double arrow

Органическая теория общества Г. Спенсера



Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии дан­ных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820—1903).

Как и Конт, Спенсер был широкообразованным ученым, одним из выдающихся умов своего времени. Он создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психо­логии и другим наукам. В своем основном сочинении «Системе синтетической философии» он глубоко и подробно изложил свои взгляды на эволюцию природных и социальных явлений. Эти взгляды он обосновал также в труде «Основные начала». Г. Спенсер является основателем органической школы в со­циологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении «Научные, поли­тические и философские опыты».

Суть органической теории общест­ва заключается в том, что оно рас­сматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни орга­нично связаны между собой и не мо­гут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социаль­ная роль каждого субъекта.




Спенсер рассматривал общество как организм, развиваю­щийся по естественным, главным образом биологическим, за­конам. Он уподобил общество живому биологическому орга­низму, обосновывая такой подход с помощью следующих дока­зательств: 1) как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе; 2) те и другие усложняются; 3) их части приходят во все боль­шую зависимость друг от друга; 4) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем, люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляют­ся и исчезают.

Легко заметить, что система приводимых доказательств сходства общества с живым организмом целиком опирается на естественные обстоятельства и не принимает во внимание спе­цифические социальные качества общества. В подтверждение разрабатываемой им органической теории общества Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правительство в го­сударстве уподобляется им мозгу человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительст­во руководит жизнедеятельностью общества, исчисляя и балан­сируя интересы взаимодействующих между собой сословий и других социальных групп, а также политических партий. Тор­говля в обществе сравнивается с кровообращением в живом организме, а кровяные тельца — с деньгами. Телеграфные про­вода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспече­нию общества, сравниваются с нервной системой живого орга­низма. Проводя сравнение до мелочей, - писал Спенсер, — мы находим, что эти крупныеаналогии влекут за собой множество мелких, гораздо более тесных, нежели можно ожидать.



Сейчас читают про: