Вопросы и задания. 1. В чем заключаются сущность и особенности организацион­ного проектирования системы МК, его роль и место в эффек­тивном обеспечении управления качеством?

1. В чем заключаются сущность и особенности организацион­ного проектирования системы МК, его роль и место в эффек­тивном обеспечении управления качеством?

2. Какие стадии включает организационное проектирование СМК?

3. Применительно к каким условиям на российских предпри­ятиях и в организациях могут создаваться СМК?

4. Какой примерный состав этапов и работ включает каждая из стадий организационного проектирования СМК?

5. Кому целесообразно возглавлять на действующем предпри­ятии работы по организационному проектированию СМК, удовлетворяющей требованиям международных стандартов, и какова при этом роль управленческих и других подразделений?

6. Что представляет собой сертификация продукции и услуг?

7. Какие основные функции выполняет национальный орган по сертификации?

8. Какие формы сертификации используются в России?

9. Какие органы входят в организационную структуру сертифи­кации?

10. Какие схемы сертификации продукции и услуг используются в России?

11. Каков порядок проведения сертификации продукции?

12. Определите наиболее актуальные направления деятельности менеджеров по управлению качеством.

13. Дайте характеристику этапов развития отношений менедже­ров к управлению качеством.

14. Что представляют собой группы качества и конкурентоспо­собности? Какие основные принципы организации групп ка­чества и конкурентоспособности?

15. Какие критерии следует использовать при определении вос­приятия менеджерами современной концепции управления качеством?

16. Сформируйте организационную структуру управления груп­пами качества и конкурентоспособности.

17. Какой состав работ следует выполнить при подготовке, соз­дании и обеспечении функционирования групп качества и конкурентоспособности?

18. Какие методы и инструментарий следует использовать груп­пам качества и конкурентоспособности при решении соот­ветствующих задач?

19. В чем сущность и возможности диаграмм Парето и Исикавы?

20. Какова роль информационного обеспечения для эффектив­ного управления качеством?


21. Какие требования предъявляются к информационному обес­печению управления качеством?

22. Какие классификационные признаки следует использовать при разработке классификатора возможных причин брака продукции?

23. В чем сущность непрерывного обучения и повышения ква­лификации в области обеспечения качества и управления им?

24. Какие работы следует выполнить при формировании про­граммы, связанной с повышением квалификации работников в области качества и управления им, в рамках целевой про­граммы «Качество»?

25. Разработайте тематический план учебной программы обуче­ния или повышения квалификации работников подразделе­ния (по выбору) по курсу «Управление качеством».

26. В чем заключается роль, сущность и цели подтверждения со­ответствия инновационного характера продукции, услуг, ра­бот, процессов производства, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации, работ и других объектов техническим регламентам, стандартам и условиям договоров?

27. Раскройте понятия «подтверждение соответствия», «серти­фикация», «сертификат», «система сертификации».

28. Какими принципами следует руководствоваться при прове­дении подтверждения соответствия объектов инновационной деятельности установленным требованиям?

29. Какие формы подтверждения соответствия на территории России должны использоваться в соответствии с ФЗ «О тех­ническом регулировании»?

30. В чем заключается сущность добровольного и обязательного подтверждения соответствия какого-либо объекта как резуль­тата инновационной деятельности?

31. Какие преимущества имеет сертифицированная продукция?

32. В чем заключается целесообразность совместной сертифика­ции продукции и систем менеджмента качества?

33. Какие схемы могут использоваться при декларировании и сертификации обязательного подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов?

34. Раскройте сущность и содержание работ по самооценке, аудиту и проведению сертификации систем менеджмента качества?

35. Какие используются общие методологические подходы к оп­ределению эффективности управления качеством?

36. Перечислите основные виды эффектов и обоснуйте наиболее приоритетные в настоящий период времени.

37. Какими принципами следует руководствоваться при опреде­лении эффективности управления качеством?

38. Какие показатели могут быть использованы при определении эффективности управления качеством?


Во всем цивилизованном мире качество, во многом определяю- щ ее ко нк у рен тос пос о бн ость, являе тся стратегическим коммерческим императивом, поэтому ему должно уделяться приоритетное внимание на всех уровнях управления. Особенно это необходимо понимать и реализовывать предпринимателям, управленческим работникам, всем остальным работникам, а также представителям властных структур России.

Попытка внедрить приоритет управления качеством примени­тельно к централизованной плановой экономике осуществлялась на многих отечественных предприятиях и была первым шагом к исполь­зованию системного подхода. Однако ожидаемого результата не было достигнуто. В переходный период российской экономики к рыноч­ным отношениям управление качеством еще не стало приоритетным, стратегическим императивом оно может быть только при интегра-тивном (конвергенциальном) системном управлении качеством, по­зволяющем комплексно использовать совокупность известных управленческих подходов и предполагающем создание СМК. Эти системы должны учитывать требования МС ИСО по управлению ка­чеством, в которых: приоритеты необходимо расставлять таким обра­зом, чтобы качеству продукции уделялось первостепенное внимание во имя потребителя (заказчика), подкрепляемое эффективной инно­вационной политикой; изготовитель обязан организовать рацио­нальную систему сбора, учета и обработки, анализа и хранения в те­чение необходимого срока информационных данных о качестве, обеспечивая тем самым превентивно-перманентную и оперативную обратную связи; изготовитель обеспечивает нахождение нужных по­ставщиков и смежников, тесно взаимодействует с ними; управление качеством может быть эффективным только тогда, когда изготовлен­ная продукция удовлетворяет ее потребителей, и это ими подтвер­ждается.

Среди всех направлений современного управления качеством приоритетной деятельностью должна стать активизация и посто­янная творческая направленность работы каждого участника це­почки «наука - производство - товарообращение - эксплуата­ция», что невозможно без высокой квалификации в области по­вышения и обеспечения качества. Следовательно, каждому из нас осознанно необходимо осуществлять непрерывное образование и неукоснительно реализовывать все принципы системного управ-

I


ления качеством в области повышения, обеспечения, сохранения и поддержания необходимых уровней качества продукции, услуг, работы и всей жизни.

Для этого во всех сферах деятельности нам необходима только одна диктатура — «диктатура качества» при системном его управле­нии. Такая диктатура позволит, в итоге, повысить инновационную активность, обеспечит необходимое потребителям качество и, как следствие, конкурентоспособность продукции, услуг, работ и рос­сийских предприятий, а в конечном итоге, конкурентоспособность всей страны. При этом государство, потребители, независимые орга­низации и различные общества должны постоянно уделять внимание качеству и надзору за ним.



Приложения


Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: