 2001; В.К. Бальсевич, 1991; Л.И. Лубышева, 1993; Ю.М. Николаев, 1998 и др.). В Законе Российской Федерации об образовании идея общечеловеческих ценностей и гуманизма красной нитью проходит через все положения. Так как люди с ограниченными возможностями и инвалиды являются членами одного сообщества, то эта идея распространяется и на них с равным правом реализации.

Гуманистическое отношение общества к личности инвалида нахо­дится пока в переходной стадии, на этапе поиска позитивных реше­ний. Это касается образования, трудоустройства, социализации, создания условий равной личности, экономической независимости. Иллюстрацией этому является исследование И.М. Бгажноковой и А.Н. Гамаюновой (1997), которые в целях социальной адаптации де­тей-сирот с нарушениями интеллекта изучали общественное мнение о данной категории лиц и готовности населения принять их в качестве равноправных членов общества. Больше половины опрошенных счита­ют, что умственно отсталые должны быть ограничены в праве изби­рать и быть избранными в органы власти, 42% респондентов отказали умственно отсталым лицам в возможности работать в обычных трудо­вых коллективах, а 43% категорически отрицают право создавать се­мью и иметь детей.


Если учесть, что большинство детей-сирот, выпускников специаль­ных детских домов не имеют перспективы на индивидуальное место жи­тельства, надежное трудоустройство при отсутствии жизненного опыта в условиях изолированного проживания в учреждениях интернатного типа, то становятся понятными и объяснимыми цифры статистики: каждый третий воспитанник детского дома — бомж, каждый пятый — преступ­ник, каждый десятый кончает жизнь самоубийством (по данным Рос­сийского детского фонда на 1993 г.). Категория детей-инвалидов, лишен­ных родителей или опеки, относится к самой неблагополучной части общества. Эти сведения не могут не тревожить общество и государство. Но решение этих проблем находится не только в сфере реформации соци­ально-экономических отношений в стране, гарантии материального обес­печения и социальной защиты, но и готовности общества понимать и разделять личные проблемы людей с нарушениями в развитии. Становит­ся совершенно очевидным, что данная категория лиц испытывает самый большой дефицит гуманного отношения к себе.

Адаптивная физическая культура, используя естественную потреб­ность человека в движении, игре, эмоциях, общении, обладает высо­ким потенциалом воздействия на различные сферы жизнедеятельнос­ти, создавая условия реализации истинного гуманизма по отношению к инвалидам и лицам с ограниченными функциональными возможно­стями.

Принцип гуманистической направленности в адаптивной физичес­кой культуре означает:

—создание равноправных условий на занятиях физическими упраж­
нениями; признание ценности каждой личности независимо от физи­
ческих и умственных способностей, отставания в развитии, характеро­
логических особенностей;

—сугубо индивидуальное телесное совершенствование, ориентиро­
ванное на раскрытие потенциальных возможностей физического, пси­
хического, духовного развития и саморазвития личности;

—свободу выбора доступных форм двигательной активности в про­
цессе учебной, досуговой, трудовой, спортивной деятельности в кол­
лективных, индивидуальных, семейных, самостоятельных занятиях,
ориентирующих на здоровый образ жизни.

Реализация этого принципа осуществляется следующими педагоги­ческими подходами:

— ориентацией на личностное развитие, т. е. формирование целей,
мотивов деятельности, побуждающих к удовлетворению потребностей
самореализации, познавательной, двигательной, эстетической деятель­
ности, эмоциональной безопасности на занятиях физическими упраж­
нениями;

-этикой взаимоотношений, демократическим стилем руководства и общения, проявлением доверия, внимания, чуткости, сопережива­ния, веры в духовные и физические силы;

— вариативностью педагогических воздействий в соответствии с
индивидуальными физическими и психическими возможностями, уче­
том состояния личности «здесь и сейчас».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: