Необходимость и предпосылки появления и применения денег. Эволюция форм и видов денег

Предпосылки и значение появления денег Деньги - экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения: деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления. В современных условиях в повседневной жизни людей, в деятельности предприятий, государственных и других органов, в различных сферах экономической деятельности деньги используются при: • определении цен и реализации товаров и услуг; • определении себестоимости продукции и величины прибыли; • оплате труда; • составлении и исполнении бюджетов; • осуществлении кредитных и расчетных операций; • осуществлении операций с ценными бумагами; • сбережении и накоплении в качестве средства; • оценке объема ресурсов, участвующих в процессе производства (основные и оборотные фонды) и т.п. Деньги возникают при определенных условиях осуществления производства и экономических отношений в обществе и способствуют дальнейшему их развитию. Под влиянием меняющихся условий развития экономических отношений изменяются и особенности функционирования денег. К непосредственным предпосылкам появления денег относятся: • переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами; • имущественное обособление производителей товаров - собственников изготовляемой продукции. В первоначальный период существования человеческого общества господствовало натуральное хозяйство, в котором производилась продукция, предназначенная для собственно- го потребления. Постепенно в интересах увеличения производства, а в определенной мере под влиянием природных условий (например, таких как, условия для развития животноводства, земледелия, рыбной ловли и т.д.) происходила специализация людей на изготовлении определенных видов продукции. При этом возросшее количество продукции оказалось возможным использовать не только для удовлетворения потребностей производителя, но и для обмена на другую продукцию, необходимую данному производителю. Такова важнейшая предпосылка возникновения обмена продукции. Переход к производству товаров и обмену товарами сопровождался, прежде всего, тем, что вместо изготовления продукции для удовлетворения собственных потребностей хозяйствующего субъекта развивалось производство продукции для обмена на другие товары или для реализации. Такой переход основывался на специализации производителей на изготовлении определенных видов продукции, что увеличивало ее производство на основе повышения производительности труда. Имущественное обособление товаропроизводителей, являющихся собственниками производимых товаров, позволяло обменивать принадлежащие им товары на другие или реализовать товары за деньги. Непосредственный обмен товара на товар может быть лишь при наличии потребности продавца именно в том товаре, который предлагается к обмену другой стороной. Это предполагает также, что другие товаропроизводители располагают возможностью предъявить к обмену продукцию, нужную данному производителю, а соответственно данный производитель располагает продукцией, нужной другому товаропроизводителю. Следовательно, обмен товарами может происходить при наличии нужных товаров у сторон, вступающих в обменную сделку. Однако это существенно ограничивает возможности обмена товаров. К тому же при обмене должны учитываться интересы товаропроизводителей и соблюдаться требование эквивалентности стоимости обмениваемых товаров, что в свою очередь также ограничивает обмен, в том числе в связи с неделимостью обмениваемых товаров (например, крупного рогатого скота). Соблюдение требований эквивалентности обмена предполагает измерение стоимости товаров исходя из затрат труда на их изготовление. Стремление к развитию обмена побуждало к увеличению производства товаров, выделению из многообразия обмениваемых товаров всеобщего эквивалента, используемого для измерения стоимости и при обмене товаров. Увеличение производства товаров усиливало стремление к развитию обмена и заинтересованность в выделении из многообразия обмениваемых товаров всеобщего эквивалента, используемого при обмене товаров. Развитие обмена, постепенное возрастание его интенсивности вызывало использование сначала отдельных видов товаров (скота, меха), а затем драгоценных металлов (главным об- разом золота) в качестве всеобщего эквивалента. Выделению золота как всеобщего эквивалента и в конечном счете в качестве денег способствовала его однородность, делимость и сохранность от порчи. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей. Необходимость возникновения и применения денег подтверждается многочисленными безрезультатными попытками обойтись без них. Об этом свидетельствует банкротство осуществленной Р.Оуэном в 1832 г. попытки обмена товаров без денег, с помощью оценки товаров, исходя из затрат рабочего времени с применением «трудовых бон». Неудачны были и попытки осуществления в России продуктообмена на базе натуральных коэффициентов, проводившегося в 1918 и 1921 гг. Пример. В 1921 г. применялись следующие натуральные коэффициенты обмена: 1 аршин ситца = 20 фунтам зерна; 1 пачка спичек =13,5 фунтам зерна; 1 пуд гвоздей = 23 пудам 7 фунтам зерна. В связи с различиями отдельных видов зерна было установлено: 100 весовых единиц пшеницы = 135 единицам овса; 200 весовым единицам кукурузы. Возникновение денег и их применение сопровождалось немаловажными последствия- ми. Появление денег позволило преодолеть узкие рамки взаимного обмена отдельных производителей товарами и создать условия для возникновения рынка, в операциях которого мо- гут участвовать многие владельцы разных товаров. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию специализации производства и повышению его эффективности. Важное значение имело то, что благодаря применению денег появилась возможность разделить единовременный процесс взаимного обмена товарами (Т-Т) на два разновременно осуществляемых процесса: первый состоит в продаже своего товара (Т-Д). второй - в приобретении НУЖНОГО товара в другое время и в другом месте (Д-Т). При этом применение денег уже не сводится к участию в качестве посредника в процессах обмена товаров. Напротив, функционирование денег приобретает черты самостоятельного процесса: товаропроизводители могут хранить деньги, полученные от реализации своего товара, до момента приобретения нужного товара. Отсюда возникли денежные накопления, которые могли быть использованы как для приобретения товаров, так и для предоставления денег взаймы и погашения долгов. В результате таких процессов движение денег приобрело самостоятельное значение, отделилось от движения товаров. Еще большую самостоятельность функционирование денег получило в связи с замещением полноценных денег, обладающих собственной стоимостью, денежными знаками, а также при последующей отмене фиксированного золотого содержания денежной единицы. При этом в обороте стали функционировать деньги, не обладающие собственной стоимостью, что позволило эмитировать денежные знаки в соответствии с потребностью оборота, независимо от наличия золотого обеспечения. Самостоятельность функционирования денег значительно расширилась при появлении безналичных расчетов, в том числе и расчетов на базе применения электронной техники. Деньги, безусловно – историческая категория, возникшая по мере развития общества. Эволюция форм и видов денег рассматривалась многими экономистами, и не все из них приходят к единой классификации. Часть авторов выделяет полноценные и неполноценные формы денег. Другие, беря за основу природнофунциональные признаки, подразделяют деньги на товарные, полноценные и неразменные. Эволюция денег привела к тому, что к настоящему моменту их товарная форма уже исчезла. Отсюда появляется новое толкование. Деньги, как инструмент общественных экономических отношений, являются: - средством обмена; - мерой стоимости; - способом накопления; - средством платежа. Но есть и другое определение, в котором учтена непосредственно эволюция денег. Его сформулировал К. Маркс. Деньги – товар, который выделился из товарного мира в стихийном порядке, он является всеобщим эквивалентом и выступает кристаллизацией меновой стоимости. Исходя из этих определений, можно классифицировать виды и формы денег следующим образом: Товарный вид денег имеет следующие формы: скот, меха, рабы, раковины и т.д. Полноценные деньги: золото и серебро в слитках; золото и серебро в монетах. Неполноценные деньги: казначейские банкноты; билеты; билонная монета. Квазиденьги: денежные средства на сберегательных и срочных вкладах в банках. Эволюция денег была обусловлена также развитием товарного производства. В результате появилось два вида денег: действительные (металлические деньги и товары-эквиваленты) и знаки стоимости, являющиеся, по сути, заместителями действительных денег (кредитные и бумажные деньги). Говоря о действительных деньгах, надо помнить, что их номинальная стоимость соответствует реальной. Рассмотрим более подробно, как происходила общая эволюция форм денег. Изначально металлические деньги, как правило, золотые, серебряные или медные, были в обращении в штучном и весовом виде. Потом появились слиточные формы и фигурные (украшения). Прототипом монет явилась бобообразная форма слитков одной массы и размера. Слово монета было придумано в Риме в 3 веке до нашей эры. Римский монетный двор печатал монеты, которые имели государственный штемпель, гарантировавший их платежеспособность. Монеты внесли очень важное изменение в денежное обращение – теперь они учитывались не по массе, а по номиналу, указанному на них, который означал количество использованного металла. Металлические деньги обладают самостоятельной внутренней стоимостью. Установление со временем на монетах знаков стоимости было связано с рядом причин, которые повлекло за собой увеличение и расширение товарооборота. - Большой расход драгметаллов и невозможность добывать больше драгметалла. - Высокие издержки по обслуживанию монетного обращения. - Сложность перемещения крупной массы металла для осуществления денежного расчета. - Отсутствие эластичности – умения сокращаться и расширяться. - Золото и серебро имели ограниченное потребление в других областях. - Государство, пользуясь монополией на чеканку монет, извлекало из этого прибыль, уменьшая пробу и массу металла и оставляя неизменным номинал. Наличие вышеперечисленных факторов привело к тому, что продолжилась эволюция денег. Появились заменители действительных денег – кредитные, бумажные деньги и биллонная монета. Их номинальная стоимость уже стала превышать реальную. Эмитирует бумажные деньги государство, присваивая им курс по своему усмотрению, так как самостоятельной стоимостью они не обладают. Для государства это является дополнительным источником дохода. Как правило, эмиссия денег возрастает в тот момент, когда государство ведет войну или находится в состоянии кризиса. С развитием товарного производства появляются и кредитные деньги. В них появляется необходимость, если купля-продажа предполагает рассрочку или отсрочку платежа

2) проблемы измерения денежной массы в совремн.эк-е.Стр-ра ден.массы. Особ-и стр-ы ден.массы соврем-й России Денежная масса м2 30 625,6 - 01.12.2014. Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных услуг покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами. В структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т.п. Исходной основой определения количества денег является сумма цен товаров. Учитывая, что одна денежная единица совершает несколько оборотов в год, количество денег в обращении прямо пропорционально сумме цен и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы. С развитием кредита, системы взаимных расчетов и погашения взаимоплатежей совокупная стоимость товаров и услуг уменьшается на сумму цен товаров и услуг, проданных ранее, срок оплаты которых наступает в текущем году. Длительное время денежные системы многих стран опирались на жесткую привязку денежной массы к золоту. Денежной единице соответствовало определенное количество золота и, самое главное, держатели бумажных денег могли обменять их на золото. Динамика цен на золото играла исключительную роль в общей ценовой конъюнктуре и тем самым воздействовала на денежную массу. С отходом от этого золотого правила денежного обращения в качестве обеспечения денег выступают товарная масса и финансово-экономические активы, включая, конечно, и золото, и другие драгоценные металлы. С учетом опыта стран с рыночной экономикой ЦБ РФ ведет расчеты следующих денежных агрегатов: М0 – наличные деньги в обращении, м1 = м0+ср-во на расч.текущ.и спец.сч-х п/п и орг-й+ср-ва страх-х комп-й=депоз.насел.до востреб. В сбере и в ком.банках. м2=м1+срочнее вкл.насел-я в сбере. М3=м2=сертификаты и облигации госзайма. Все денежные агрегаты выстраиваются в иерархичную систему: каждый последующий денежный агрегат включает в свой состав предыдущий. Денежные агрегаты отличаются по степени ликвидности, под которой понимается «возможность быстрой конвертации актива в наличность без каких-либо потерь его стоимости».

Самой высокой ликвидностью обладает денежный агрегат М0 (наличные деньги), ликвидность М1 ниже, чем М0, но выше, чем М2, поскольку вклады до востребования должны быть возвращены вкладчику по его заявлению, а срочные вклады могут в течение всего срока вклада использоваться банком для своих целей и возвращаются вкладчику по истечении этого срока. Денежная масса М2 определяется движением наличных денег и безналичных средств, которые, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от сбережений населения и остатков средств на счетах юридических лиц. Отсюда следует, что если процесс сбережений населения идет интенсивно, население доверяет банкам и держит свои деньги на их счетах, то ЦБ имеет большие возможности увеличить денежную массу. Сбережения населения выполняют как бы Ф-ю обеспечения новых денег. Вместе с тем наличные деньги в составе М2 в России в несколько раз превышают аналогичный показатель в США, что связано с недоверием к рублю из-за неустойчивости финансово-банковской системы, медленным развитием системы безналичных расчетов

Для обоснования пределов роста денежной массы (М2) используется денежный мультипликатор, характеризующий возможное увеличение денежной массы без отрицательных последствий для роста цен и инфляции. Его величина определяется как отношение М2 к денежной базе.

Денежная база - это сумма наличных денег (М0) и денежных средств коммерческих банков, депонированных в ЦБ в качестве обязательных резервов. Эти деньги имеют не только большую ликвидность, но и показывают дееспособность ЦБ, его возможности выполнять свои обязательства. Некоторые экономисты называют их сильными деньгами или деньгами «высокой эффективности», поскольку эта категория денег может прямо контролироваться ЦБ, чего нельзя сказать о других элементах совокупной денежной массы. Например, количество и сумма банковских вкладов зависит не только от эффективности политики ЦБ, но и от того, как воспринимают эту политику инвесторы, доверяют ли они банкам или не доверяют

Учитывая, что в денежную базу и в М2 входят наличные деньги, мультипликатор отражает увеличение вкладов населения и остатков средств юридических лиц. Если доля этих элементов в составе М2 увеличивается, то это означает, что основная часть денежной массы может увеличиваться в соответствии с величиной мультипликатора.

Существенной спецификой денежного обращения в России является широкое использование иностранной валюты, как для оплаты внешнеэкономических контрактов, так и в целях сохранности сбережений населения, сокращения потерь доходов от инфляции. В этой связи для анализа и прогнозирования спроса на деньги, изменения курса рубля, устойчивости финансово-банковской системы, процессов долларизации и бегства капитала используется показатель широких денег, который включает агрегат М2 и депозиты населения в иностранной валюте в национальной банковской системе. Проблемы денежного спроса и предложения связаны с: 1) со сложностью2) движ-е денег в совр-й эк-е происходит не автономно, а в эк-й системе с многоцелевой направленностью, где действуют как объек-е, так и суб.факторы. П.э. роль Д неоднозначна, в 1х эк-х процессах они явл-я зависимой переменной [при станции эк-ки или гиперинфляции Д теряют активную роль), а в др-х – при эк-м росте с использов-ем широкого спектра факторов – их роль весьма существеннаю 3) намного меньше, чем в развитых рыноч-х эк-ках, что связао с широкомасшт.трансформацией нашей эк-ой системы, в условиях к.й многие эк-кие процессы неустойчивы, а поведение субъектов рынка носит зачастую ажиотажные

3) выпуск денег в хозоборот и ден.эмиссия Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег». Формы эмиссии Деньги в хозяйственном обороте в условиях рынка существовали и существуют всегда. Новые деньги в оборот поступают из банков, создающих их в результате кредитных операций. Вот почему кредитный характер денежной эмиссии является одним из основополагающих принципов организации денежной системы государства. Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег» - неравнозначны. Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Однако одновременно клиенты погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте может и не увеличиваться. Под эмиссией же понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия без- наличных и наличных денег (последняя и называется эмиссией денег в обращение). В условиях административно-распределительной экономики (по типу бывшего СССР) и ту, и другую эмиссию, как правило, осуществлял Государственный банк. В условиях рыночной экономики эмиссионная Ф-я разделяется: эмиссия безналичных денег производится системой коммерческих банков, эмиссия наличных денег - государственным ЦБ. При этом первична эмиссия безналичных денег. Прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков. Главная цель эмиссии безналичных денег в оборот - удовлетворение дополнительной потребности предприятий в оборотных средствах. Коммерческие банки удовлетворяют эту потребность, предоставляя предприятиям кредиты. Однако кредиты банки могут выдавать только в пределах имеющихся у них ресурсов, т.е. тех средств, которые они мобилизовали в виде собственного капитала и средств, находящихся на депозитных счетах. С помощью же этих ресурсов можно удовлетворить лишь обычную, а не дополнительную потребность хозяйства в оборотных средствах. Между тем либо в связи с ростом производства, либо в связи с ростом цен на товары постоянно возникает дополнительная потребность хозяйства и населения в деньгах. Поэтому должен существовать механизм эмиссии безналичных денег, удовлетворяющий эту дополнительную потребность. В условиях стран с административно-распределительной системой хозяйства эмиссия безналичных денег осуществлялась на основе кредитных планов, путем расширения предоставляемых в соответствии с ними кредитов. В странах с рыночной моделью экономики, когда монополия на эмиссии разрушена, действие подобного механизма становится невозможным. 4.2. Сущность и механизм банковского мультипликатора. При существовании двухуровневой банковской системы механизм эмиссии действует на основе банковского (кредитного, депозитного) мультипликатора. Банковский мультипликатор представляет собой процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому. Банковский, кредитный и депозитный мультипликаторы характеризуют механизм мультипликации с разных позиций. Банковский мультипликатор характеризует процесс мультипликации с позиции субъектов мультипликации. Здесь дается ответ на вопрос: кто мультиплицирует деньги? Такой процесс осуществляется коммерческими банками. Один коммерческий банк не может мультиплицировать деньги, их мультиплицирует система коммерческих банков. Кредитный мультипликатор раскрывает двигатель процесса мультипликации, то, что мультипликация может осуществляться только в результате кредитования хозяйства. Депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации деньги на депозитных счетах коммерческих банков (именно они увеличиваются в процессе мультипликации). Как же действует механизм банковского мультипликатора? Этот механизм может существовать только в условиях двухуровневых (и более) банковских систем, причем первый уровень - ЦБ управляет этим механизмом, второй уровень - коммерческий банк заставляет его действовать, причем действовать автоматически независимо от желания специалистов отдельных банков. Механизм банковского мультипликатора непосредственно связан со свободным резервом. Свободный резерв представляет собой совокупность ресурсов коммерческих банков, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций. Такое понятие пришло в Россию из западной экономической литературы. Следует от- метить, что оно не совсем точно. На самом деле свободные (оперативные) резервы коммерческих банков - это их ликвидные активы, из определения же видно, что данное понятие от- носится к ресурсам, т.е. пассивам коммерческих банков. Данное понятие основывается на том, что коммерческие банки могут осуществлять свои активные операции (выдавать ссуды, покупать ценные бумаги, валюту и т.д.) только в пределах имеющихся у них ресурсов. Свободный резерв системы коммерческих банков складывается из свободных резервов отдельных коммерческих банков, поэтому от увеличения или уменьшения свободных резервов отдельных банков общая величина свободного резерва всей системы коммерческих банков не изменяется. Величина свободного резерва от- дельного коммерческого банка Ср = К+ ПР + ЦК ± МБК- ОЦР-А0, где: К - капитал коммерческого банка; ПР - привлеченные ресурсы коммерческого банка (средства на депозитных счетах); ЦК - централизованный кредит, предоставленный коммерческому банку ЦБ; МБК - межбанковский кредит; ОЦР - отчисления в централизованный резерв, находящийся в распоряжении ЦБ; А0 - ресурсы, которые на данный момент уже вложены в активные операции коммерческого банка. Рассмотрим механизм банковского мультипликатора на условном примере (рис. 4.1, размеры кредита и отчислений даны в млн руб.), причем для упрощения сделаем три допущения: • коммерческие банки на данный момент не располагают свободными резервами; • каждый банк имеет только двух клиентов; • банки используют свои ресурсы только для кредитных операций. Клиент 1 нуждается в кредите для оплаты поставок от клиента 2, но банк 1 не может предоставить ему кредит, поскольку не имеет свободного резерва. Банк 1 обращается к цен- тральному банку и получает от него централизованный кредит в сумме 10 млн руб. У него образуется свободный резерв, за счет которого выдается ссуда клиенту 1. Клиент 1 со своего расчетного счета оплачивает поставку клиенту 2. В результате свободный резерв в банке 1 исчерпывается, но возникает свободный резерв в банке 2, поскольку клиент 2 держит свой расчетный счет именно в этом банке, и привлеченные ресурсы (ПР) этого банка возрастают (см. формулу). Часть свободного резерва банк 2 отдает в распоряжение ЦБ в виде отчислений в централизованный резерв (ОЦР). Условно принимаем норму таких отчислений в размере 20% привлеченных ресурсов. Оставшаяся часть (8 млн руб.) свободного резерва ис- пользуется для предоставления кредита в размере 8 млн руб. клиенту 3. Клиент 3 расплачивается за счет этого кредита с клиентом 4, обслуживаемым коммерческим банком 3. Таким образом уже у этого банка возникает свободный резерв, в то время как у банка 2 он исчезает. Банк 3 часть свободного резерва 1,6 млн руб. (20% ПР} отчисляет в централизованный резерв, а оставшаяся часть - 6,4 млн руб. используется для выдачи ссу- ды клиенту 5. При этом деньги на расчетном счете клиента 4 остаются нетронутыми. Клиент 5 за счет ссуды, полученной от банка 3, расплачивается с клиентом 6, переводя их на его расчетный счет, открытый в банке 4. Отсюда в банке 3 свободный резерв исчезает: в банке 4 - возникает. Опять же 20% этого резерва (1,3 млн руб.) отчисляется в централизованный резерв, оставшаяся часть используется для выдачи ссуды в размере 5,1 млн руб. клиенту 7, который за счет этой ссуды расплачивается с клиентом 8, расчетный счет которого находится в коммерческом банке 5. Свободный резерв коммерческого банка 4 исчезает (хотя средства на расчетном счете клиента 6 остаются неизрасходованными), у коммерческого банка 5 он появляется. В свою очередь этот банк часть своего свободного резерва - 1 млн руб. (20% ПР) оставляет в цен- тральном банке в виде отчислений в централизованный резерв, а остальную часть (4,1 млн руб.) использует для выдачи ссуды клиенту 9. Далее процесс продолжается до полного ис- черпания свободного резерва, который в итоге за счет отчислений в централизованный резерв аккумулируется в центральном банке и достигает размера первоначального свободного резерва (10 млн руб. в банке 1). В соответствии со схемой деньги на расчетных счетах клиентов 2, 4, 6, 8 и т.д. (всех четных клиентов) остаются нетронутыми и поэтому общая сумма денег на расчетных (депозитных) счетах составит в конечном счете величину, многократно большую, чем первоначальный депозит - 10 млн руб., образовавшийся при выдаче ссуды клиенту 1. Однако деньги на депозитных счетах могут увеличиться не более чем в 5 раз, поскольку величина коэффициента мультипликации, представляющая собой отношение образовавшейся денежной массы на депозитных счетах к величине первоначального депозита, обратно пропорциональна норме отчислений в централизованный резерв. Таким образом, если норма отчислений в централизованный резерв равна 20%, то коэффициент мультипликации будет составлять 5(1/20 х 100). Он никогда не будет достигать 5, потому что всегда часть свободного резерва используется для других, не кредитных операций (например, в кассе любого банка должны быть наличные деньги для кассовых операций). Поскольку процесс мультипликации непрерывен, коэффициент мультипликации рассчитывается за определенный период времени (год) и характеризует, насколько за этот пери- од времени увеличилась денежная масса в обороте. Банковский мультипликатор действует независимо от того, предоставлены ли кредиты коммерческим банкам или они предоставлены федеральному правительству. Деньги в этом случае поступят на бюджетные счета в коммерческих банках, а они тоже относятся к при- влеченным ресурсам (ПР), поэтому свободный резерв коммерческих банков, где находятся эти счета, увеличится (см. формулу) и включится механизм банковского мультипликатора. Механизм банковского мультипликатора заработает не только от предоставления централизованных кредитов. Он может быть задействован и в том случае, когда ЦБ покупает у коммерческих банков ценные бумаги или валюту. В результате этого уменьшаются ресурсы банков, вложенные в активные операции, и увеличиваются свободные резервы этих банков, используемые для кредитных операций, т.е. включается механизм банковской мультипликации. Включить этот механизм ЦБ может и тогда, когда он уменьшит норму отчислений в централизованный резерв. В этом случае также увеличится свободный резерв системы коммерческих банков, что при прочих равных условиях приведет к росту кредитования и включению банковского мультипликатора. банковского мультипликатора, следовательно, эмиссией безналичных денег осуществляется исключительно ЦБ, в то время как эмиссия производится системой коммерческих банков. ЦБ, управляя механизмом банковского мультипликатора, расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым выполняя одну из основных своих функций - Ф-ю денежно-кредитного регулирования. Эмиссия наличных денег Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается масса наличных денег, находящаяся в обращении. Монополия на эмиссию наличных денег принадлежит государственному центральному банку. Ранее при административно-распределительной системе величина эмиссии служила объектом директивного планирования государством и ни в коем случае не могла превышаться. В условиях, рыночной экономики директивного планирования не существует, однако ЦБ прогнозируют размер предполагаемой эмиссии, используя прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков и собственные аналитические материалы. При этом важно не только установить оптимальную прогнозируемую величину эмиссии, но и распределение ее по отдельным регионам страны. Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализованно. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков (именно она определяет размер эмиссии) в наличных деньгах зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых эти- ми банками, а она постоянно меняется. Поэтому каждый раз завозить деньги из Центра, что- бы удовлетворить эту потребность, было бы не только нецелесообразно (из-за многократно возрастающих издержек обращения), но и невозможно. Представим, что потребность в наличных деньгах возрастает в Южно-Сахалинске. Пока из Центра туда будут доставлены деньги, величина этой потребности может измениться в ту или иную сторону. В результате либо придется везти деньги назад в Центр, либо пересылать в Южно-Сахалинск дополнительные суммы денег, которые, опять же, из-за расстояния могут не совпасть с реальной потребностью в наличных деньгах. Как же происходит эмиссия наличных денег и кто ее непосредственно осуществляет? Эмиссию наличных денег проводят ЦБ РФ и его расчетно-кассовые центры (РКЦ). Они открываются в различных регионах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти де- нежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения, являются резервом. В оборотную кассу расчетно-кассового центра постоянно поступают наличные деньги от коммерческих банков, но и из нее постоянно выдаются наличные деньги. Таким образом, деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении. Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу расчетно-кассового центра превышает сумму выдач денег из нее, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в ее резервный фонд. Резервными фондами РКЦ распоряжаются управления (городские, областные, республиканские) ЦБ России. Если в результате действия банковского мультипликатора у данного коммерческого банка возрастает величина денег на депозитных счетах, то в результате: а) увеличивается и потребность клиентов в наличных деньгах; б) увеличивается свободный резерв коммерческого банка. Расчетно-кассовые центры обязаны выдавать коммерческим банкам бесплатно наличные деньги в пределах их свободных резервов. Поэтому, если у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастет потребность в наличных деньгах, а поступления денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастет, то РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого он на основе разрешения управления ЦБ РФ переведет наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом по стране эмиссии наличных денег может и не произойти. При осуществлении эмиссии одним РКЦ другой РКЦ может в то же время дополнительно изъять аналогичную сумму наличных денег, поэтому общая масса денег в обращении может и не измениться. Сведениями о том, произошла или не произошла в данный день эмиссия, располагает только Правление ЦБ, где составляется ежедневный эмиссионный баланс. Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих Лаврушин банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, т.е. поступят или в кассы предприятий, или непосредственно населению. При этом деньги списываются со счетов клиентов до востребования. Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданной коммерческими банками, в результате действия механизма банковского мультипликатора. В России на долю наличных денег приходится 1/3 всей денежной массы

4) Современные основы организации безнал.ден.оборота:особенности России. Деньги – это знак, эквивалент, в котором находят свое воплощение экономические отношения. Когда этот знак утрачивает материальное воплощение, он становится прямым и непосредственным выразителем этих отношений.

Понятие безналичного денежного оборота – это обращение дематериализованных денег как идеи в чистом виде, кругооборот экономических отношений.

Безналичный денежный оборот еще совсем недавно действовал в основном в сфере обслуживания юридических лиц. Но в последнее время, благодаря использованию электронных пластиковых карт, безналичные расчеты стали основой денежного оборота и в сфере взаимодействия физических лиц и продавцов (или поставщиков услуг).

Наличный и безналичный денежный оборот – составляют единый цикл денежного обращения. На разных стадиях взаимодействия между субъектами хозяйствования возникают то наличные, то безналичные расчеты. Тем не менее, общий трендэволюции денежных отношений направлен на полное вытеснение наличных расчетов безналичными. И новейшие информационно-технические средства весьма этому способствуют.

Формы безналичного денежного оборота

Безналичный денежный оборот в процессе своей эволюции приобретал разные формы:

вексельное обращение;

оборот аккредитивов;

расчет чеками;

расчет платежными поручениями;

расчет требованиями-поручениями;

расчет платежными требованиями;

электронный денежный оборот (пластиковые и виртуальные карты).

Появление новых форм безналичного обращения не означает мгновенную отмену ранее существовавших: так, пластиковые расчетные карты существуют параллельно с расчетом чеками, широко распространенным в странах с развитой экономикой.

Преимущества безналичного денежного оборота

Безналичное обращение – более эволюционно совершенная форма денежного обращения, чем наличное. Оно имеет ряд преимуществ:

портативность – маленькая пластиковая карта намного компактнее и транспортабельнее, чем кейсы, набитые банкнотами и толстые кошельки;

доступность – сколько бы ни было денег у вас на счете, вы можете получить к ним доступ из практически любой географической точки;

удобство – посредством безналичного денежного оборота можно совершать покупки, оплачивать услуги и совершать другие денежные операции достаточно быстро и легко;

безопасность – утраченную карту можно заблокировать, а потерянные банкноты вернуть почти невозможно.

Вся современная экономика строится на безналичном денежном обороте, который постоянно претерпевает эволюционные изменения, и не за горами тот день, когда для осуществления денежных операций не нужно будет никаких материальных носителей, кроме чипа у вас в руке. 1. Основы организации безналичного денежного оборота и принципы организации безналичных расчетов

Одной из основных функций коммерческих банков является осуществление расчетов и организация платежного оборота в масштабах всего народного хозяйства. Безналичный денежный оборот является основной частью денежного и платежного оборотов, где движение денег происходит в виде перечислений по счетам в кредитных учреждениях или зачетов взаимных требований. Большая часть платежей совершается без наличных денег и представляет собой безналичный денежный оборот.

Структура безналичного денежного оборота, как и денежного оборота в целом, определяется связью движения денег с процессами материального производства (товарный оборот) и нематериального (нетоварный оборот).
Расчеты между юридическими лицами, а также между юридическими лицами и гражданами, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности осуществляются через банки в безналичном порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Порядок проведения безналичных расчетов регулируется действующим законодательством, нормативными актами Национального банка Республики Беларусь, в частности Инструкцией «О банковском переводе», Положением об осуществлении операций с использованием банковских пластиковых карточек и другими документами.

Безналичные расчеты — это денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетам плательщиков и получателей средств либо путем зачета взаимных требований, то есть без использования наличных денег. Под расчетами в безналичной форме в соответствии со ст. 231 Банковского кодекса понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке. Система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов, предъявляемых к ним требований, форм и способов расчетов. Система построений безналичных расчетов должна основываться на следующих основных принципах:

1. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые открываются субъектам хозяйствования всех форм собственности для хранения и осуществления операций с денежными средствами.

2. Осуществление расчетов в пределах остатков на счетах клиентов банка и исключительно по приказу субъектов хозяйствования в порядке установленной очередности платежей.

3. Свобода выбора владельцев счета в банке при определении формы платежа и полном невмешательстве банка в договорные отношения субъектов хозяйствования.

4. Срочность платежа, которая предполагает осуществление расчетов исходя из сроков, предусмотренных в договорных отношениях субъектов хозяйствования,

5. Обеспеченность платежа, предусматривающая наличие у владельца счета достаточных денежных средств в банке для осуществления платежа или гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств субъекта хозяйствования.

К принципам организации безналичных расчетов также относятся: место платежа (выбор субъектами хозяйствования обслуживающего банка), согласие плательщика на осуществление платежа (акцепт), источник платежа и некоторые другие. Все принципы организации безналичных расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение действия одного из них ведет к нарушению функционирования всей платежной системы.

Безналичные расчеты классифицируются по ряду признаков:

1. По экономическому характеру платежа (объекту расчетов) — за товары и услуги и по нетоварным операциям (платежи в бюджет, банку по ссудам и процентам, штрафы и т.д.).

2. По месту проведения расчетов — внутриреспубликанские (внутригосударственные) и межгосударственные; в свою очередь внутриреспубликанские расчеты подразделяются на одногородние (в пределах одного города, населенного пункта) и иногородние.

3. По виду платежа: а) гарантированные, обеспечивающие гарантию платежа за счет бронирования средств на отдельном счете; б) негарантированные (не имеющие такой гарантии); в) расчеты путем списания средств со счета или путем зачета взаимных требований; г) расчеты с отсрочкой платежа.

Безналичные расчеты осуществляются с использованием различных форм. Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.

Расчетный документ - это оформленные соответствующим образом требования, поручения, приказ на перечисление денежных средств в безналичном порядке за товары, услуги, работы. С учетом этого, в соответствии с действующими нормативными документами расчеты в безналичной форме могут проводиться в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо. Использование той или иной формы безналичных расчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств. Если же договором порядок и форма расчетов не определены, то в этом случае согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь расчеты осуществляются платежными поручениями. При расчетах пластиковыми карточками вместо расчетного документа используется специальная карточка.

Расчетные документы совершают свое движение между субъектами хозяйствования и учреждениями банков (кредитными учреждениями). Движение расчетных документов, или документооборот, — это последовательное продвижение документов по всем стадиям, начиная от изготовления документа, представления его в банк, его дальнейшего перемещения из банка в банк, до завершения расчетной операции. Перемещение документов в системе банков образует банковский документооборот, т.е. порядок и последовательное прохождение документов по всем операциям банка от момента их возникновения до записей по счетам бух.уч.

В процессе безналичных расчетов происходит концентрация денежных средств в учреждениях банков, что дает возможность использовать их в качестве ресурса кредитования, осуществлять банковский контроль за проведением расчетов.

Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам.

Расчетный (текущий) счет — это счет, открываемый банком субъектам хозяйствования, предпринимателям без образования юридического лица, на который зачисляются все поступающие в их адрес денежные средства и с которого осуществляется расчетные операции как в безналичной, так и в наличной формах, вытекающие из его уставной деятельности. К понятию «другие счета» относятся депозитные, контокоррентные, трастовые, субсчета, счета в иностранной валюте, корреспондентские счета банков и их филиалов, включая специальные.

Безналичные расчеты присущи народному хозяйству с развитыми товарно-денежными отношениями и являются составной частью единого денежного оборота, включающего и обращение наличных денежных знаков. Безналичные расчеты, заменяя обращение наличных денежных знаков, уменьшают потребность в них, ускоряют оборот средств в народном хозяйстве, сокращают издержки обращения, способствуют накоплению и аккумулированию денежных средств, облегчают их перераспределение через финансово-кредитную систему.

Прежде чем перейти к характеристике форм безналичных расчетов, необходимо определить понятие «безналичные расчеты», определить основания для их возникновения, а также их взаимосвязь с другими обязательствами сторон, участвующих в расчетах. Основанием осуществления безналичных расчетов является наличие заключенного договора (договора банковского счета, вклада, корреспондентского счета) между банком и клиентом. Однако в последнее время Национальный банк не обязательно связывает с наличием таких договоров возможность проведения безналичных расчетов. Но об этом речь пойдет ниже.

Во-вторых, вернемся к месту банка в расчетных отношениях — он посредник, связанный обязательствами с одной из сторон по договорам гражданского характера, являющимися самостоятельными договорами по отношению к договору банковского счета. Из этого следует, что обязательства, вытекающие из платежных инструкций клиента, являются самостоятельными по отношению к обязательствам, вытекающим из основного договора. Банки не связаны условиями основного договора, а также объемом исполнения обязательств по нему сторонами в случае наличия ссылок на основной договор в платежных инструкциях клиентов.
Система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов, предъявляемых к ним требований, форм и способов расчетов.

Система безналичных расчетов носит целостный характер, который обеспечивается через обязанность всех субъектов расчетных отношений следовать определенным принципам, на которых основываются нормы и правила, содержащиеся в нормативных актах, регулирующих безналичные расчеты.
Рассмотрев содержание и значение безналичных расчетов, можно переходить к раскрытию применяемых в республике форм безналичных расчетов. Но прежде следует разобраться в обновленной терминологии, касающейся безналичных расчетов.

Расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода проводятся на основании платежных инструкций (ст. 232 Банковского кодекса).

Платежные инструкции клиента могут быть выданы в письменной форме или в форме электронного документа. В соответствии со ст. 233 платежная инструкция клиента — юридического лица, выданная в письменной форме, должна содержать подписи (подпись) лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, а также оттиск печати владельца счета. Платежная инструкция клиента — физического лица, выданная в письменной форме, должна содержать подпись этого лица или лица, уполномоченного им распоряжаться счетом. Платежная инструкция клиента — индивидуального предпринимателя может также содержать оттиск его печати.

Платежные инструкции могут быть выданы посредством:
• представления расчетных документов (платежного поручения, платежного требования, платежного требования-поручения);

• использования платежных инструментов при осуществлении соответствующих операций (чека, банковской пластиковой карточки, других инструментов);

• представления и использования иных документов и инструментов в случаях, предусмотренных Национальным банком.

Расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода могут быть проведены также на основании договора между банком и клиентом, содержащего сведения, необходимые для осуществления банковского перевода.

Основанием для проведения банком расчетов в безналичной форме является заключенный между ним и клиентом договор (договор банковского вклада (депозита), договор текущего (расчетного) банковского счета, договор корреспондентского счета или иной договор), если обязанность принятия банком к исполнению (акцепту) платежных инструкций не установлена нормативными правовыми актами Национального банка.

5) цели и задачи организации деятельности ЦБ и их Ф-и. Формы независимости ЦБ. Главным звеном банковской системы любого государства является ЦБ страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др. ЦБ возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссий и банкнот. Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, ЦБ были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам. Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и Ф-и ЦБ, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача ЦБ излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационноправовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия ЦБ как эмиссионного центра страны. Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между ЦБ и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку. ЦБ развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между ЦБ саны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей. Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших: • участие государства в капитале ЦБ и в распределении прибыли; • процедура назначения (выбора) руководства банка; • степень отражения в законодательстве целей и задач ЦБ; • права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику; • правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов ЦБ страны. Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрально- го банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость. В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства ЦБ страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления. Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности ЦБс другой - его законодательно установленные полномочия. В большинстве развиты стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности ЦБ отражены в конституции или под- робно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности. В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач ЦБ в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее, это несущественно для определения степени независимости ЦБ. Фактор подробности определения законодательством целей и задач ЦБ играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования ЦБ. От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства ЦБ, а со стороны ЦБ обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего зависит политическая независимость цен- трального банка. Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают ЦБ Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. ЦБ выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов. В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику ЦБ, инструктировать его, отменять его решения. Несколько на более высокой ступени независимости находятся ЦБ Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику ЦБ, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства. ЦБ ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику ЦБ. Пятый фактор независимости ЦБ выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость ЦБ. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы ЦБ Австрии, Германии и Нидерландов. 19.2. Задачи и Ф-и центральных банков ЦБ являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устой- чивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валю- там, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов. Традиционно перед ЦБ ставится пять основных задач. ЦБ призван быть: • эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот; • банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе; • банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото- валютные резервы; • главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов); • органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов. В Германии же, например, несмотря на то, что в За- коне о Немецком федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы роста денежной массы, определяются инструменты регулирования уже обращающихся денег. В качестве банка банков ЦБ предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом ЦБ вправе по закону ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций ЦБ с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей (в том числе казначейских); залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями. Важную роль в функционировании банковской системы страны играет характер осуществления надзора ЦБ. Однако в Великобритании на протяжении десятилетий вплоть до 1979 г. контроль за деятельностью второго уровня банковской системы со стороны Банка Англии не был закреплен законодательно и являлся достаточно либеральным. Немецкий федеральный банк способствует проведению надзора специальным федеральным органом банковского контроля. Поскольку последний не располагает необходимой структурой агентств, то он опирается на филиальную сеть ЦБ. Английский национальный банк в отличие от Немецкого федерального банка данную Ф-ю выполняет лишь в ограниченном объеме (банковский контроль передан министерству финансов). При решении пяти задач ЦБ выполняет три основные Ф-и: регули рующую, контролирующую и информационно-исследовательскую. К регулирующей Ф-и относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики. С регулирующей функцией тесно связана контролирующая Ф-я. ЦБ получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая Ф-я включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними. Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская Ф-я, т.е. Ф-я научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта Ф-я отмечена в законодательном порядке. Так, Немецкий федеральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о развитии кредитной системы. В законе о национальном банке большое значение отводится информационно исследовательской Ф-и банка: предполагается, что банк обязан публиковать свои решения в специальном приложении к одной из центральных газет. Например, Австрийский национальный банк наделен значительными правами в плане доступа к информации. Он вправе требовать справки о деятельности отдельных кредитных институтов, предписывать сроки и форму отчетности коммерческих банков. На базе этих данных ЦБ проводит анонимный статистический анализ и при необходимости представляет информацию в высшие инстанции государственной власти и международные организации. ЦБ, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением ЦБ основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов. Информационно-исследовательская Ф-я ЦБ предполагает также консультационную деятельность. В порядке информационного обмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, в том числе и на международном уровне. Ф-и ЦБ зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи. Ф-и ЦБ РФ. В соответствии с ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О ЦБ РФ от 26 апреля 1995 г. ЦБ-у РФ предписано выполнение следующих функций: • во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; • монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение; • быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования; • устанавливать правила осуществления расчетов в РФ; • устанавливать правила проведения банковских операций, бух.уч и отчетности для банковской системы; • проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом; • осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций; • регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с ФЗ; • выполнять самостоятельно или по поручению Прав-а РФ все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России; • регулировать прохождение валюты, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с иностранными государствами; • организовывать и производить валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ; • принимать участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организовывать составление платежного баланса РФ; • в целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно- кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материалы и статистические данные; • осуществлять иные Ф-и в соответствии с ФЗми. Детальный перечень функций ЦБ РФ не противоречит международной практике работы функции. Так же как и ЦБ других стран, ЦБ РФ, прежде всего, выполняет Ф-ю денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную Ф-ю. Формы независимости ЦБ

Независимость центрального банка от правительства подразумевает две ее формы: политическую и экономическую.

•Политическая независимость -это автономия (самостоятельность) центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы;

•Экономическая независимость -самостоятельность центрального банка в выборе инструментов денежно-кредитной политики.

Условиями политической независимости центрального банка являются определение порядка назначения членов его руководящего органа или управляющего (президента), одобрение принятого банком решения со стороны правительства и(или) парламента.

Экономическая независимость выражается в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Независимость центрального банка в целом определяется следующими факторами: •Независимость от правительственных органов. Это условие является обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания правительственных органов, то он не сможет поддерживать стабильность цен, поскольку будет испытывать давление со стороны правительства;
•Личная независимость членов органов управления центрального банка. Независимость органов управления центрального банка будет обеспечиваться в том случае, если они назначаются на достаточно длительный срок. В случае их повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их личной независимости;
•Юридический статус банка, который определяется, в частности, возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка. Чем сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается независимость центрального банка. Важным фактором, определяющим возможности центрального банка поддерживать стабильность цен, являются сложившиеся взаимоотношения с государственными органами власти.

6) методы инструменты денежно-кредитного регулирования и особенности их применения в современной россии Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии – кредитная экспансия, т. е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых “перегревами” конъюнктуры – кредитная рестрикция. Достижение этих целей происходит с помощью нескольких методов денежно-кредитного регулирования:

I. Установление верхнего и нижнего пределов денежной массы, находящейся в обращении. Введение таких пределов позволяет контролировать пропорции воспроизводства общественного продукта и предпринимательскую активность рыночных хозяйственных структур. В РФ возникла уникальная система централизованного регулирования денежного обращения, разработанная отечественными экономистами. Эта система основывается на кассовом планировании оборота наличных денег рыночных хозяйствующих структур и банковских органов. 1) На первом этапе предприятия и организации представляют заявки на наличные деньги (кассовые заявки) в обслуживающий банк. 2) На втором этапе низовые банки и их вышестоящие звенья на основе кассовых заявок предприятий составляют свои кассовые программы, в которых отражается потребность в наличных денежных средствах в зоне их деятельности. Эти программы представляются в ЦБ; 3) На третьем этапе ЦБ составляет сводную программу кассовых оборотов низовых банков и их обеспечения ресурсами эмиссионного фонда. Эта программа является составной частью рефинансирования банков; 4) На четвёртом этапе местным банкам сообщаются выделенные им эмиссионные ресурсы ЦБ; 5) На пятом этапе осуществляется территориальное управление кассовыми оборотами низовых банков с перераспределением свободных денежных средств между отдельными краями, областями, республиками и регионами. Опыт РФ показал, что составление кассовых программ позволяет банкам контролировать состояние денежного обращения, подготовиться к операциям с наличными деньгами и не допускать задержек их выдачи.

II. Установление фиксированных процентных ставок по кредитам для коммерческих банков. Изменение процентных ставок либо расширяет, либо сжимает денежный рынок, что оказывает соответствующее воздействие на товаропроизводящие отрасли народного хозяйства. Как правило, снижение процентных ставок вызывает рост деловой активности, оживле


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: