double arrow

Теория социального реализма и научный метод в социологии Э. Дюркгейма

Наиболее значительный представитель социологического по­зитивизма конца XIX — начала XX в. — французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858—1917). Сам он неоднократно подчерки­вал значение социологических воззрений О. Конта и Г. Спен­сера, критически им осмысленных и развитых. Дюркгейм про­должил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармо­нировать между собой ради сохранения целого.

Дюркгейм энергично выступил против индивидуалистиче­ских и психологических подходов в объяснении явлений обще­ственной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влече­ния, желания, стремления и интересы людей. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социаль­ных явлений следует объяснять социальными факторами, что исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является, общество как система взаимодействий ин­дивидов, социальных групп и соответствующих социальных инсти­тутов. Большую роль здесь играют непосредственная и более ши­рокая социальная среда. Таковы основные положения разработан­ной Дюркгеймом доктрины социального реализма.

Э. Дюркгейм был сторонником разработкинаучного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистиче­ском, т.е. строго логическом, объяснении явлений обществен­ной жизни. В предисловии к одному из своих основных трудов «Метод социологии» он подчеркнул, что его «главное намере­ние состоит в том, чтобы распространить на человеческое по­ведение научный рационализм», т.е. дать ему научное объяснение. Он писал, что его предшественники в области социо­логии уделяли основное внимание построению различных, не­редко умозрительных теорий развития общества и мало зани­мались разработкой научного метода изучения социальных фактов. Даже в работах Г. Спенсера, по словам Дюркгейма, «вопрос о методе не занимает никакого места». Глава из курса позитивной философии О. Конта — «почти единственный оригинальный и значительный труд, который мы имеем по данному вопросу», — утверждал Дюркгейм.




И он приступил к разработке метода социологии. Социо­логия, пишет он, есть наука о социальных фактах под которы­ми он понимал прежде всего политические, правовые, мораль­ные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, выраба­тываемые коллективным сознанием людей и заставляющие от­дельных индивидов действовать в соответствии с этими идея­ми, нормами и ценностями. Конечными причинами социаль­ных явлений выступают, по Дюрктейму, идеи и духовные цен­ности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой социальной эволюции. Речь идет об идеях и духовных ценностях как проявлениях коллективного сознания.



По отношению к отдельным людям социальные нормы, ценности и другие проявления общественного сознания суще­ствуют объективно. Каждый человек застает уже сложившими­ся определенные политические, правовые, моральные и другие нормы, ценности и социальные установки. Он должен их усво­ить и реализовать на практике. В соответствии с этим Дюрк­гейм указывает на два основных признака социальных фактов: их объективное существование по отношению к отдельным ин­дивидам и их принудительное воздействие на людей. Тем самым Дюркгейм исходил из понимания человека как социального су­щества, развитие и деятельность которого проходят под опре­деляющим воздействием на него социальных норм и предписа­ний.

Так ставится и решается Дюркгеймом вопрос о социальной обусловленности поведения людей. У социальных фактов об­щая духовная природа и сущность. Все они - проявления группового или массового сознания. Их воздействие на людей в конечном счете организовано сознательно и осуществляет­ся через социальные институты, в том числе правовые, религи­озные и т.д. В этой связи Дюркгейм писал, что социальный факт есть лишь там, где существует определенная организация. Он существует как нечто общее и существенное в поведении людей и воплощается в организации их производственной, по­литической, правовой и другой деятельности. Таким образом, в учении Дюркгейма о социальных фактах содержатся важные положения для понимания взаимодействия общества и лично­сти, показана роль группового, коллективного сознания. Все это, по его мнению, составляет истинный предмет социологии как науки.

Актуальный характер имеет учение Дюркгейма о различиях нормального и патологического в обществе, о социальных бо­лезнях и их преодолении. Убедительно звучит высказанное им положение о том, что важно найти «объективный критерий, неотделимый от самих фактов и позволяющий нам научно раз­личать здоровье от болезни в разных разрядах социальных яв­лений».

Социальное здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормаль­ном развитии жизненных сил индивида, коллектива или обще­ства, в их способности адаптироваться к условиям среды и ис­пользовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь». То, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, должно быть признано полезным и не­обходимым. Болезнь общества может зародиться в любой его сфере. Если же оно больно целиком, лечить его надо ком­плексно. Большое значение придает Дюркгейм моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все его сферы социально здоровых и эффективных стимулов деятель­ности и общения людей.

Дюркгейм пытается уточнить вопрос об источниках соци­альной эволюции. Указывая на ограниченность взгляда, со­гласно которому источник развития общества лежит в психо­логической организации человека, в его стремлении реализо­вать себя или же в «потребности личного счастья» (этот взгляд в разной степени разделяли О. Конт и Г. Спенсер), Дюркгейм считает решающими социальные истоки развития общества, прежде всего коллективное сознание и коллективную (общест­венную) деятельность людей. Это позволило ему более подроб­но проанализировать механизм функционирования и развития общества. В этой части его труды до сих пор имеют немалую научную ценность.






Сейчас читают про: