Рас. 8.9

Занятия на многофункциональном петлевом комплексе.

Исходные положения — лежа, сидя и стоя. Процесс обучения движениям должен происходить з условиях, максимально прибли­женных к естественному двигательному акту. В воспитании функ­ции передвижения значительную роль играют приводящие мышцы бедра, прямые и косые мышцы живота и длинные мышцы спины. Путем их дифференцированной тренировки, обучения больного за счет этих мышц выполнять движения, необходимые для осуществ­ления шага, удается в какой-то степени компенсировать имеющий­ся двигательный дефект.

Наиболее эффективна такая последовательность в обуче­нии ходьбе:

• занятия на специализированной кровати с переменным углом расположения ложа;

• занятия на гимнастических матах в зале ЛФК;

• использование укороченных костылей;

• использование подвесных плоскостей и эластической тяги;

• ходьба между параллельными брусьями в зале ЛФК, бассейне;

• ходьба при помощи «ходилою» различной степени спорности, строп, движущихся по монорельсу, козелков, костылей и палочек.

Для большей свободы самостоятельного передвижения при обу­чении ходьбе используются различные усложнения или препятствия: ходьба по лестнице вверх и вниз, ходьба с перешагиванием через лежащие на полу предметы различной высоты, ходьба с ношей, ходь­ба в темноте или с закрытыми глазами, падение и вставание.

Большое значение при выработке навыка самостоятельного передвижения имеет аппаратное лечение, способствующее увели­чению двигательной активности больных. Наибольшее применение получили гипсовые лонгеты и туторы. В последние годы использу­ют облегченные гипсово-желатиновые, гипсово-нитролаковые и пластмассовые туторы. В период обучения ходьбе удобны учебно- тренировочные фиксирующие аппараты: их легко подгонять к ниж­ним конечностям различного объема.

Комплекс восстановительных процессов, включающих рести­туцию, регенерацию и компенсацию, обеспечивает в динамике болезни спинного мозга определенную степень регресса клиничес­кой симптоматики, ту или иную степень приспособления организ­ма человека к различного рода деятельности при наличии стойкого дефекта. Клиническое проявление этого приспособления О.Г. Ко­ган назвал степенью компенсации.

• Оптимальная степень компенсации — это такое состояние, при котором больной с повреждением спинного мозга может пере­двигаться на значительное расстояние (более 250 м) самостоятельно или при помощи костылей и костыльных палочек, контролирует акты мочеиспускания и дефекации, может освоить новую профессию соот­ветственно своим физическим возможностям, не нуждается в посто­роннем уходе, так как владеет всеми приемами самообслуживания.

• Удовлетворительная компенсация: больной способен само­стоятельно передвигаться при помощи костылей или «ходилки», но лишь на небольшое расстояние (в пределах квартиры, двора), недо­статочно полно контролирует акты мочеиспускания и дефекации, нуждается в ограниченном уходе и посторонней помощи при выхо­де из дому, спуске по лестнице, может выполнять лишь некоторую домашнюю работу,

• Минимальная степень компенсации: больной освоил толь­ко способ передвижения в кресле-коляске, может самостоятельно сидеть, но нуждается в постороннем уходе и помощи как при переме­щении по комнате, так и в отношении туалета; степень контроля деятельности тазовых органов минимальная; трудовая деятельность невозможна из-за значительного ограничения способности передви­жения и невозможности длительного пребывания в положении сидя.

• Неудовлетворительная компенсация: прикованность боль­ного к постели, невозможность самостоятельного приема пищи, не­обходимость гигиенического обслуживания, явная недостаточность контроля актов мочеиспускания и дефекации, невозможность об­ходиться без постороннего ухода и помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: