Глава 4. Дипломатия Восточной Европы (IX - XVIII века)

Главной внешнеполитической традицией Киевской Руси, Московского государства, Российской империи в отличии от Западной Европы является иное взаимоотношение светской и духовной власти. Приняв христианство по православному обряду (988 г.) Восточная Европа восприняла и сам византийский принцип подчинения идеологии политике. Восточная христианская церковь, в отличии от западных христиан (католиков и впоследствие - протестантов) никогда не боролась за политическую власть. Наоборот, православие восприняла традицию Константинополя поддержки любого внешнеполитического акта государства со стороны доминирующей церкви.

Восточнославянская государственность всегда провозглашала себя наследницей и продолжательницей Византии (которое как государство окончательно пало в 1453 году).

Вышеназванная традиция была оформлена, в том числе и браком московского государя Василия ІІІ с наследницей византийского престола Зоей (Софией) Полеолог 1472 году.

Наиболее крупные политики Московского государства и Российской Империи придерживались одной внешнеполитической линии. На Востоке начиная с Ивана ІV в XVI веке (присоединение к Москве Казанского, Астраханского и Сибирского ханства) - велась политика постепенного приращения территории на Восток, которая в основном шло невоенными методами. На Западе борьба за выход к морям (на Севере к Балтийскому морю, на Юге к Черному (Средиземному) морю) носила ярко выраженный характер противостояния с Западом и Югом (что не удалось Ивану Грозному в XVI веке, удалось Петру І и его наследникам в XVIII веке).

Центральным событием геополитического значения является Крестьянская война на Украине под руководством Богдана Хмельницкого и Переяславская Рада (1654 года). Воссоединение Украины и России знаменовало собой наступление новой эры в международных отношениях, в которое вступила рождающаяся Великая Российская империя.

Вопросы для анализа:

1. Что главное в школе Византийской дипломатии лежит в основе в современной теории дипломатических отношений? (В широком смысле, как высший уровень дипломатии, в узком смысле - как основа Восточно-европейской дипломатической традиции).

2. Какие традиции внешней политики французских королей легли в основу современной европейской дипломатии?


Раздел ІІІ. ДИПЛОМАТИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: