Понимание массовой коммуникации

М.М. НАЗАРОВ

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

И ОБЩЕСТВО.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ

И ИССЛЕДОВАНИЯ

Москва "АВАНТИ ПЛЮС"


УДК 316 ББК88

Рецензенты:

д.филос.н., профессор Покровский Н. Е.

д.филос.н., профессор Рукавишников В. О.

Назаров М. М.

Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. — М.: «Аванти плюс», 2003. — 428 с.

ISBN 5-902559-04-9

В предлагаемой работе акцент делается на социологическом рассмотрении массовой коммуникации. Показано становление и современное состояние ведущих теоретических концепций, в рамках которых происходит осмысление социальной роли массовой коммуникации. Книга знакомит читателя с актуальными на сегодня практическими вопросами взаимоотношений "медиа — общество", отражающими как глобальные тенденции, так и специфику современных российских медиа. Анализируются эффекты массовой коммуникации, а также особенности прикладных исследований аудитории и текстов массовой коммуникации.

Состоит из курса лекций, хрестоматии, учебной программы, методического пособия. Адресована студентам, аспирантам, может быть полезна преподавателям в качестве методического пособия по проведению соответствующего специализированного курса.

© Центр социологического образования
ISBN 5-902559-04-9 при Институте социологии РАН, 2004

© Назаров М. М., 2004 © «Аванти плюс», 2004


Содержание

От автора................................................................................................... 10

ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ

Лекция 1.

Введение в социологию массовой коммуникации............................. 14

Массовая коммуникация: дефиниции.................................................. 15

Модели коммуникации......................................................................... 18

Границы предметной области социологии СМК................................. 23

Раздел I.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

В РАКУРСЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ................................ 27

Лекция 2.

Системно-структурные представления о массовой коммуникации.. 27

Функции массовой коммуникации в обществе................................... 28

Социодинамическая теория СМК........................................................ 31

Медиа как средство поддержания системной стабильности............... 34

СМК в концепции самореферентных социальных систем.................. 36

Заключение............................................................................................. 44

Лекция 3.

Идеология и массовая коммуникация................................................. 46

Вопросы идеологии в работах основоположников марксизма.......... 47

Структуралистская интерпретация идеологии..................................... 51

Массовая коммуникация и концепция гегемонии.............................. 57

Заключение............................................................................................. 61

Лекция 4.

Семиологические подходы в исследовании

массовой коммуникации......................................................................... 63

МК, язык и "относительность" реальности......................................... 63

Проблема значения и знака................................................................... 65

Типы и организация знаков................................................................... 69

Структура мифа в семиологии.............................................................. 71

Кодирование и декодирование.............................................................. 75

Тексты МК как структуры повествования.......................................... 78

Заключение............................................................................................. 80

Лекция 5.

Понимание массовой коммуникации

в рамках критической теории............................................................... 82


6 Медиа в современном обществе

Франкфуртская школа: Адорно, Хоркхаймер, Маркузе................... 83

Беньямин: техническая воспроизводимость

материалов культуры........................................................................... 89

Критика тенденций современного телевидения: Постман.................. 91

Заключение............................................................................................ 94

Лекция 6.

Массовая коммуникация в координатах постмодерного мира...... 96

Массовая коммуникация в концепциях Маклюэна............................ 97

Постмодернизм в философии и культуре......................................... 100

Общество спектакля............................................................................ 103

Массовая коммуникациям гиперреальность.................................... 106

Заключение........................................................................................... 112


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: