Понятие, формы, способы интеграции

Объединение предприятий способствует мобилизации производственного потенциала отрасли.

Трансакционные издержки – это издержки, которые возникают в ходе самого процесса обмена, и включают, например, затраты, связанные с временем проведения переговоров о ценах и проверкой выполнения заключенных условий соглашени я.

Важным направлением регулирования производственного потенциала отрасли является повышение производительности труда и фондоотдачи путем совершенствования организационной структуры предприятий.

Вследствие того, что производительность труда и фондоотдача на крупных предприятиях выше, целесообразно концентрировать производства, создавая крупные корпоративные объединения предприятий внутри отрасли.

Объединение предприятий способствует мобилизации производственного потенциала отрасли. При объединении появляются дополнительные конкурентные преимущества отдельных предприятий, что позволяет реализовать основные стратегические цели, такие как:

занять лидирующие позиции;

формировать правила игры;

оттеснить конкурентов;

поднять капитализацию.

Объединение может использовать разнообразные виды интеграций: вертикальную, горизонтальную, диагональную, комбинированную, мягкую, жесткую. Каждый вид интеграции имеет свои достоинства и недостатки, которые проявляются по-разному в зависимости от особенностей среды и выбранных областей бизнеса.

Вертикальная интеграция проводится «вдоль» производственного цикла — от добычи сырья до доставки конечной продукции потребителю. Данный вид интеграции более характерен для ресурсодобывающих отраслей. В этом случае помимо добычи ресурсов производится и их обработка. Это может быть объединение с предприятиями: поставщиками; потребителями продукции отрасли; присоединение дилерских и сервисных сетей.

Потребность в установлении тесных связей с предприятиями-поставщиками возникает при переходе к программе тотального управления качеством. В этом случае тестируются входное сырье и комплектующие. Поддерживаются высокие стандарты производственных операций, что исключает изготовление бракованной продукции из качественных сырья и комплектующих. Тесные контакты с поставщиками позволяют обеспечить высокие стандарты качества для комплектующих. Это непростая задача, так как поставщикам придется приспособиться под стандарты входов производственных процессов и наладить тотальный контроль качества у себя. Для решения этой проблемы и применяется вертикальная интеграция, так как трансакционные издержки по поиску партнеров (поставщиков) тем выше, чем больше требований предъявляется к поставщикам.

Вертикальная интеграция с каналами сбыта позволяет, при больших объемах продаж, снизить торговые наценки и обеспечить более качественное обслуживание потребителей. Объединение, беря на себя задачу поиска поставщиков и клиентов, получает доступ к оптовым скидкам; снижает совокупные трансакционные издержки закупок и продаж.

Горизонтальная интеграция — интеграция предприятий, расположенных на одном уровне параллельных ветвей производственного цикла. Она связана с объединением идентичных по направлению деятельности предприятий, имеющих неиспользованные совместимые производственно-технологические, маркетинговые и иные ресурсы (возможности), которые могут быть эффективно использованы совместно. Горизонтальная интеграция позволяет переходить на производство тех товаров, которые в данный момент пользуются спросом.

На уровне объединения горизонтальная интеграция дает возможность управлять ассортиментом продукции с целью:

перехода от производства замещающих продуктов к производству дополняющих продуктов;

выполнения комплектных поставок;

полного удовлетворения потребностей клиентов;

трансформации конкуренции в кооперацию.

Диагональная интеграция — объединение предприятий, находящихся на разных уровнях параллельных ветвей производственного цикла. Диагональная интеграция проводится с целью диверсификация риска и оказания давления на поставщиков и потребителей.

Комбинированная интеграция — интеграция «вдоль» производственного процесса и по его параллельным ветвям. Такая интеграция позволяет минимизировать издержки, трансакционные издержки, упущенную выгоду.

Если объединение предполагается проводить в виде комбинированной интеграции, с центром тяжести, смещенным в сторону горизонтальной интеграции, в этом случае достигается возможность управления портфелем совокупного ассортимента и минимизации трансакционных издержек.

Интеграцию также можно проводить в жесткой и мягкой форме.

Жесткая интеграция — интеграция путем подписания юридически обязывающих соглашений.

Мягкая интеграция — интеграция путем согласования интересов. Мягкая интеграция осуществляется при помощи взаимного обмена акциями, участия в прибылях, общих проектов.

Подписание юридически обязывающих документов должно дополняться согласованием интересов, то есть мягкая форма интеграции дополняет жесткую. Согласованные интересы обычно также приводят к развитию сотрудничества, в том числе и в форме юридически обязывающих соглашений. Таким образом, и мягкая форма интеграции дополняется жесткой.

Рассмотрим три способа интеграции.

1. Быстрая революционная интеграция.

При таком подходе изменения могут происходить в известном смысле каждый день. Подготовленный заранее общий план интеграции должен осуществляться быстро и решительно. Радикальный подход помогает уменьшить стресс, разного рода спекуляции и слухи, которые могут существенно повлиять на эффективность всего процесса.

2. Медленная эволюционная интеграция.

При данном способе интеграции изменения происходят в течение длительного времени в виде многочисленных небольших шагов, так как возможности объединяемых предприятий быстро освоить радикальные перемены ограничены. Постепенный характер изменений позволяет персоналу приспособиться к ним, что снижает сопротивление этим процессам. Кроме того, снижается риск ошибочных решений, появляется возможность более глубоко разработать стратегию и интеграционные мероприятия.

3. Комбинированный подход.

Такой способ применяется в тех случаях, когда подразумевается наличие некой прогнозируемой «точки необратимости», до достижения которой интеграционные мероприятия должны проводиться с высокой скоростью, после чего следует переходить к эволюционным мерам.

Нет конкретных указаний, по каким критериям следует выбирать подход к интеграции или каким образом определять «точку необратимости» в заной хозяйственной обстановке. Решения в этом плане носят преимущественно интуитивный характер.

Особенности современного этапа развития толкают предприятия различных организационно-правовых форм к объединению для решения ряда конкретных задач и достижения определенных целей, среди которых преобладают цели стабилизации финансового положения и, соответственно, выживания в современных условий, и происходит это объединение, как правило, не административными, а экономическими методами. Вся совокупность объединений предприятий в РФ делится на две основные группы: хозяйственные и нехозяйственные. Нехозяйственные объединения, союзы и ассоциации (например, союз арендаторов), создаются с целью координировать деятельность, обеспечивать защиту прав и представлять общие интересы в соответствующих государственных и иных органах и т.п. По согласованному решению предприятий, объединяющихся в союз или ассоциацию, на такое объединение может быть возложено централизованное выполнение производственно-хозяйственных функций, указанных в договоре.

Первые в мире соглашения между предприятиями, направленные на искусственное повышение прибыли, возникли в сфере обмена, это – корнеры и ринги.

Корнер – соглашение о согласованных действиях отдельных предпринимателей, фирм, групп фирм, создающих искусственный дефицит товаров на рынке путем скупки биржевых контрактов и реального товара с целью захвата в свои руки контроля над ходом биржевого процесса и взвинчивания цен с целью дальнейшей их перепродажи.

Ринг – соглашение нескольких предпринимателей о скупке в определенном районе какого-либо товара в целях монополизации его продажи.

Корнер и ринг являются кратковременными соглашениями, заключаемыми в устной форме и перестающими существовать по выполнении поставленной задачи.

Дальнейшее развитие промышленности привело к созданию таких форм объединений предприятий, как синдикаты, картели, тресты, концерны.

Одной из организационных форм взаимодействия на основе принципа концентрации является синдикат – объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, с целью централизации функций обеспечения ресурсами и маркетинга на согласованных договорных условиях.

Синдикаты организационно могут быть оформлены в двух видах – простой конвенции (синдикатское соглашение) или договора о создании специальных синдикатских органов. В первом случае имеется только соглашение, указывающее направления деятельности; во втором – создается общее торговое товарищество, осуществляющее реализацию задач синдиката. В обоих случаях образуется соответствующий наблюдательный совет, контролирующий выполнение конвенции или работу торгового общества. Т.е. участники синдиката добровольно передают единому руководящему органу коммерческую функцию, но сохраняют при этом производственную и юридическую самостоятельность.

Согласование торговой деятельности предприятий, входящих в синдикат, предусматривает установление:

одинаковых продажных цен;

единообразных условий отпуска товара;

районов сбыта для каждого из участников синдиката;

объемов поставки партий товаров каждым из участников синдиката на рынок;

единообразных условий заготовки и получения сырья и т.д.

Синдикат получает широкие возможности эффективного управления материальными потоками. Транспортировка и хранение товаров, их реклама, организация сервисного обслуживания потребителей и другие функции позволяют регулировать условия продажи на рынке, стимулировать спрос, в конечном итоге уменьшать индивидуальные накладные расходы.

Синдицирование, получившее наибольшее развитие в 1910 – 1930 гг., охватывало массовые производства: стали, сахара, бумаги, цемента, металлоизделий широкого использования. Синдикаты повышали доходность входивших в них предприятий или по крайней мере давали им гарантии стабильности получения доходов, что реализовывалось, как правило, за счет роста монопольных цен или же их неизменности даже в случае снижения издержек производства. Вхождение в синдикат приносит наибольшие выгоды предприятиям с низким техническим и организационным уровнем, имеющим, как правило, издержки выше среднеотраслевых, поскольку при установлении цен на продукцию синдиката в качестве базовых принимаются цены именно этих предприятий. Синдикализм характерен для отраслей, в которых массовое специализированное производство сосредоточено на сравнительно небольшом количестве предприятий.

Другой формой объединения олигополистов (нередко тайного) является картель. Он предполагает формальное письменное соглашение нескольких производителей определенного товара относительно его цены, объемов производства, квоты на рынках сбыта и др. Картель вместе с тем не ограничивает самостоятельности входящих в него участников, позволяя им добиваться усиления своих позиций за счет производства видов товара, не регламентированных картельным соглашением. Таким образом, картель существенно ограничивает конкуренцию только по узкому ряду продукции.

Временем расцвета картелей был период с конца XIX и до конца 30-х гг. XX в., когда они имели легальную форму и были широко распространены. Картели названного периода смогли создать монополистическую структуру рынка в целом ряде ведущих отраслей (электротехника, химическая промышленность, металлургия и др.), причем создать её на длительное время. Сильное негативное воздействие на экономику картели оказали в период тяжелых кризисов перепроизводства в 30-е гг.

Неполная согласованность действий и некоторая внутренняя конкуренция между предприятиями синдиката была преодолена объединением предприятий в централизованно управляемое производственное объединение – трест. В тресте объединенные предприятия теряют не только снабженческо-сбытовую самостоятельность, но и производственную.

Трест не представляет собой единое предприятие с полной ликвидацией всех ранее существующих юридических лиц. Как объединение, он способствует созданию общности производственных интересов; вся деятельность поглощенных трестом предприятий координируется единым планом без нарушения формальной юридической самостоятельности.

Тресты с момента своего образования стремятся уменьшить издержки производства и обращения, закрывают технически отсталые предприятия, вводя на всех предприятиях передовые технологии и т.д.

Тресты впервые возникли в США в конце XIX в., и основу их организации составляла передача акций объединяющихся предприятий доверенным лицам (компании), которые становились их держателями, а вместо акций выдавались сертификаты треста, по которым его участники и получали прибыль. Комбинирование (диверсификация) промышленного производства подготовило почву для создания трестов.

Тресты организовывались и в виде «контрольных обществ», и в виде общества держателей акций, где имущество сливающихся предприятий передается в собственность треста, а бывшие владельцы предприятий отстраняются от прямого управления ими, превращаясь в простых акционеров. Тогда процесс объединения мог приобретать либо форму полного слияния отдельных предприятий, когда одно предприятие поглощает другое – фузия, либо – формальной ликвидации сливающихся акционерных обществ и образование вместо них нового акционерного общества, к которому и переходит все имущество – амальгамация.

В 1970-х годах в СССР была проведена реформа управления в промышленности, в результате которой значительное развитие получили производственные, научно-производственные и проектно-конструкторские объединения. Производственное объединение представляло собой единый производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого входили предприятия, научно-исследовательские, конструкторские, технологические организации и другие производственные единицы. Как правило, при создании производственных объединений учитывались такие факторы, как технологическая общность процессов производства и территориальная близость объединяемых предприятий, техническая и производственная однородность выпускаемой продукции и т.п. Целью такого объединения является повышение интегральной эффективности всей совместной производственной деятельности. Практически каждое такое объединение являлось монополистом в своей сфере.

Предполагалось создание объединений трех типов: единого предприятия, созданного путем объединения ранее самостоятельных предприятий; объединения самостоятельных предприятий; объединения, в котором часть предприятий сохраняла, а часть – теряла свою самостоятельность.

Высшей формой монополистического объединения является концерн. Он объединяет предприятия различных, но взаимосвязанных отраслей промышленности, транспорта, торговли, сферы услуг и финансов. Основной причиной образования концернов служит межотраслевая конкуренция. Объединение различных производств и функциональных служб позволяет наилучшим образом использовать существующие в данное время условия возрастания капитала для максимизации прибыли.

Преобладающим видом современного крупного монополистического (олигополистического) объединения предприятий является диверсифицированный концерн. Многоотраслевые диверсифицированные концерны в последние годы все более стремятся к взаимодополняемости своих разно-отраслевых предприятий, рассматривая свою фирму как взаимосвязанный «портфель» бизнесов.

Наряду с концернами в настоящее время в экономике страны создаются холдинговые компании и финансово-промышленные группы. Холдинг представляет собой особый вид компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний в целях контроля и управления их деятельностью. Классическая холдинговая компания состоит, как правило, из головной (материнской), дочерних и внучатых фирм.

Финансово-промышленные группы, охватывающие промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы, банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, являются своеобразным каркасом экономики –ведущих индустриальных стран и мирового хозяйства в целом. Получивший широкое распространение и в сегодняшней России термин «финансово-промышленная группа» (ФПГ) может употребляться в двух взаимосвязанных, однако не вполне совпадающих значениях. В широком смысле им обозначаются любые формы относительно устойчивого сотрудничества и взаимопроникновения промышленного и финансового капитала. В более узком смысле под ФПГ понимается такая форма интеграции промышленных и финансовых структур, которая удовлетворяет критериям, зафиксированным в соответствующих законодательных актах, и сопровождается официальным признанием и включением в Реестр ФПГ РФ. Российское законодательство определяет ФПГ как «совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ с целью технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест» (Федеральный закон Российской Федерации от 30.11 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»)

Холдинговая компания. Одно акционерное общество овладевает контрольными пакетами акций других фирм с целью финансового контроля за их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал. Различают два типа холдингов:

1) чистый холдинг, т.е. получение компанией доходов посредством участия в акционерном капитале других фирм;

2) смешанный, когда холдинговая компания занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью и одновременно с целью расширения сферы влияния организует новые зависимые фирмы и филиалы.

Компании чистого холдинга, как правило, возглавляются крупными банками; во главе смешанного холдинга может находиться любое крупное объединение, преимущественно связанное с производством.

Конгломерат представляет собой организационную форму объединения предприятий, возникающую в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальных и вертикальных связей. Конгломератные слияния подразделяются на: функциональные; рыночно ориентированные; чисто конгломератные слияния.

Конгломераты как новейшая форма монополистических объединений появились в период усиления общеэкономических тенденций к диверсификации производства, роста концентрации и централизации капитала крупнейших фирм, ищущего своего применения на рынке, в период бурного развития научно-технической революции в условиях изменений конъюнктуры рынка, спроса и предложения. Конгломераты создавались в 20-е годы XX века, их создание инициировалось задачами милитаризации экономики. Появление конгломератов на чисто коммерческой основе пришлось на 60-е годы XX века. В 70-е годы активная деятельность крупных компаний по их диверсификации продолжилась. В 80-е годы прибыли конгломератов стали снижаться. Компании, входившие в конгломераты, имели худшие результаты, чем независимые предприятия в тех же отраслях.

В настоящее время распространены конгломераты, объединяющие под единым финансовым контролем со стороны холдинговой компании сеть разнородных предприятий. Эти предприятия не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности холдинга. Поэтому профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или полностью отсутствует.

Конгломераты, сфера деятельности которых распространяется на фирмы различных отраслей, не связанных друг с другом ни функционально, ни технологически, не тождественны диверсифицированным концернам, поскольку обладают рядом специфических особенностей в организации управления.

Конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Отделения конгломератов пользуются большей свободой и автономией в определении всех аспектов своей деятельности, чем аналогичные структурные подразделения традиционных диверсифицированных концернов. В условиях децентрализации в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, например, косвенное регулирование деятельности подразделений холдинговой компанией.

Специфика деятельности конгломерата на рынке вызывает необходимость формирования в его структуре особого финансового ядра, куда помимо холдинговой компании входят крупные финансовые инвестиционные компании. Подобные структуры конгломератов придают им большую устойчивость в конкурентной борьбе и уменьшают риск убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колебаний.

Главной сферой интересов конгломератных слияний становятся молодые (передовые в технологическом отношении) отрасли, связанные с производством и использованием наукоемкой продукции, технологических новинок, сверхсложной техники. При конгломератных слияниях происходит поглощение перспективных фирм, которые обменивают свои акции на акции

Преимущества и недостатки форм интеграции финансового

и промышленного капитала

Форма интеграции Преимущества Недостатки
Картель Участники заключают взаимовыгодные соглашения о регулировании объемов производства, о разделе рынков сбыта, установления уровня заработной платы Является типичной формой монополии и противоречит основным принципам антимонопольного законодательства
Трест Полученная прибыль распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий Отсутствие централизованных фондов капиталовложений
Синдикат Централизация всей коммерческой деятельности участников; возможность преодоления трудностей со сбытом продукции Отсутствие возможностей объединения финансового и промышленного капитала
Концерн Единая собственность участников, централизованная система контроля, достаточно высокий уровень кооперирования производства Ограниченная самостоятельность участников
Консорциум Целевое соглашение о совместной деятельности по реализации единого проекта Прекращение деятельности после выполнения поставленной задачи
Корпорация Защита каких-либо привилегий участников; в наибольшей мере отвечают задачам крупного производства Сложность регулирования правовой деятельности; двойное налогообложение (налоги платит акционер и корпорация); значительные издержки на управление
Холдинг Согласованная единая для всех участников научно-техническая и экономическая политика; широкая самостоятельность участников в производственно-хозяйственной деятельности Невозможность применения в сельскохозяйственном производстве, переработки сельскохозяйственной продукции и производственно-техническом обеспечении сельского хозяйства
Конгломерат Устойчивость в конкурентной борьбе, небольшой риск убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колебаний. Отсутствие профилирующего производства, децентрализация управления
ФПГ Возможность сохранения производственных связей и развития финансовых взаимоотношений участников; контроль за использованием ресурсов; устранение негативных факторов в процессе трансформации экономики Трудности определения вклада отдельных участников в общие результаты; отсутствие научно-обоснованных подходов к расчету доли участников распределяемой части финансовых результатов

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: