Налоговая система Швейцарии. Общая характеристика

В настоящее время Швейцария — конфедеративное государство, состоящее из Конфедерации (центрального штата), 26 кантонов и входящих в них 3000 муниципалитетов. Кантоны являются суверенными административно-территориальными единицами. Степень муниципальной автономии определяется законодательством кантона.

Швейцарская налоговая система складывалась постепенно. До 1848 г. кантоны (штаты) извлекали большую часть своих доходов из таможенных пошлин, а в нескольких кантонах был также установлен налог на имущество. В 1848 г. кантоны передали Конфедерации юрисдикцию на взимание таможенных пошлин. В этом же году было образовано Швейцарское государство, однако кантоны сохранили за собой право взимать подоходные и поимущественные налоги.

Правительство Швейцарии уделяет большое внимание совершенствованию налоговой системы, так как среди множества факторов, принимаемых во внимание компаниями при осуществлении своей деятельности” именно налоги являются ключевым критерием и для больших корпораций, и для маленьких фирм. Основная задача заключается в сохранении общих благоприятных фискальных рамок, позволяющих адаптироваться к меняющимся рыночным условиям. Поэтому Швейцария прилагает все усилия для их поддержания и повышения привлекательности страны для коммерческой деятельности в условиях всемирной конкуренции.

В соответствии с принципом швейцарского федерализма в стране существует трехуровневая система налогообложения. Налоги взимаются конфедеральным правительством, кантонами и муниципалитетами.

В табл. приведено распределение налогов по уровням и видам налогов.

Таблица. Распределение налогов

Налоги с дохода и собственности Налогообложение потребления и владения
Ко н ф е д е р а ц и я
Подоходный налог Налог на прибыль и капитал Налог, взимаемый у источника Гербовые сборы Налог с лиц, не проходивших воинскую службу Налог на добавленную стоимость Налог на табак Налог на пиво Налог на дистиллированный спирт Таможенные пошлины (импортные, экспортные и дополнительные)
К а н т о н ы
Подоходный налог и налог на чистые активы Подушный налог Налоги на прибыль и капитал Налог с наследства и дарений Налог на прирост капитала Налог на недвижимость Налога на передачу недвижимости Налог на транспортные средства Налог на собак Налог на зрелища Гербовые сборы Налог на гидравлические электростанции Другие налоги
М у н и ц и п а л и т е т ы
Подоходный налог и налог на чистые активы Подушный налог Налог на прибыль и капитал Налога с наследства и дарений Налог на прирост капитала Налоги на недвижимость Налоги на передачу недвижимости Налог на торговлю Налог на собак Налог на зрелища Другие налоги

В 1993 г. распределение доли налоговых доходов по трем уровням налогообложения в общем объеме налоговых поступлений страны было следующим: Конфедерация — 40%, кантоны — 34%, муниципалитеты — 26%.

Согласно Конституции страны кантоны имеют право взимать любые виды налогов, за исключением тех, сбор которых является юрисдикцией Конфедерации. Данное положение объясняет различия между налоговыми законами Конфедерации и кантонов, с одной стороны, и между самими кантонами, с другой.

Определение налоговой юрисдикции регулируется Конституцией, которая также ограничивает права органов власти различных уровней по сбору налогов. Налоговая юрисдикция распределена таким образом, что ни один из трех органов не мешает другим, а налогоплательщики не несут диспропорционально тяжелое налоговое бремя.

Распределение юрисдикции между Конфедерацией и кантонами установлено статьей 3 Федеральной Конституции, в соответствии с которой: "Кантоны являются суверенными единицами... их суверенитет не ограничен Федеральной Конституцией и по существу они используют все права, которые не предоставлены конфедеральной власти".

В отношении налогов это распределение юрисдикции означает следующее. Конфедерация может собирать только такие налоги, которые разрешены ей Конституцией.

Тот факт, что Конституция закрепила полномочия Конфедерации взимать определенные налоги, не является автоматическим препятствием для сбора подобных налогов кантонами — для этого необходим специальный запрет. Относительно прямых налогов такого запрета не существует.

Кантонам, в принципе, разрешено взимать любые виды налогов, кроме тех, сбор которых в соответствии с Конституцией закреплен за Конфедерацией и является ее эксклюзивной юрисдикцией. К последним относится несколько видов налогов: таможенные пошлины (согласно статье 28 Федеральной Конституции); гербовые сборы; налог, взимаемый "у источника"; налог на табак (статья 41); налог на добавленную стоимость и специальные акцизы (статья 41).

Кантоны имеют широкие возможности для создания своего собственного налогового законодательства. Они могут взимать налоги на доходы и имущество индивидуальных налогоплательщиков, на прибыль и капитал юридических лиц, с наследств и дарений, на прирост капитала и др.

Муниципалитеты имеют право взимать лишь те налоги, которые им разрешены для сбора кантонами, что определяется в конституциях кантонов. Им дано это право, поскольку они играют важную роль как автономные самоуправляемые органы в социальной структуре Швейцарии. На них ложатся большей частью расходы, связанные с системой начального образования, социального обеспечения и здравоохранения. В результате фискальная автономия идет параллельно с функциональной автономией муниципалитетов.

Налоги, собираемые в Швейцарии, подразделяются на две большие группы: налоги с доходов и собственности, и налоги на потребление и владение. Конфедерация, кантоны и муниципалитеты взимают налоги обеих категорий, обычно называемых прямыми и косвенными.

Подоходные налоги — повторяющиеся (периодические) налоги. Различают следующие виды периодов:

¨ базовый — период времени, в течение которого получен доход, принимаемый за основу при расчете налога;

¨ налоговый — период времени, за который уплачивается налог. Период обычно равен одному году, поэтому его часто называют налоговым;

¨ расчетный — период времени, на который действует установленный размер налога. Сейчас это понятие, как правило, заменено на термин "налоговый период".

В Швейцарии определение налогов основывается на двух различных системах:

1. Результирующее налогообложение — налог подсчитывается по истечении налогового периода. При этом налоговый и базовый периоды совпадают и всегда равны одному году. Например, налог уплачивается за 1996 г., при этом для определения размера налоговых платежей за основу берется доход, полученный также в 1996 г. Почти все кантоны и Конфедерация используют эту систему для налогообложения юридических лиц и лишь один кантон применяет ее для физических лиц.

2. Предварительное налогообложение — налог подсчитывается до истечения годового или двухлетнего налогового периода на основе дохода, полученного в предыдущий год или два. Например, в 1997 г. налог уплачивается за 1997/1998 гг. (в форме авансовых платежей). Определение размера налога производится на основе дохода, полученного в 1995/1996 гг. Большинство кантонов и Конфедерация используют эту систему для физических лиц и лишь несколько кантонов применяют ее также для юридических лиц.

Швейцарское налоговое законодательство основано на следующих принципах, закрепленных в Федеральной Конституции:

¨ равноправие (статья 4);

¨ свобода торговли (статьи 31, 31bis и 32);

¨ гарантирование права собственности (статья 22ter);

¨ свобода вероисповедания и религии (статья 49);

¨ запрет межкантонального двойного налогообложения (статья 46, раrа 2);

¨ запрет неоправданных налоговых поступлений (статья 42 quater).

Большое внимание в Швейцарии уделяется гармонизации налогообложения, целью которой является совершенствование и упрощение налоговой системы. Это нашло отражение в статье 42 Конституции, одобренной населением страны 12 июня 1977 г. Статья предусматривает два типа гармонизации: вертикальную (для Конфедерации, кантонов и муниципалитетов) и горизонтальную (между кантонами, муниципалитетами). Для достижения этой цели 14 декабря 1990 г. Конфедерация приняла два закона: Закон о гармонизации прямых налогов кантонов и муниципалитетов и Закон о федеральном прямом налоге, который вступил в действие с 1 января 1995 г.

Закон о гармонизации, вступивший в силу 1 января 1993 г., касается принципов налоговых платежей и порядка их уплаты, объектов налогообложения, налоговых ставок. Наиболее важными принципами являются:

¨ стандартизованное определение периода налогообложения для индивидуальных плательщиков и юридических лиц;

¨ полное налогообложение пособий по социальному обеспечению и полное исключение из налогообложения выплачиваемых взносов;

¨ сохранение схемы налогообложения семьи;

¨ умеренное налогообложение партнерской ренты;

¨ налоговые льготы по приросту капитала (частного) движимого имущества и по налогообложению доходов, получаемых от продажи недвижимости;

¨ стандартизованное налогообложение доходов "у источника";

¨ вычеты по налогам для юридических лиц;

¨ налоговые скидки по изменениям структуры юридических лиц, слияниям или разделениям;

¨ привилегии холдинговым компаниям;

¨ налоговые льготы для холдинговых и домицилированных компаний (подробнее далее);

¨ налоговые преференции для вновь образованных компаний.

Большое внимание в Швейцарии уделяется вопросам избежания международного двойного налогообложения. Двойное налогообложение — результат совпадения различных налоговых юрисдикций. В результате налогоплательщик является одновременно объектом одинаковых налогов по одним и тем же видам дохода или капитала для двух различных налоговых юрисдикций. Двойное налогообложение возможно и в межкантональных, и в международных отношениях. Урегулирование конфликтов по поводу двойного налогообложения на межкантональном уровне осуществляется на основе установившейся практики Федерального Верховного Суда. Избежание международного двойного налогообложения достигается путем заключения соответствующих международных конвенций.

Существуют два принципиальных метода избежания двойного налогообложения — метод освобождения и метод кредитования. В соответствии с методом освобождения страна-резидент освобождает от налогообложения такие виды доходов и капитала, которые закреплены за страной-источником. Исключенные виды все же могут браться в расчет при определении ставки налогов, применяемых к оставшемуся доходу (освобождение с прогрессией). При методе кредитования обе страны имеют право облагать налогом специфические виды доходов или капитала. Как бы то ни было, страна-резидент кредитует налога, уплаченные в стране-источнике против своих собственных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: