Системы организации экономики

Рынок исторически развивается и видоизменяется. Современный рынок

- это сложное социально-экономическое образование, имеющее


определенную структуру, то есть составные части, гармонично связанные друг с другом. Существуют три основных вида рынков:

1. Рынок товаров и услуг (потребительский рынок), на котором реализуются многочисленные блага (материальные и нематериальные) конечного потребления. Он функционирует через товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки, предприятия общественного питания, колхозные рынки, учреждения здравоохранения, образования, культуры и т.п. Он включает рынки продовольственных и промышленных товаров, бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения, рынок жилья.

2. Рынок факторов производства, который предполагает куплю-продажу таких факторов производства, как земля, труд, капитал. Под землёй понимается не только непосредственно сама земля, которая используется фермерами и предпринимателями, но и добываемые из недр земли полезные ископаемые или же «снимаемое» с земли сырьё, например, хлопок. Труд трактуется как услуги всех работающих, включая услуги рабочих, специалистов, управляющих и руководителей фирм. Такой фактор производства, как капитал, представляет собой средства производства (здания, сооружения, оборудование). Сферой реализации рыночных отношений на этом сегменте рынка являются различного типа биржи (труда, сырья, недвижимости, оборудования, станков, компьютеров, ноу-хау и т. п.), выставки, непосредственные связи предприятий-производителей и предприятий-потребителей, а так же взаимодействие с посредниками.

3. Финансовый, или денежный рынок - это рынок, отражающий спрос и предложение финансовых средств, то есть денег, облигаций, акций.

Эти основные три вида рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений - рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок научно-технических разработок, рынок информации, сырьевой рынок, рынок ценных бумаг и валюты, рынок жилья, рынок труда и т. д.

2. По отраслям - автомобильный, компьютерный, нефтяной и т. д.

3. По географическому положению - местный, региональный,

национальный, мировой.

4. По степени ограничения конкуренции - рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии, рынок монополии, рынок монопсонии.


5. По организации рыночного обмена - оптовый (биржа, государственные закупки), розничный (магазины, торговые палатки, уличные автоматы).

6. По формам собственности - частный, кооперативный, государственный.

7. По степени организации - организованный (биржа, аукцион, государственные закупки) и неорганизованный (уличная торговля частников, разовые сделки).

8. По степени доступности участия в рыночных операциях - открытый и закрытый.

9. По соответствию законодательству - легальный и теневой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: