Необходимо различать два понятия: социальная интеграция и педагогическая интеграция.
Социальная интеграция предполагает активное включение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в культурную, социальную, трудовую жизнь общества вместе со здоровыми людьми. Если окружающие в процессе трудовой, культурной или иной деятельности не замечают инвалидности и сам инвалид успешно справляется с этой деятельностью, не испытывая чувства неполноценности, реализует нормативный для сегодняшних условий образ жизни, - этот человек полностью интегрирован в общество.
Педагогическая интеграция предполагает обучение детей и взрослых с различными дефектами в учреждениях системы образования — в образовательных школах, средних и высших учебных заведениях вместе со здоровыми. Педагогическая интеграция является этапом, упреждающим процесс социальной интеграции. Это сложнейший двусторонний процесс взаимного сближения инвалидов и здоровых людей как равноправных членов общества. Цель интегрированного обучения — подготовить людей с ограниченными возможностями к этому сближению, а здоровых - выйти им навстречу.
Политика государства в отношении интеграции инвалидов, и особенно детей-инвалидов, должна строиться на научно обоснованной концепции, иметь правовые нормы и законодательные документы, стратегию воздействия на общество в целом для изменения отношения к этой категории людей и оказания содействия их интеграции.
Возможность интегрированного обучения во многом определяется отношениями здорового окружения к детям с отклонениями развития. Исследования показывают, что в ситуациях, не требующих тесного контакта, установки здоровых школьников благоприятны, при необходимости тесного взаимодействия - становятся негативными, вызывающими дискомфорт. В исследованиях зарубежных авторов, изучающих эту проблему более 40 лет, установлено, что отношения здоровых к инвалидам характеризуются как откровенно неблагоприятные, но с чувством сострадания, вежливого нерасположения и имеют характер доминирования, т. е. подчинения тех, у кого есть какие-либо отклонения (Л.М. Шипицына, 2001).
Существенной причиной негативного отношения детей к совместному обучению, по мнению специалистов, является вынужденная интеграция без достаточной подготовки обеих сторон. Поэтому она должна начинаться в специальном классе, в котором ученик с ограниченными возможностями (двигательными, сенсорными, задержкой психического развития) постепенно начинает контакт с обычными школьниками в учебной и неучебной деятельности, а уже потом переходит в обычный класс. Учитель принимающего класса нуждается в опыте профессиональной коррекционной работы для выбора оптимальной программы обучения ребенка с отклонениями. Интеграцию следует начинать как можно раньше, желательно в дошкольном возрасте. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
—программа интеграции должна включать непосредственный кон
такт между детьми разных систем обучения;
—программа интеграции не может быть директивной, она должна
строиться на неформальной ситуации общения;
—программа должна включать совместную учебную и внеучебную
деятельность детей массовой и специальной школы.
Формы организации занятий адаптивной физической культуры столь разнообразны и обладают такими резервами интеграции, каких нет ни в одной дисциплине образовательной деятельности. Иллюстрацией этому могут быть следующие варианты интеграции, осуществляемые в разных видах адаптивной физической культуры:
- в адаптивном спорте: в процессе соревнований любого масштаба, объединяющих спортсменов-инвалидов разных видов спорта, возраста, из разных городов и стран. Интефирующим началом является честная борьба, максимальное проявление своих физических и духовных возможностей, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодействие. На соревнованиях интефация проявляется не только в единении спортсменов, но и других заинтересованных участников события: тренеров, представителей команд, врачей, психологов, судей, журналистов, волонтеров, зрителей и др. Наиболее ярко интефация высвечивается на таком форуме, как Паралимпийские ифы, где спортивные результаты и рекорды спортсменов-инвалидов рассматриваются как высшие человеческие ценности. Спортивные достижения (даже не рекорд, а участие) для каждого человека с ограниченными возможностями это результат его деятельности, личной активности, проявления воли и характера, способ самоутверждения и самореализации;
— в адаптивной физической рекреации интефация здоровых и ин
валидов является естественной формой, не требующей особых усилий.
Интересное и эмоциональное зрелище всегда объединяет людей, созда
ет обстановку неформального общения. Спортивные и подвижные ифы,
праздники, фестивали, дни здоровья, туристские походы и слеты, спе
циально организуемые для здоровых и инвалидов, детей, подростков,
студентов с участием взрослых, родителей, учителей, добровольных
помощников, способствуют установлению более тесных контактов между
людьми, расширению общения и жизненного опыта, появлению новых
друзей и знакомых;
— в адаптивном физическом воспитании чаще реализуется интер-нальная интеграция внутри одной нозологической группы, например на уроке физкультуры слабовидящих, с остаточным зрением и тотально слепых. Слабовидящие дети сопровождают слепого, помогают ориентироваться в пространстве, определять местонахождение, контролировать движения. Эти функции помощника воспитывают такие нравственные качества, как доброту, заботливость, способность к эмпатии, у вторых - доверие, чувство защищенности и благодарности.