double arrow

Закон интеллектуальной эволюции человечества

Центральным звеном философско-социологических взглядов О. Конта является от­крытый им, как сам он писал, «великий ос­новной закон интеллектуальной эволюции человечества». Об открытии этого закона он возвещает на первых же страницах «Курса позитивной фило­софии», а также в других своих работах.

Согласно этому чрезвычайно важному для понимания со­циологии Конта закону, познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитив­ную.

На теологической стадии, или, как пишет Конт, в теологи­ческом состоянии, человеческий ум за каждым явлением при­роды и жизни людей усматривал сверхъестественные силы. Это по сути дела фетишистское проявление религиозного сознания, которое затем сменяется политеизмом (многобожием), когда за тем или иным явлением видят действия различных богов. Другими словами, на теологической стадии развития общест­венного сознания доминирует религиозная мифология. Человек стремится к абсолютному познанию поражающих его вообра­жение явлений и в конечном счете объясняет их действием аб­солютных сверхъестественных сил. В конце теологической ста­дии осуществляется переход к единобожию (монотеизму). К тому же место религиозного воображения начинает занимать опытное знание о связях и зависимостях явлений внешнего мира и жизни людей. Но теологический дух, по словам Конта, был необходим для «постоянного почитания моральных и по­литических идей», т.е. вопросы морали и политики решались во многом на базе религиозного сознания, прежде всего пропове­дуемых религиозных ценностей.




На метафизической стадии, или в метафизическом состоя­нии, человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира. Однако из-за слабого развития науки эти по­нятия довольно-таки абстрактны. Различного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых якобы являются предметы внешнего, в том числе социального мира. В качестве «общей сущности» на­зывались природа, космос, материя, дух как источники всех те­лесных и духовных явлений. Метафизический метод, ориенти­рующийся, по словам Конта, на познание реальных явлений, «упрощал теологию и мало-помалу разлагал ее». В то же время он не давал исчерпывающей картины природных и социальных явлений и не позволял окончательно избавиться от мифов.



На позитивной стадии, или в своем позитивном состоянии, человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений. Теологический и абстрактно-метафизический подходы к миру все более сменя­ются открытием и исследованием его законов, т.е. «постоян­ных отношений, существующих между наблюдаемыми явле­ниями» Знание этих законов необходимо, чтобы учитывать и предвидеть их действие. Истинная наука, говорил Конт, соче­тает наблюдение и предвидение, которое «составляет во всех отношениях главную черту положительной философии». В ра­циональном предвидении он видел практическое назначение позитивной философии и социологии.

Истинное положительное мышление заключается преимущест­венно в способе видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизбежности естественных законов. Таково учение Конта об интеллектуальной эволюции чело­вечества и роли науки в историческом процессе.

Представляют интерес взгляды Конта на закономерный и Прогрессивный характер развития общества. Последнее, по его мнению, подчиняется в своем развитии биологическим, а также «астрономическим» законам, т.е. законам космоса, движения небесных тел и планет. Он писал о влиянии на развитие обще­ства климата и расового состава населения. Однако главное влияние на развитие общества оказывает, по Конту, интеллек­туальная эволюция человечества как эволюция его сознания. Первичность сознания людей и его решающее воздействие на развитие общества — таков основной подход основоположника позитивизма О. Конта к решению социальных проблем. При этом особую роль он отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции.

В учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указывает на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, в частности, политической деятельности, исследованию которой он посвятил свой труд «Система позитивной политики». Обосно­вывая идею социального прогресса, Конт писал: Человечество беспрерывно развивается во время хода цивили­зации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения.

При этом интеллектуальная эволюция человечества опреде­ляет содержание и направленность всех сторон прогрессивного развития общества, является как бы внутренней субстанцией этого процесса.






Сейчас читают про: