20%-ные группы населения | Объем денежных доходов | dxi | dxi dyi | dHyi | dxi dHyi | dxi -dyi | ||
% к итогу | dyi | |||||||
А | 2. | |||||||
Первая(с наименьшими доходами) | 5,6 | 0,056 | 0,2 | 0,0112 | 0,056 | 0,0112 | 0,144 | |
Вторая | 10,4 | 0,104 | 0,2 | 0,0208 | 0,160 | 0,032 | 0,096 | |
Третья | 15,4 | 0,154 | 0,2 | 0,0308 | 0,314 | 0,0628 | 0,046 | |
Четвертая | 22,8 | 0,228 | 0,2 | 0,0456 | 0,542 | 0,1084 | 0,028 | |
Пята(с наивысшими доходами) | 45,8 | 0,458 | 0,2 | 0,0916 | 1,000 | 0,2000 | 0,258 | |
Итого | 100,0 | 1,0 | 1,0 | 0,200 | X | 0,4144 | 0,572 |
Для расчета коэффициента Джини воспользуемся итоговыми данными граф 4 и 6 таблицы 10.4:
Такой же результат мы получим, выполнив расчеты в процентах:
Второй способ расчета проще, однако, исходная формула незаменима в тех случаях, когда имеются неравные группы по объему совокупности (в нашем примере - по численности населения).
Для сравнения отметим, что наибольшей величины за последние годы коэффициент Джини, рассчитанный по данным о распределении общего объема денежных доходов населения РФ, достигал в 1999г. - 40,0%.
Используя данные графы 7 таблицы 10.4, определим коэффициент Лоренца:
Оба коэффициента указывают на относительно высокую степень концентрации доходов населения.
Если под концентрацией понимается степень неравномерности распределения изучаемого признака, не связанная ни с объемом совокупности, ни с численностью отдельных групп, то централизация означает сосредоточение объема признака у отдельных единиц (объема продукции данного вида на отдельных предприятиях, капитала в отдельных банках и т.п.). Обобщающий показатель централизации имеет следующий вид:
(10.15.)
где mi - значение признака i-ой единицы совокупности;
М - объем признака всей совокупности.
Максимальное значение, равное 1, данный коэффициент достигает лишь в том случае, когда совокупность состоит только из одной единицы, обладающей всем объемом признака. Минимальное значение коэффициента приближается к нулю, но никогда его не достигает.
Рассмотрим следующий пример. Предположим, выпуск продукции А сконцентрирован на 5 предприятиях, расположенных в трех районах области (табл. 10.5):
Таблица 10.5.
Район | Число предприятий | Объем производства, млн. руб. | Доля одного предприятия в общем объеме продукции, (гр. 3: Итог гр. 2) | |
всего | в среднем на 1 предприятие (гр.2:гр.1) | |||
А | ||||
А Б В | 0,584 0,133 0,094 | |||
Итого | X | X |
Вычислим показатель централизации производства данного вида продукции:
Рассчитанная величина свидетельствует о высокой степени централизации. Отметим, что аналитическая ценность показателей концентрации и централизации повышается при проведении сравнений во временном или территориальном аспектах.