М.М. НАЗАРОВ
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
И ОБЩЕСТВО.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ
И ИССЛЕДОВАНИЯ
Москва "АВАНТИ ПЛЮС"
УДК 316 ББК88
Рецензенты:
д.филос.н., профессор Покровский Н. Е.
д.филос.н., профессор Рукавишников В. О.
Назаров М. М.
Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. — М.: «Аванти плюс», 2003. — 428 с.
ISBN 5-902559-04-9
В предлагаемой работе акцент делается на социологическом рассмотрении массовой коммуникации. Показано становление и современное состояние ведущих теоретических концепций, в рамках которых происходит осмысление социальной роли массовой коммуникации. Книга знакомит читателя с актуальными на сегодня практическими вопросами взаимоотношений "медиа — общество", отражающими как глобальные тенденции, так и специфику современных российских медиа. Анализируются эффекты массовой коммуникации, а также особенности прикладных исследований аудитории и текстов массовой коммуникации.
Состоит из курса лекций, хрестоматии, учебной программы, методического пособия. Адресована студентам, аспирантам, может быть полезна преподавателям в качестве методического пособия по проведению соответствующего специализированного курса.
|
|
© Центр социологического образования
ISBN 5-902559-04-9 при Институте социологии РАН, 2004
© Назаров М. М., 2004 © «Аванти плюс», 2004
Содержание
От автора................................................................................................... 10
ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ
Лекция 1.
Введение в социологию массовой коммуникации............................. 14
Массовая коммуникация: дефиниции.................................................. 15
Модели коммуникации......................................................................... 18
Границы предметной области социологии СМК................................. 23
Раздел I.
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
В РАКУРСЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ................................ 27
Лекция 2.
Системно-структурные представления о массовой коммуникации.. 27
Функции массовой коммуникации в обществе................................... 28
Социодинамическая теория СМК........................................................ 31
Медиа как средство поддержания системной стабильности............... 34
СМК в концепции самореферентных социальных систем.................. 36
Заключение............................................................................................. 44
Лекция 3.
Идеология и массовая коммуникация................................................. 46
Вопросы идеологии в работах основоположников марксизма.......... 47
Структуралистская интерпретация идеологии..................................... 51
Массовая коммуникация и концепция гегемонии.............................. 57
Заключение............................................................................................. 61
Лекция 4.
Семиологические подходы в исследовании
|
|
массовой коммуникации......................................................................... 63
МК, язык и "относительность" реальности......................................... 63
Проблема значения и знака................................................................... 65
Типы и организация знаков................................................................... 69
Структура мифа в семиологии.............................................................. 71
Кодирование и декодирование.............................................................. 75
Тексты МК как структуры повествования.......................................... 78
Заключение............................................................................................. 80
Лекция 5.
Понимание массовой коммуникации
в рамках критической теории............................................................... 82
6 Медиа в современном обществе
Франкфуртская школа: Адорно, Хоркхаймер, Маркузе................... 83
Беньямин: техническая воспроизводимость
материалов культуры........................................................................... 89
Критика тенденций современного телевидения: Постман.................. 91
Заключение............................................................................................ 94
Лекция 6.
Массовая коммуникация в координатах постмодерного мира...... 96
Массовая коммуникация в концепциях Маклюэна............................ 97
Постмодернизм в философии и культуре......................................... 100
Общество спектакля............................................................................ 103
Массовая коммуникациям гиперреальность.................................... 106
Заключение........................................................................................... 112