3.1.1. Общие положения организационного проектирования систем управления качеством
Создание и внедрение на предприятиях эффективно действующих систем управления качеством в настоящее время является одной из первостепенных задач. Наиболее результативным инструментом разработки и внедрения таких систем признано организационное проектирование, которое пригодно к использованию в условиях как планово-распределительного хозяйствования, так и рыночной экономики.
Свое развитие организационное проектирование (оргпроектиро-вание) получило от технического проектирования. Однако у технического и у организационного проектирования наряду с многими общими чертами (особенно в процедурном отношении) имеются особенности, а в содержательной части они существенно отличаются друг от друга. Важнейшим различием является то, что оргпроектиро-ванием охвачены не детали, узлы и комплексы технических устройств, а такие элементы, как управленческие и производственные функции, производственные и организационные структуры, технология управления, трудовые процессы, методы, информация и т.п., т.е. гла вное их ра зличие в объектах проектирования.
|
|
Проектирование позволяет охватить практически все стороны работы и отношений на предприятии, что дает возможность реализовать системный подход при организации и совершенствовании любого элемента, подсистемы или системы. Результатом проектирования является разработка проекта и комплекса мероприятий по его внедрению.
Таким образом, организационное проектирование представляет собой специфический вид деятельности, заключающийся в разработке и внедрении проектов создания и совершенствования эле-
ментов, подсистем и систем управления с целью повышения эффективности их функционирования.
В последние десятилетия организационное проектирование как инструмент зарекомендовало себя положительно. Подтверждено использование системного подхода в организационном проектировании как объективной необходимости, обусловленной возрастанием объемов производства, сложности продукции, технологии производства и других элементов систем.
Процесс организационного проектирования систем управления качеством, удовлетворяющих требованиям ныне действующих стандартов на управление качеством, в общем случае традиционно можно разделить на р я д последовательных с т а д и й:
• предпроектную,
• проектную,
• реализации (внедрения) и совершенствования.
Каждая стадия имеет определенные этапы. Их конкретный состав зависит от тех условий, в которых разрабатывается и реализуется тот или иной проект создания системы. Применительно к национальному хозяйству России это может осуществляться в условиях:
|
|
• функционирования на предприятии системы управления качеством, удовлетворяющей требованиям ГОСТ 1996 г., т.е. необходимо в условиях действующей системы создать современную систему управления качеством (по ГОСТ Р ИСО 9001-2001);
• отсутствия на предприятии системы управления качеством, т.е. необходимо на действующем предприятии, не имеющем оформленной системы, создать современную систему управления качеством;
• формирования нового предприятия из числа действующих при их укрупнении или разукрупнении, т.е. необходимо создать систему управления качеством с учетом имеющейся базы в области качества на ранее функционирующем предприятии;
• строительства нового предприятия, т.е. необходимо создать совершенно новую систему управления качеством без какой-либо корпоративной преемственности и имеющихся традиций.
Очевидно, что в данный период наиболее распространенными являются первое и второе из перечисленных условий.
Очевидно, что организационное проектирование системы управления качеством является важнейшим инструментом ее исследования. В общем случае при системном подходе исследованию последовательно подвергаются три основных компонента (рис. 3.1.1):
1) объект социальной организационно-экономической системы предприятия - производственная система качества - во взаимосвязи с внешней средой;
2) подсистема управления социальной организационно-экономической системы предприятия — система управления качеством — во взаимосвязи с внешней средой;
3) социальная организационно-экономическая система предприятия в целом и внешняя среда, их взаимосвязи.
1. Исследование объекта социальной организационно-экономической системы предприятия (производственной системы качества) и внешней среды во взаимосвязи между ними
2. Исследование подсистемы управления социальной организационно-экономической системы предприятия (системы управления качеством) и внешней среды во взаимосвязи между ними
3. Исследование соответствия подсистемы управления (системы управления качеством) объекту и внешней среде
4. Обобщение результатов исследования системы управления качеством
Рис. 3.1.1. Принципиальная схема системного исследования системы управления качеством
3.1.2. Стадии и этапы создания систем управления качеством
Состав стадий, этапов и работ по созданию на предприятии оргпроекта системы управления качеством, удовлетворяющей принципам и требованиям системного управления и требованиям ныне действующих ГОСТ Р ИСО серии 9000, будет примерно следующим (в скобках указан результирующий документ соответствующей работы).
Предпроектная стадия
• Подготовительный этап:
1) проведение экспресс-обоснования необходимости создания системы управления качеством, удовлетворяющей требованиям ГОСТ Р ИСО 9000-2001 (справка);
2) подготовка и издание приказа о разработке оргпроекта систем управления качеством (приказ);
3) формирование координационно-рабочей группы и рабочих органов по созданию СМК (положение о координационно-рабочей группе);
4) разработка ТЭО или бизнес-плана создания и методики анализа действующей системы управления качеством (методика);
5) планирование работ по проведению анализа действующей системы и созданию системы управления качеством (план-график);
6) организация и проведение обучения в области качества (в том числе изучение стандартов системы ГОСТ Р ИСО серии 9000) и современных направлений системного управления качеством (про граммы, учебные планы и справка о проведении обучения);
7) разработка программы и проведение предварительною анализа действующей системы управления качеством (отчет о проведенном анализе или аналитическая справка);
|
|
X) определение требований и составление согласованного с потребителями перечня продукции дли системы управления качеством (согласованный перечень продукции);
9) выбор модели «продуктовой системы» управления качеством и разработка требований к ней для каждого согласованного с потребителями однородного вида продукции (соглашение с потребителями);
10) выбор модели и разработка требований к системе управления качеством для внедоговорных условий для каждого вида однородной продукции, при необходимости (протоколы согласования, внутренний);
11) определение требований к системе общего управления качеством (протокол согласования).
• Предпроектный (детальный) анализ действующей системы и
разработка ТЗ на проектирование системы управления качеством:
!) разработка программы предпроектного анализа действующей системы управления качеством на соответствие предъявляемым к ней современным требованиям (программа);
2) сбор информации, формирование и подбор комплекта НТД и НМД, другой специальной документации и литературы для проведения предпроектного анализа и разработки ТЗ на проектирование системы управления качеством (систематизированный пакет информации, перечень и комплект документации и литературы);
3) проведение предпроектного анализа действующей системы управления качеством на соответствие предъявляемым к ней современным требованиям (отчет о предпроектном анализе или аналитическая справка);
4) разработка ТЗ на проектирование системы управления качеством (утвержденное ТЗ).
Проектная стадия
• Разработка рабочей проектной документации оргпроекта сис
темы у-правления качеством:
1) подбор комплекта НТД и НМД, другой специальной документации и литературы для разработки рабочей проектной документации оргпроекта (перечень и комплект документации и литературы):
2) разработка рабочей проектной документации оргпроекта на
систему общего управления качеством, «продуктовые системы»
управления качеством и системы для внедоговорных условий (ком
плект рабочей проектной документации).
|
|
• Разработка проектов мероприятий по внедрению рабочей доку
ментации оргпроекта системы управления качеством:
1) оценка готовности предприятия к внедрению оргпроекта системы управления качеством (СО УК, «продуктовых систем» управления качеством и систем для внедоговорных условий) (аналитическая справка);
I) разработка проектов мероприятий по внедрению рабочей проектной документации оргпроекта на системы общего управления качеством, «продуктовые системы» управления качеством и системы для внедоговорных условий (проекты планов мероприятий по внедрению);
3) оценка эффективности оргпроекта.
Оформление и экспертиза оргпроекта системы управления качеством:
1) оформление, составление пояснительных записок и комплектование оргпроекта системы управления качеством (утвержденный оргпроект с планом внедрения);
2) организация экспертизы (или рецензирования) оргпроекта системы управления качеством (акт экспертизы или рецензии, сводка замечаний);
3) корректировка оргпроекта в соответствии с замечаниями (откорректированный оргпроект, протокол согласования).
Стадия реализации и совершенствования
• Выполнение плана реализации оргпроекта
1) подготовка и издание приказа о введении в действие утвержденной рабочей документации оргпроекта и выполнении планов мероприятий по ее реализации (приказ);
2) организация и выполнение планов мероприятий по реализации рабочей документации оргпроекта системы управления качеством (приказы, распоряжения, акты, отзывы).
Ъ> Контроль и анализ реализации оргпроекта системы управления качеством и его совершенствования:
[) контроль реализации оргпроекта (акты, контрольные карты и ] I,
2) корректировка хода реализации оргпроекта по результатам <ОНтроля (приказы, распоряжения, дополнения, изменения и т.п.);
3) анализ реализации оргпроекта системы управления качеством (справки, рекомендации и т.п.);
4) проведение приемопередаточных работ (акт);
5) организация и проведение сертификации системы управления качеством (заявка, комплект документации, сертификат);
6) оценка фактической эффективности системы управления качеством (итоговый расчет);
7) проведение работ по развитию и совершенствованию системы управления качеством (усовершенствованный оргпроект).
Независимо от условий, в которых создаются системы управления качеством, этот процесс включает, как правило, разработку системы общего управления качеством, «продуктовых систем» управления качеством и систем для внедоговорных условий. Применительно к конкретным ситуациям структура системы управления качеством, подлежащая разработке, принимается после серьезного обоснования с учетом требований потребителей, например може. быть разработана СО УК и «продуктовая система» управления качеством для одного «самого профильного» на предприятии вида продукции, поставляемого как на внутренний, так и внешний рынки.
Разработка и реализация системы управления качеством требует определенных затрат, однако мировая практика показывает, что все ресурсные вложения в систему управления качеством следует рассматривать не как затраты, а как инвестиции. Это связано с тем. что деятельность по повышению и обеспечению качества продукции в рамках системы управления качеством носит предпринимательский и инновационный характер, поэтому необходимо более глубоко обосновывать (например, бизнес-планированием) целесообразность подобного рода инвестиций и их эффективность.
Общее руководство всеми работами, связанными с созданием системы управления качеством, целесообразно осуществлять менеджерам высшего звена, особенно первому руководителю (генеральному директору) предприятия, от которого зависит, насколько и в каком соответствии будут заложены в систему и выполняться процедуры, разработанные в соответствии с принципами системного управления качеством, МС ИСО, других НТД и НМД. К разработке системы управления качеством следует привлекать практически все подразделения и службы предприятия. Особая роль при этом отводится специализированным подразделениям (например, отделу организации управления качеством), непосредственно осуществляющим организацию и обеспечение качества и конкурентоспособности продукции. При этом важно определить их задачи, функции, права и обязанности. Наряду со штатными подразделениями к созданию этих систем следует привлекать консультационные, научно-исследовательские и другие специализированные внешние организации, а также отдельных профессиональных работников по системному орг-проектированию.
При проведении работ по созданию, функционированию и совершенствованию системы управления качеством необходим са-
мый широкий спектр методов, способных достичь поставленных целей. Среди наиболее используемых методов управления качеством можно отметить, в зависимости от целей их применения, следующие:
• обследование - анкетирование, изучение НТД, НМД и другой документации, интервьюирование и беседы, «фотографии» рабочего дня, наблюдения, самообследование;
• анализ - системный анализ, параметрический, нормативный, декомпозиции, сравнений, структуризации целей, моделирования, балансовый, корреляционный и регрессионный, матричный, аналитический, расчетный, последовательных подстановок, экспертный, ФСА;
• оргпроектирование - системный подход, аналогий, параметрический, нормативный, моделирования, аналитико-расчетный, логический, структуризации целей, творческих совещаний, опытный, блочный, экспертный, ФСА;
• реализация - материальное и моральное стимулирование, сете
вой метод, обучение, переподготовка, повышение квалифика
ции, экспертный метод.
Наряду с использованием отдельных методов следует применять их сочетание.
3.1.3. Методические положения предпроектной подготовки