Студопедия
Поделиться в соц. сетях:


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Виды коммуникации




Коммуникации можно условно разделить на следующие виды:

- устные и письменные;

- вербальные и невербальные;

- формализованные и неформальные;

- непосредственные и опосредованные;

- реальные и виртуальные;

- межличностные, публичные и массовые.

Речь и слушание – одни из самых важных процессов приема и передачи информации. Через речь оказывается личностное воздействие на людей. Его сила в простоте, точной адресности и гибкости благодаря обратной связи. Важнейшим условием успешной устной коммуникации является эмоциональная и логическая убедительность. Умение пользоваться языком свидетельствует об образовании, жизненном опыте, социальном статусе и других социальных качествах индивида. Не менее важным в устной коммуникации является умение слушать и понимать истинный смысл и намерения говорящего.

Главным инструментом социальной коммуникации выступает язык. Долгое время ученые считали язык универсальным кодом, позволяющим передавать смысл другому участнику коммуникации. Однако в последнее время многие лингвисты отказались от такой трактовки в связи с тем, что в русском и других языках большинство слов многозначно, что вызывает трудности при переводе. Когда мы имеем в голове некую мысль и находим для нее адекватное языковое выражение, то тот, кто нас слушает, совершает обратную операцию – обращает языковую форму в смысл. Таким образом язык выступает в качестве посредника во взаимном понимании.

Язык состоит из лексически выверенных единиц, соответствующих реалиям мира, поэтому вербальная коммуникация подразумевает, что все ее участники в полной мере владеют набором языковых единиц и точно соотносят их с адекватными реалиями. В противном случае неизбежен языковой барьер, когда участники коммуникации не владеют языком друг друга, или семантический барьер, когда вследствие многозначности слов смысл высказывания понимается неверно.

Намеренное изменение языковых структур становится способом изменения человеческого сознания, в том числе и манипулирования им. Манипуляцию часто определяют как скрытое воздействие на сознание и поведение другого. Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор, соучастник. Манипуляция — это не насилие, а соблазн.

Изданный в 1969 г. в Нью-Йорке «Современный словарь социологии» определяет манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает». Человек, взаимодействуя с окружающими, взаимодействует с сознанием других людей, так или иначе влияя на их поведение, но сознательная манипуляция начинается с того момента, когда манипулятор ставит для себя цель манипуляции. Особенно активно приемы языкового манипулирования применяются в рекламе и политической коммуникации. Одной из форм противодействия манипуляции личностью является критический анализ поступающей информации, организация получения информации из разных источников.




Языковое манипулирование возможно в самых различных видах коммуникации – в диалоге, в публичном выступлении, в выпуске телевизионных новостей, в Интернет-форуме и т.д. Наиболее часто языковое манипулирование встречается в выступлениях политических деятелей и в рекламе.

Вербальная форма коммуникации – основная, но не единственная форма передачи информации. В межличностных коммуникациях она дополняется невербальной, с помощью которой передается до 70% информации.

В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации:

1. оптико-кинетическая;

2. пара- и экстралингвистическая;

3. организация пространства и времени коммуникативного процесса;

4. визуальный контакт.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

Паралингвистика – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, - спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности (энергичности, решительности либо неуверенности). Тембр голоса часто ассоциируется с симпатичностью, образованностью человека.



Экстралингвистика – включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха, а также сам темп речи. Например, паузы, подчеркивают особую значительность предлагаемого текста, иногда они значат больше, чем сам текст.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой в коммуникативной ситуации. Так, для того, чтобы подчеркнуть свое влияние, руководитель может занять высокое кресло, а партнеру по общению предложить сесть на низкий диван. Размещение в пространстве офиса элементов фирменного стиля будет способствовать большему доверию клиента к организации. Размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему.

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. В настоящее время проблемы проксемики включены в особую область психологии, получившую название «экологическая психология» или «психология среды». Среди прочих проблем здесь изучаются нормы оптимального расположения партнеров по коммуникации, приближения к собеседнику, особенности «персонального пространства». В межличностной коммуникации следует правильно устанавливать расстояние между партнерами по общению:

· Интимная зона (15-45 см) - допускаются только самые близкие люди. В каждой культуре свой размер интимной зоны. Отмечено, что в городах он меньше, чем в сельской местности.

· Личная зона (45-120 см) - общение деловых партнеров.

· Социальная зона (120-350 см) общение в малой группе (до 15 чел) на пресс-конференции, семинаре и т.д.

· Публичная зона (от 350 см) - общение с большой аудиторией.

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это «контакт глаз», или визуальное общение. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическим феноменом в области зрительного восприятия – движением глаз. В социально- психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.

Визуальный контакт выполняет многочисленные функции: информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить свое «Я», сигнализировать о готовности поддержать и продолжить общение, демонстрировать степень психологической близости и пр. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации. И так же, как другие средства невербальной коммуникации, его проявления варьируются в различных культурах. Так, мера допустимости пристального взора – «глаза в глаза» - различается, например, в Великобритании и Японии, различное значение придается такому явлению, как мигание.

К невербальной коммуникации можно отнести визуальную коммуникацию, то есть передачу информации посредством изображений, знаков, образов. Здесь тоже существуют свои закономерности.

В психологии установлены некоторые закономерности влиянии различных цветов на восприятие. Колорит ощутимо влияет на психо-интеллектуальное состояние человека. Цвета, воспринимаемые человеком, обращаются к чувствам, а не к логике. Они подчеркивают качество, настроение, ощущения, создают теплую или холодную среду, отражают времена года и т.д. Использование определённых цветов в рекламе имеет также физиологические последствия, которые заключаются в создании положительного или отрицательного оптического раздражителя. Цвет “взывает” к чувствам, он придаёт объемность среде и предметам.

Большое значение в культуре различных сообществ имеют символы – знаки, которые несут глубинный смысл. Они издревле используются в религии, политике, художественной культуре. В наше время различные условные обозначения повсеместно используются в коммерческой деятельности для того, чтобы облегчить потребителям выбор товаров и услуг конкретных производителей-собственников товарных знаков.

Современные технологии массовой коммуникации воздействуют на массы в первую очередь посредством визуальных образов телевидения. Знаки-телеобразы, в отличие от знаков языка или письма, имеют определенный смысл, часто неидентичный смыслу, заложенному в вещах, отображаемых на телевизионном экране. Таким образом, кодирование остается незаметным для массовой аудитории, а внушение с помощью телевизионной рекламы – наиболее действенным.

Формализованные и неформальные коммуникации принято разделять при изучении процессов распространения информации в сложных структурах, например организациях. Формализованные коммуникации осуществляются на основе установленных правил и их легче контролировать. Они соответствуют целям той структуры, где осуществляются. К неформальным коммуникациям относят слухи и сплетни, которые возникают в условиях недостатка официальной информации, предмет которой представляет интерес для некоей группы людей. Их значительно труднее контролировать, особенно в критических ситуациях. Слухи оказывают весьма существенное влияние на общественное мнение, поэтому их предотвращение – важная задача для специалистов по корпоративным коммуникациям.

К наиболее распространенным формам деловой коммуникации относятся: публичные выступления, дискуссии, беседы, совещания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, телефонные разговоры, деловая переписка и т.д.

Непосредственные коммуникации возникают в малых группах, где индивиды могут общаться между собой. Это может быть диалог менеджера и подчиненного, продавца и покупателя, выступление руководителя перед группой сотрудников, переговоры и т.д. Опосредованные коммуникации возникают тогда, когда между источником информации и ее получателем существует посредник –человек, документ, книга, техническое средство, рекламный телеролик, газета, интернет-сайт и т.д.

Успех непосредственной коммуникации в первую очередь зависит от личностных и ораторских качеств коммуникатора и его заинтересованности в итогах общения. Исследователи коммуникации подчеркивают, что часто люди не отделяют личности оратора от того, что он говорит. Известные политические и военные деятели прошлого вдохновляли массы своими пламенными речами на защиту Родины. По личному опыту многим известно, что талантливый учитель может своим примером вдохновить на упорные занятия даже нерадивого ученика. Способный руководитель при непосредственном общении с подчиненными мотивирует их на добросовестную работу. Во многих организациях, особенно в малом и среднем бизнесе, непосредственные коммуникации являются основной формой управления персоналом.

В связи с развитием телекоммуникационных технологий и технических средств связи доля опосредованных коммуникаций постоянно растет. При налаживании опосредованной коммуникации важно помнить, что технические системы могут создавать помехи на пути сообщения. Самый распространенный вид таких помех - это само отсутствие у аудитории телевизора (радиоприемника), газеты, журнала и т.д. В таком случает сообщение не достигает получателя, а значит, коммуникация не состоялась.

Реакция получателя определяет результативность коммуникации, т.е. степень достижения цели с учетом затраченных усилий. Результативность коммуникации оценивается по обратной связи. Под последней понимают получение информации о том, что сообщение принято, расшифровано, а при необходимости, предприняты определенные действия, предписанные в сообщении. Так, эффективность рекламной коммуникации определяется по росту объема продаж рекламируемого товара, эффективность письма с коммерческим предложением – по намерению партнера заключить контракт, эффективность проведенной PR-кампании – по снижению количества претензий, росту запросов, появлению благоприятных откликов в СМИ и т.д.

Человеческое общение является, по выражению А. де Сент-Экзюпери, величайшей роскошью. При диалоге мы не только обмениваемся информацией с собеседником, но и разделяем общие чувства. Использование современных средств связи и технологий, качественно меняет сам характер общения, делая его виртуальным.

С одной стороны, коммуникаторы получают возможность передавать друг другу большие объемы визуальной (фото- и видеофайлы) и текстовой информации, а с другой – теряют возможность личного психологического контакта. Более того, общаясь с человеком через Интернет, нельзя быть абсолютно уверенным, что твой адресат является именно тем, за кого он себя выдает. Виртуальные коммуникации – это взаимодействие не столько людей, сколько образов, имиджей, складываемых из вербальной и визуальной информации. По мере развития таких новых средств связи, как социальные сети, интенсивность виртуальных коммуникаций неуклонно возрастает. Объединяясь в сетевые сообщества на основе общих интересов, люди зачастую общаются друг с другом не как личности с четкими социальными характеристиками, а как виртуальные персонажи-аватары, которые могут быть абсолютно не тождественны участникам общения.

Достижения информационных технологий делают общепринятой коммуникацию человека и информационной системы, например, поиск информации по запросу, заказ товаров через электронный магазин, бронирование билетов и т.д. Этот новый вид виртуальных коммуникаций еще не получил должного осмысления на научном уровне.

По типу отношения между участниками выделяются:

· межличностная,

· публичная,

· массовая коммуникация.

Ряд исследователей выделяют также организационные коммуникации.

Межличностная коммуникация может быть как непосредственной, так и опосредованной, формализованной и неформальной, реальной и виртуальной, вербальной и невербальной.

Речи являются необходимым элементом публичной коммуникации и социального управления. Замечено, что человек, успешно выступающий с речами, имеет гораздо больше шансов стать руководителем, чем «молчун». Устные выступления помогают продвигать новые продукты, услуги, проекты, решения. С помощью речей хороший оратор вызывает запрограммированное поведение аудитории.

Выступления на конференциях, собраниях в настоящее время часто сопровождаются мультимедийными презентациями, которые не только дают наглядное представление о предмете речи, но и позволяют сделать нужные оратору акценты, используя визуальные средства - инфографику. Особенно полезны презентации в том случае, когда надо визуально представить сложную аналитическую информацию с помощью графиков, диаграмм и гистограмм. Современные презентации могут включать в себя видео, анимацию, музыкальное сопровождение и закадровый текст. На деловых совещаниях участникам также могут выдаваться справочные материалы для облегчения процесса принятия решений.

При использовании аудиовизуальных средств задействуется не только слуховое, но и зрительное восприятие. Красочные слайды или видео помогают лучше привлекать внимание аудитории, создавать у нее нужный оратору эмоциональный настрой в течение всего времени выступления.

Очевидным проявлением феномена коммуникации в современном мире является создание и использование средств массовой информации (СМИ). Более того, современные СМИ представляются не только обычными каналами распространения информации, но мощным средством воздействия на общественное сознание, формой социального регулирования, средством модификации экономического и потребительского поведения людей. По мере появления и усовершенствования новых технических средств массовой коммуникации ее роль в жизни общества постоянно увеличивается. Развитие телекоммуникационных технологий (Интернет, мобильная связь и др.) способствовало тому, что многие традиционные СМИ превратились в интерактивные каналы обмена информацией. Аудитория все больше участвует в создании контента масс-медиа. Одновременно растет и конкуренция между самими СМИ за внимание людей.

Если представить все типы коммуникации в виде пирамиды, то массовая коммуникация является ее вершиной, где перекрещиваются и интегрируются интересы и ожидания всех индивидуумов - членов различных социальных структур.

В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Для социологии коммуникации это определение недостаточно, так как в нем не учтен существенный фактор массовой коммуникации как процесса - механизм актуализации информации при помощи коммуникативных средств. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию. Рассматриваемая как вид речевой деятельности, массовая коммуникация является социально обусловленным процессом, в котором эта функция актуализируется при помощи различных коммуникативных средств и каналов.





Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 12392; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8009 - | 6387 - или читать все...

Читайте также:

 

54.90.185.120 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.