Занятия на многофункциональном петлевом комплексе.
Исходные положения — лежа, сидя и стоя. Процесс обучения движениям должен происходить з условиях, максимально приближенных к естественному двигательному акту. В воспитании функции передвижения значительную роль играют приводящие мышцы бедра, прямые и косые мышцы живота и длинные мышцы спины. Путем их дифференцированной тренировки, обучения больного за счет этих мышц выполнять движения, необходимые для осуществления шага, удается в какой-то степени компенсировать имеющийся двигательный дефект.
Наиболее эффективна такая последовательность в обучении ходьбе:
• занятия на специализированной кровати с переменным углом расположения ложа;
• занятия на гимнастических матах в зале ЛФК;
• использование укороченных костылей;
• использование подвесных плоскостей и эластической тяги;
• ходьба между параллельными брусьями в зале ЛФК, бассейне;
• ходьба при помощи «ходилою» различной степени спорности, строп, движущихся по монорельсу, козелков, костылей и палочек.
|
|
Для большей свободы самостоятельного передвижения при обучении ходьбе используются различные усложнения или препятствия: ходьба по лестнице вверх и вниз, ходьба с перешагиванием через лежащие на полу предметы различной высоты, ходьба с ношей, ходьба в темноте или с закрытыми глазами, падение и вставание.
Большое значение при выработке навыка самостоятельного передвижения имеет аппаратное лечение, способствующее увеличению двигательной активности больных. Наибольшее применение получили гипсовые лонгеты и туторы. В последние годы используют облегченные гипсово-желатиновые, гипсово-нитролаковые и пластмассовые туторы. В период обучения ходьбе удобны учебно- тренировочные фиксирующие аппараты: их легко подгонять к нижним конечностям различного объема.
Комплекс восстановительных процессов, включающих реституцию, регенерацию и компенсацию, обеспечивает в динамике болезни спинного мозга определенную степень регресса клинической симптоматики, ту или иную степень приспособления организма человека к различного рода деятельности при наличии стойкого дефекта. Клиническое проявление этого приспособления О.Г. Коган назвал степенью компенсации.
• Оптимальная степень компенсации — это такое состояние, при котором больной с повреждением спинного мозга может передвигаться на значительное расстояние (более 250 м) самостоятельно или при помощи костылей и костыльных палочек, контролирует акты мочеиспускания и дефекации, может освоить новую профессию соответственно своим физическим возможностям, не нуждается в постороннем уходе, так как владеет всеми приемами самообслуживания.
|
|
• Удовлетворительная компенсация: больной способен самостоятельно передвигаться при помощи костылей или «ходилки», но лишь на небольшое расстояние (в пределах квартиры, двора), недостаточно полно контролирует акты мочеиспускания и дефекации, нуждается в ограниченном уходе и посторонней помощи при выходе из дому, спуске по лестнице, может выполнять лишь некоторую домашнюю работу,
• Минимальная степень компенсации: больной освоил только способ передвижения в кресле-коляске, может самостоятельно сидеть, но нуждается в постороннем уходе и помощи как при перемещении по комнате, так и в отношении туалета; степень контроля деятельности тазовых органов минимальная; трудовая деятельность невозможна из-за значительного ограничения способности передвижения и невозможности длительного пребывания в положении сидя.
• Неудовлетворительная компенсация: прикованность больного к постели, невозможность самостоятельного приема пищи, необходимость гигиенического обслуживания, явная недостаточность контроля актов мочеиспускания и дефекации, невозможность обходиться без постороннего ухода и помощи.