3.2.1. Общие положения подтверждения соответствия продукции и систем управления качеством
Основные сведения о терминах и понятиях в области подтверждения соответствия
В условиях рыночных отношений потребители, как правило, хотят получить от поставщиков продукции и структур, выполняющих работы и оказывающих услуги, авторитетные документальные удостоверяющие подтверждения их соответствия определенным требо-
ваниям. Такие требования могут быть указаны в технических регламентах, положениях стандартов или в условиях договоров. Подтверждению соответствия могут подлежать также процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.
Ряд терминов и понятий требуют пояснения (ниже они будут раскрываться, в основном, в соответствии с положениями ныне действующего ФЗ «О техническом регулировании»). Так, понятие «подтверждение соответствии» в настоящее время определяется следующим образом: «Документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров».
Технические регламенты
В качестве технического регламента в нашей стране понимается документ, принятый международным договором России, ратифицированный в определенном российским законодательствам порядке (федеральным законом или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ), который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Принятые технические регламенты осуществляют:
а) защиту жизни или здоровья населения и его имущества, а так
же имущества физических и юридических лиц, государства или
муниципальных образований;
б) охрану окружающей среды, фауны и флоры;
в) предупреждают действия, вводящие в заблуждение приобрета
телей и потребителей.
Данный вид документов устанавливает, с учетом возможной величины риска причинения вреда, для всех используемых в стране объектов регламентирования минимально необходимые требования. способные обеспечить:
• в'фывобезопасность;
• безопасность излучений;
• биологическую, промышленную, химическую, электрическую, механическую, пожарную, термическую, ядерную и радиационную безопасность;
• электромагнитную совместимость для безопасности работы приборов и оборудования;
• единство измерений.
В общем случае риск определяется как вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, фауне и флоре, имуществу населения, а также имуществу физических и юридических лиц, государства или муниципальных образований.
Помимо этого, технические регламенты устанавливают минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры (в том числе ограничения ввоза некоторых объектов из отдельных стран или мест для обеспечения биологической безопасности). Данные меры могут также предусматривать:
• требования к методам обработки и производства объектов регламентирования, процедурам их испытания, инспектирования и подтверждения соответствия;
• карантинные правила, включая требования по перевозке животных и растений, необходимые для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их транспортирования;
• методы и процедуры отбора проб;
• методы исследования и оценки риска;
• иные требования.
В России обязательные требования к некоторым видам объектов технического регулирования устанавливаются комплексом требований, приводимых в общих и специальных технических регламентах.
В общих технических регламентах устанавливаются обязательные требования для применения и соблюдения их в отношении любых регламентируемых объектов. Например, в таких регламентах отражаются требования в отношении:
• безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
• безопасной эксплуатации зданий,строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности;
• биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности;
• электромагнитной совместимости.
Обязательные требования специальных технических регламентов учитывают технологические и другие особенности отдельных видов регламентируемых объектов. В частности, в них включаются те требования, которые, во-первых, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов и, во-вторых, для которых величина риска причинения вреда объектами регламентирования выше степени риска причинения вреда, указанной в общем техническом регламенте.
При проведении оценки риска ветеринарно-санитарных и фитоса-нитарных мер следует учитывать:
• положения МС и рекомендации международных организаций, в
которых состоит Россия;
• распространенность заболевании и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с ними;
• экологические условия;
• экономические последствия, связанные с возможным причинением вреда и размерами затрат на его предотвращение.
Каждый технический регламент, кроме требований, содержит полный перечень и правила установления тождественности характеристик (идентификации) регулируемых им объектов (продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
При принятии регламента в нем могут еще указываться:
• требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
• правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия);
• предельные сроки оценки соответствия того или иною объекта регулирования;
• специальные требования к объектам регламентирования (обеспечивающие защиту отдельных категорий населения - несовершеннолетних, беременных женщин и кормящих матерей, инвалидов; учитывающие климатические и географические условия применения и использования).
Поясним, что безопасность объекта регулирования должна восприниматься как такое его состояние, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью населения и их имуществу, а также имуществу физических и юридических лиц, государства или муниципальных образований, окружающей среде, фауне и флоре. При этом оценка соответствия здесь понимается как прямое или косвенное определение соблюдения требований к объекту регулирования; а форма подтверждения соответствия определяется в виде устанавливаемого порядка документального удостоверения соответствия регулируемых объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Оценка соответствия объектов технического регулирования установленным требованиям проводится в форме:
• государственного контроля (надзора);
• испытаний;
• аккредитации;
• регистрации;
• подтверждения соответствия;
• приемки и ввода в эксплуатацию созданного объекта;
• другой форме.
В общем случае контроль (надюр) за соблюдением требовании технических регламентов представляет собой проверку выполнения определенным юридическим лицом или индивидуальным предприни-
мателем установленных требований к контролируемым объектам и принятых мер по результатам проверок. Органы, проводящие оценку соответствия, должны быть должным образом аккредитованы (аккредитация - официальное признание соответствующим органом но аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия).
Все требования, включенные в технические регламенты, как уже указывалось ранее, являются обязательными для применения и использования и имеют в России характер прямого действия (независимо от страны и/или места происхождения объекта). Изменения требований можно осуществить только внесением их в соответствующий технический регламент в установленном порядке.
Техническое регулирование здесь рассматривается как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию vaivr и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Стандартизация
Определенное значение в управлении качеством имеет стандартизация, которая определяется в настоящее время как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования. Она направлена на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения объектов стандартизации и повышения конкурентоспособности результатов труда -продукции, работ, услуг и т.п.
Документация по стандартизации:
• международные и национальные стандарты;
• стандарты организаций;
• правила, нормы и рекомендации в области стандартизации;
• классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, применяемые в установленном порядке.
Следует отметить, что стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократною использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании»). При этом стан-
дарты, принятые и утвержденные предприятием, международной или национальной организациями, соответственно являются стандартами организации (СТО, т.е. СТП), международными или национальными. В случае использования национального стандарта, утвержденного национальным органом по стандартизации, он подтверждается знаком соответствия этому документу.
СТО принимаются любым предприятием самостоятельно, по мере необходимости использования такого документа.
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации являются нормативными документами по стандартизации, обязательными для использования при формировании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией. Вся указанная информация распределяется по классам, группам, видам и т.п. Существуют общероссийские классификаторы по прогнозированию, статистическому учету, налогообложению, банковской деятельности, созданию информационных систем и т.п.
Все приведенные выше виды документов по стандартизации в совокупности, включая правила разработки и применения документации по стандартизации, составляют национальную систему стандартизации.
Национальная система стандартизации России функционирует на базе определенных основополагающих принципов (рис. 3.2.1).






