Механизм, предназначенный для передачи вращательного движения от одного вала к другому с помощью находящихся в зацеплении зубчатых колес, называют зубчатой передачей.
Рис.1
Зубчатые передачи являются самыми распространенными в машиностроении (автомобили, тракторы, самолеты, станки, приспособления и др.).
Достоинства:
Ï малые габариты;
Ï возможность передачи вращательного движения любых мощностей;
Ï высокая надежность и долговечность;
Ï высокий к.п.д. – 0,97-0,99 – при высокой точности изготовления и монтаже, смазке. При невыполнении этих условий к.п.д. может снижаться на 40%;
Ï постоянство передаточного отношения;
Ï простота обслуживания;
Ï сравнительно малые нагрузки на валы и подшипники;
Ï могут изготавливаться из любых материалов;
Недостатки:
Ï Относительно высокие требования к точности изготовления и монтажу;
Ï Ограниченность передаточного отношения для одной пары
U max= 12.5;
Ï При низком качестве изготовления и монтажа является источником вибрации и шума;
Ï Плохо воспринимают ударные нагрузки;
Меньшее зубчатое колесо принято называть шестерней,
большее – колесом. Параметр шестерни – индекс 1, колеса -2.