Условия существования рынка

Функционирование рынка предполагает наличие следующих условий:

1. Общественное разделение труда и специализация отраслей и видов экономической деятельности.

2. Становление и развитие товарного производства и обмена как неотъемлемых элементов рынка.

3. Абсолютная мобильность факторов производства (свобода перелива капитала и свобода перемещения рабочей силы из отрасли в отрасль).

4. Существование частной собственности, которая ведёт к экономическому обособлению производителей и позволяет частным лицам и предприятиям по своему усмотрению владеть, распоряжаться и использовать объекты собственности, извлекая при этом выгоду.

5. Равноправие рыночных субъектов с различными формами собственности. Это означает не абсолютное равенство в условиях предпринимательства, в доходах, а равное право на существование, на проявление своих возможностей (принципиально различных у разных форм собственности). В результате каждая форма собственности найдёт наиболее эффективную для себя сферу деятельности.

6. Наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса.

7. Важнейшим условием существования рынка является конкуренция. Это соперничество, борьба между покупателями (за дефицитный товар), между продавцами (за покупателей, за сферы влияния, за наилучшие условия производства и реализации), между теми и другими (за условия сделки купли-продажи). Конкуренция проявляется через столкновение экономических интересов. Конкуренция способствует наиболее эффективному использованию и распределению материальных и трудовых ресурсов, совершенствованию производства, снижению затрат, повышению качества продукции.

8. Возможность свободного ценообразования. Цены должны устанавливаться в результате торга между продавцами и покупателями, в соответствии с


уровнем спроса и предложения и состоянием экономической конъюнктуры.

9. Наличие у каждого субъекта рынка достоверной и полной информации о предложении, спросе, ценах, норме прибыли и другом.

10.Создание рыночной инфраструктуры: коммерческих банков, бирж, посреднических организаций, маркетинговых служб, консалтинговых компаний, магазинов, баз, складов, хранилищ и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: