Рынка олигополии

Олигополия – (с греческого олигос… – немногий, рoleo – продаю) – наиболее распространенная структура рынка в современной экономике. На олигополистическом рынке господствует несколько крупных фирм. Четко установленных границ между различными рынками нет, поэтому модель олигополии охватывает большую область, ограниченную, с одной стороны, монополией, а с другой – монополистической конкуренцией.

Основные черты олигополии.

1) Число фирм колеблется от 2 до 20 (между чистой монополией и монополистической конкуренцией). Классическую олигополию образуют 3-5 фирм. Пример: в автомобильной промышленности США

«большая тройка» – GM, Ford, Chrisler – обеспечивает 90% продукции отрасли. Если же концентрация ниже, то отрасль считается действующей в условиях монополистической конкуренции.


2) Доступ на рынок значительно затруднен (патенты, расходы на рекламу, контроль над стратегическим сырьем, значительный первоначальный минимум капитала).

3) Олигополисты производят стандартизированную продукцию (рынки сырья и полуфабрикатов) и дифференцированную (рынки потребительских товаров).

4) Типична неценовая конкуренция («лидерство в ценах», джентльменские соглашения, тайный сговор о фиксации цен, разделении или распределении рынка), так как силы конкурентов примерно равны.

5) Контроль над ценами ограничен взаимной зависимостью. Он значительный при тайном сговоре. Цены негибкие (жесткие), меняются редко, но синхронно всеми фирмами-олигополистами.

6) Взаимозависимость поведения олигополистов, которая выражается в том, что любые действия фирмы вызывают ответные действия конкурентов.

7) Примеры: почти все технически сложные отрасли промышленности

(металлургия, судо- и самолетостроение, производство автомобилей,

сельскохозяйственной техники, бытовых приборов и др.)

Основателем теории олигополии считается французский экономист

Августин Курно, который в 1838 году первым предложил Модель дуополии

(на рынке действуют только две конкурирующие фирмы). Центральным моментом теории А.Курно является положение о равновесии на дуополистическом рынке. Рассматривая взаимодействие олигополистов, он показал, что каждая фирма предпочитает продавать такое количество продукции, которое максимизирует её прибыль. При этом он исходил из того, что объем продаж у конкурентов остается неизменным.

Модели поведения на олигополистическом рынке:

1) Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом, проводят самостоятельную политику на рынке, исходя из своих целей, не ущемляя при этом интересы конкурентов. Действуют по принципу «живу сам и другим жить даю».

2) Сговор (или картель) фирм, ориентирующихся на долгосрочное монополистическое равновесие (но не равновесие Курно) с последующим разделом между участниками монополистической прибыли (более высокой, чем олигополистические прибыли).

3) «Игра по правилам», при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли. Они действуют независимо, но параллельно осознано.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: