Эластичность спроса по цене показывает степень изменения объема спроса в ответ на изменение цены. Показатель определяют, как отношение процентного изменения в количестве продукции, на которую предъявлен спрос, к процентному изменению в цене:
ε D = Q ∆
÷ Q, где ∆Q и ∆P – абсолютные изменения объемов продаж и
P P ∆ ÷ P
цен; Q и Р – средние или начальные величины объемов продаж и цен в зависимости от вида показателя эластичности.
Рассчитывают точечную и дуговую эластичность. Точечная эластичность используется при незначительных изменениях цены и величины спроса. Точечная эластичность рассчитывается для каждого значения цены. В формуле эластичности ∆Q и ∆P соотносятся к Q
начальному и Р начальному:
ε D = Q ∆
P
÷ 1 Q
точ.
∆ P ÷ 1 P
Дуговая эластичность используется при больших колебаниях цены и величины спроса. Это показатель средней реакции потребителя на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором ее отрезке. В этом случае в формулу включают средние между начальным и конечным
|
|
значениями объема спроса и цены:
ε D = Q ∆ ÷ Q
Q = 1 Q
+ Q 2 и
P = 1 P + 2 P.
p
дуг.
∆ P ÷ P
, где
Возможны пять вариантов эластичности:
1) спрос эластичен
D
ε P > 1
, когда незначительное изменение цены ведет к
существенному изменению объема продаж;
2) спрос неэластичен
D
ε P < 1
, когда при большом изменении цены
происходит незначительное изменение объемов продаж;
3) спрос имеет единичную эластичность
D
ε P = 1
, когда некоторое
изменение цены ведет к такому же изменению объемов предложения;
4) спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);
5) спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от его цены (спички, соль).
P
ε D > 1
P
P1
P2
P
ε D < 1
P
P1
P2
P
ε D = 1
P
P1
P2
Q1 Q2 Q
Q1 Q2 Q
Q1 Q2 Q
1) Спрос эластичен
2) Спрос неэластичен
3) Единичная эластичность
P
ε D = ∞
P
P1
P
ε D = 0
P
P1
P2
Q1 Q2 Q
1Q Q
4) Спрос абсолютно эластичен
5) Спрос абсолютно неэластичен
Рис.3.13. Разновидности показателя эластичности спроса
В США, по расчетам аналитических центров, эластичность спроса по цене на некоторые товары следующая:
Картофель – 0,3 Говядина – 1
Сахар – 0,3 Пиво – 1
Сигареты – 0,5 Мебель –1,2
Одежда – 0,6 Автомобили –2,1
Эти данные подтверждают предположение, что основные продукты питания менее эластичны, чем предметы роскоши.
|
|
Знание степени эластичности спроса по цене позволяет производителям применять различные методы стимулирования объемов продаж своих товаров.
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:
1/ Степень заменяемости. Чем выше эта степень, тем больше товар имеет заменителей, тем более эластичен спрос на него (например, различные сорта хлеба).
2/ Степень необходимости для потребителя. Чем выше эта степень, тем ниже эластичность.
D < 1
P ε
ε D > 1
P
ε D = 1
P
для товаров первой необходимости;
для предметов роскоши;
для товаров повседневного спроса.
3/ Удельный вес расхода данного товара в бюджете потребителя.
Чем больше доля данного продукта в бюджете, тем выше эластичность.
4/ Фактор времени. Спрос на товар более эластичен в долгосрочном периоде.