Основные
1. Одновременность тяги к слиянию и отсутствия комму-
никации
Когда комплекс слияния доминирует в поле между двумя людьми, то тяга к слиянию и тенденция к дистанцированию и отсутствию общения существуют одновременно. В одно и то же время — и связь до полной слиянности и состояние разъединенности. В философии это известно как проблема «истинных противоречий».
2. Дезорганизующая природа архетипического ядра ком-плекса
Архетипическое ядро комплекса наводняет поле хаотической энергией, которая пугает субъекта потерей связности и идентичности.
Дополнительные
3. Сепарация, крайняя тревожность и потеря энергии
Попытка отделиться от чувства физического слияния с человеком или со знакомой схемой поведения ведет к переживанию дезорганизующих, психотических энергий архетипического ядра комплекса слияния. В субъекте это создает отсутствие связности (когерентности) и радикальное снижение энергии. Это может сопровождаться сильным стыдом перед лицом неспособности, иметь дело с, казалось бы, тривиальными вещами, — такими, как оплата счета, вполне по средствам, но просроченного.
|
|
4. Скрытая и чрезвычайно пассивная фантазийная жизнь
Чтобы избежать опыта встречи с дезорганизующим воздействием комплекса слияния человек прибегает к помощи пассивного фантазирования, и посвящает ему зачастую помногу часов в день. Эта насыщенная фантазийная жизнь обычно хранится в строгой тайне, и аналитику чрезвычайно сложно обнаружить ее.
5. Отсутствие пространства, препятствующее продуктив-ному использованию проективной идентификации
Трехмерное пространство ощущается как нестабильное или несуществующее в поле комплекса слияния; следовательно, отсутствует контейнер, который мог бы помочь различить «внутреннее» и «внешнее». Следовательно, проективная идентификация — процесс, при помощи которого воображение аналитика частично создается или индуцируется отщепленной воображаемой жизнью анализируемого,— оказывается фрагментарной или совсем не присутствует в качестве полезной модальности.
6. Нарушенное тонкое тело и использование суррогатной кожи
Посредством неординарных форм видения, чувствования или кинестетических переживаний можно ощутить, что человек с мощным комплексом слияния обладает разорванным или как-то иначе поврежденным тонким телом— контейнером внутренней жизни, существующим «между» умом и телом. «Суррогатные кожи», такие, как ненависть к самому себе, диссоциация, мышечная ригидность и пассивные фантазии формируются как защитные контейнеры против внутренних или внешних вторжений.
|
|
7. Мощные и чрезмерные формы нарциссизма
Когда комплекс слияния силен, то присутствует мощная форма нарциссизма (более примитивного, чем обычный для нарциссических расстройств и приближающийся к так называемому первичному нарциссизму). Это может принять форму «структуры мыльного пузыря», в которой анализируемый одновременно является оратором и слушателем. От человека может исходить некоторая странность, подобная той, что часто сопровождает психотические процессы.
8. Страх, гнев и обвинение
Внутри поля комплекса слияния человек может быть охвачен сильным гневом, по своей деструктивной природе сродни «дорожной ярости», а также крайним страхом. Взаимодействие с другими сильно ограничено обвинениями, ибо признание вины за кем-то — валюта комплекса, не допускающая возможности проживания конфликтующих точек зрения.
9. Внезапные скачки или прерывность переживания
Когда оживлен комплекс слияния, то один или оба человека могут испытывать внезапный эмоциональный скачок: эмоции, пробужденные встречей, резко скачут от моментам моменту. Это может сбивать с толку или пугать.
10. Отвращение (abjection)
Когда поле комплекса слияния сильно констеллирова-йо, то довольно распространен страх заражения жалким, отвратительным состоянием другого (например, его или ее сумасшествием), принимающий форму безграничной идентификации с архетипом.
11. Непрожитая жизнь и унижение
Мощь комплекса слияния создает в человеке огромные пустыри непрожитого потенциала, и в результате порождает сильное чувство униженности.
*Специальный термин, применяемый в Америке для обозначения волны ярости, охватывающей водителей в сложной и конфликтной дорожной ситуации, результатом которой может быть потеря контроля, драки между водителями и т.п. (Прим.пер.)
12. Типичные реакции аналитика
а) аналитик стремится диссоциироваться от поля отноше-ний, потому что присутствие в нем путает и оказывается болезненным—как ментально, так и физически. Физи-ческая боль может быть крайне острой — давление или даже резкие боли в голове, груди или животе. Ментальное замешательство нарушает способность к созданию внут-реннего порядка. Часто ментальный и физический уровни боли перекрещиваются, и их невозможно различить друг от друга;
б)аналитик чувствует себя пустым, тупым и омертвевшим к восприятию любого душевного или физического состоя-ния. В своей немоте аналитик вдруг может почувствовать себя контролируемым или заключенным в заточение не-кой безличной силой, которой невозможно ответить.
в)психотические процессы в поле ведут к чувству страннос-ти; к примеру, когда аналитик говорит, даже если кажется, что его слышат и регистрируют сказанное, то услышанное часто не соответствует тому, что имелось в виду. Это из-матывающее и сбивающее с толку качество взаимодейс-твия может привести к сильным негативным реакциям аналитика.
г)аналитик стремится диагностировать своего анализируемого как нарциссического, шизоидного, обсессивно-ком-пульсивного, диссоциативного, шизоаффективного или пограничного пациента. Однако, несмотря на возможное присутствие подобных состояний, требующих лечения, последнему препятствует множество обстоятельств, пока, наконец, сознательно не будет учитываться поле комплекса слияния. К тому же многие из так называемых «анти-терапевтических» реакций пациента в аналитическом процессе, а также другие серьезные формы сопротивле-ния являются артефактами комплекса слияния, и могут уменьшиться или исчезнуть, как только комплекс иденти-фицирован.
13.Непатологическая природа комплекса слияния
Как только аналитик способен более сознательно выносить комплекс слияния и «пригибаться под» его поле,
|
|
оппозиция слиянности и дистанцирования может стать сознательной и превратиться в последовательный ряд состояний. Это порождает начинающееся осознание того, что в эффекте «невозможных противоположностей» присутствует, помимо патологии, нечто еще. Когда чувство присутствия хорошего контейнера внутри многомерного поля еще сильнее укрепляется, оппозиции могут мельком быть увидены вместе. И это в особенности приоткрывает возможность более глубокого осознания того, что комплекс слияния— нечто гораздо большее, чем патология: это потенциальные врата к новой форме как эго-созна-ния, так и самости.
2. Восприятие: незримый мир комплекса слияния
Комплекс слияния пребывает между пространством, в котором противоположности слияния и дистанцирования еще не разделены, и другим пространством, в котором противоположности разделены и обозначены. В этом «промежуточном» мире может доминировать душевная и физическая боль, а стабильное переживание пространства отсутствует. Состояние слияния с анализируемым лишает аналитика его излюбленного инструмента: он (или она) не может в достаточной степени распознать свои собственные чувства или «внутреннее состояние», чтобы обнаружить, какой именно их аспект может быть производным от психики анализируемого. Этот процесс, известный как проективная идентификация, зачастую является ценным источником информации в психотерапии19, но в случаях, когда поле между аналитиком и анализируемым организовано комплексом слияния, следует использовать иные формы восприятия.
Более того, стандартные терапевтические практики, такие, как интерпретация снов или переноса, могут ввести анализируемого в состояние крайней тревожности, поскольку такой подход может переживаться как подталкивание к преждевременному разделению субъекта и объекта. Если аналитик пытается вовлечь в работу энергии и динамику комплекса слияния, то не стоит форсировать подобные рациональные уровни диалога.
Следствия хаотической природы «промежуточного» мира, в котором обитает комплекс слияния, таковы, что анализируемый редко когда будет способен описать свои переживания до того, как аналитик сам первым почувствует их. Сам по себе анализируемый нечасто способен осознать динамику комплекса слияния. Более того, вопросы, задаваемые анализируемому, или поиск ассоциаций к образам сновидений или к жизненному опыту, ничто из этого не приведет к открытию существующего «невозможного» состояния слияния.
|
|
Обычно то пошаговое мышление и сознание, что доминирует в современном мире — рационально-перспективная форма сознания, которая центральна для науки и всех исследований, претендующих на объективность и понимание жизни как отдельных частей, взаимодействующих посредством причинной связи, — неспособно облегчить восприятие противоположностей, характерных для комплекса слияния. Если же мы применяем некую теорию, например, теорию, описывающую детское развитие или внутренние, имагина-тивные опыты, то и здесь подобная рациональная форма сознания не может приоткрыть завесу и распознать комплекс слияния20.
Тут требуется другой тип сознания, неординарная форма восприятия, когда окажется возможным ощутить духовный или душевный фон личности или поля, в котором находится человек. Восприятие это не есть интуиция в обычном смысле нерациональной связи с бессознательными процессами; скорее, оно требует акта творения, сходного с тем, что описан в многочисленных мифах сотворения. Из этого процесса развивается сущ-ностно новая форма сознания, через которую внутренняя реальность анализируемого становится воспринимаемой, и равно поддающейся восприятию оказывается реальность поля.
Веру в то, что земля и небо изначально были едины или были смешаны в водах Хаоса, что требовало разделения на противоположности и создания пространства, мы находим во многих культурах. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Бытие 1:2). Сказав: «Да будет свет» (Бытие 1:3), Создатель отделил свет от тьмы, и назвал свет днем, а тьму ночью. Это завершает ветхозаветный рассказ о первом дне творения. До этого момента пространства не существовало. Затем, на второй день, Создатель говорит: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» (Бытие 1:6). Так создаются Небеса и, стало быть, начинает существовать пространство.
В древнеегипетских текстах бог Шу укрощает демонов тьмы и разделяет Нут и Геба, небеса и землю. И вновь — творческое действие происходит внутри лишенной формы пустоты, что предшествует созданию пространства— Шу укрощает демонов, Яхве подчиняет водный хаос и создает небеса, землю и свет21. Сходным образом аналитик покоряет собственные тенденции к диссоциа-ции, к побегу в состояние ментальной рефлексии и прочь от физического присутствия. Что самое важное, аналитик работает на создание «внутреннего пространства»: чувствует и воспринимает и заботится о своих собственных менее опытных частях, столь сильно напуганных полями, генерируемыми комплексом слияния. До-научные общества считали хаос, существовавший «до второго дня» одновременно и источником опасности, и купелью творения чего-то сущностно нового. В некоторых символом его был мифический дракон с драгоценным камнем во лбу, который требовалось достать. Аналитик, оказавшийся под ударами болезненных переживаний в ощущении отсутствия пространства22, призывается для выяснения таинства этого состояния.. Он (или она) должен обладать намерением опереться на поле и пережить ощущение хаоса, характерное для этого поля, не вводя преждевременного порядка. В каком-то смысле нужно позволить самому полю бесконечно распространиться, и одновременно чувствовать его наличие «между» аналитиком и анализируемым, концентрироваться на нем. Из такого состояния взвеси, в котором собственное эго одновременно видит и не видит и, таким образом, делает возможным восприятие и постижение, аналитик начинает сортировать и вычленять противоположности из недифференцированного, смешанного состояния.
* * *
Какова же природа этого неординарного восприятия, открывающего поле восприятия анализируемого к тому, что присутствует там? Рационально-дискурсивная форма сознания, это великое и столь дорогой ценой завоеванное достижение последних трехсот лет, результатом которого стала способность проследить человеческий рост в процессе развития от внутриутробной жизни и рождения дальше, через четко определенные стадии, терпит неудачу лишь в одном-единственном случае: такое сознание неспособно породить интересующее нас восприятие. Спешу подчеркнуть слова «в единственном», ибо подобная перспектива, с точки зрения развития, (к примеру, теория раннего развития23), должна сочетаться с неординарной формой восприятия24 таким образом, чтобы вместе они породили понимание, отвечающее актуальной истории анализируемого.
Слова художника Маршанда, цитируемые Морисом Мерло-Понти, кое-что говорят нам о природе требуемого восприятия: «Часто, будучи в лесу, я чувствовал, словно бы не я любуюсь лесом. Иногда мне казалось, что это деревья смотрят на меня, говорят со мной... Я стоял там и слушал... Думаю, что художник должен быть пронизан вселенной, а не проникать в нее.»25
Аналитик, пытающийся ощутить присутствие комплекса слияния, должен, аналогично художнику, позволить себе оказаться пронизанным полем, оживляемым работой с анализируемым. Поле это оказывается «третьей сферой», как и лес Маршанда, и сознание, пронизанное этим полем, а не жаждущее перво-наперво проникнуть в него (чтобы извлечь информацию или создать порядок), может обнаружить, как раскрывается сущность, как возникают образы, стоящие понимания. Так можно познать характерные для этого поля качества, такие, как оппозиция слияния-дистанциро-ванности, или образы расщепления «верх-низ» у анализируемого26. Подобные образы не приходят постоянно, как это бывает с ощущениями, полученными посредством проективной идентификации. Рамки, оперирующие лишь «тремя измерениями», характерные для последовательности рационально-перспективных форм сознания, не в состоянии «открыть пространство восприятия».
Многие великие поэты, психологи и философы последнего столетия настаивали на открытии иного способа восприятия. Можно вспомнить характеристику взгляда кита, которую дает Генри Мелвилл — кит, чьи глаза находятся по бокам головы, способен видеть противоположные стороны одновременно27, тогда как люди обречены видеть сначала одну, а потом другую. Сожаления Райнера Марии Рильке об утраченной открытости детского взгляда прекрасно звучат в восьмой «Дуинской Элегии»:
Всем зрением внимают существа
Открытому. И только наши очи
Наоборот, расставлены вокруг
Ловушками, перекрывая вход.
Что там вовне, мы знаем лишь по лику
Зверей: детей мы понуждаем
Взгляд отводить и видеть наизнанку
Не то открытое, что нам являет зверь28..." Те же томления мы найдем и у Д.Лоуренса с его критикой рационального. Художники на протяжении последнего столетия продолжали биться над все той же базовой темой: сознание, получившее столь большое развитие во времена Ренессанса, несмотря на свое огромное значение, обладает серьезными ограничениями. Новая форма понимания конкретна, имеет место сейчас, чувствуется, видится и познается в настоящем. Она не происходит из пошаговых процедур, разделяющих мир на части, но, скорее, живет внутри чувства полноты, тотальности. То, что Жан Геб-сер называл «аперспективным сознанием» — это переживание, получаемое посредством суживания эго, ослабления его хватки (hold) и вступления в процесс ощущения бессознательного поля между людьми. Трансформированное эго затем можно обнаружить посредством видения бессознательного (и это «видение» может фактически быть визуальным, аудиальным, кинестетическим или эмоциональным), того «природного; света», который в столь большой степени был фокусом предыдущих эпох29. Через этот «свет» мы воспринимаем чистое настоящее; время больше не разделено на три периода — прошлое, настоящее и будущее30. Вот что пишет Гебсер о рисунке Пикассо-1928 года; без названия:
«В рисунке Пикассо выражена именно интегральность или целостность, потому что впервые само время включено в изображение. Когда смотришь на этот рисунок, то одним взглядом видишь всего человека в целом, воспринимая не просто одну возможную сторону, но одновременно и вид спереди, и вид сбоку, и вид сзади. Словом, все разнообразные стороны присутствуют одновременно. Если формулировать это обобщенно, то мы экономим время и на необходимость обходить человеческую фигуру со всех сторон, чтобы последовательно увидеть разные виды ее, и на необходимость синтезировать или суммировать эти частичные перспективы, что может быть осуществлено лишь посредством концептуализации. Раньше «увязывание» подобных различных секторов видения В одно целое было возможным лишь, путем объединения воспомина-ний о последовательно осмотренных аспектах и, следовательно, такая «целостность» обладала лишь абстрактным качеством31».
.1
Достигнутое подобным образом понимание подобно прозрению или откровению о том, что есть там32, во многом сходному с «переживанием художника, живущего восхищением. Похоже, вещи сами испускают в пространство все то, что лучше всего ему подходит — будь то паттерны или констелляции элементов»33
Мерло-Понти говорит:
«Четыре века спустя после Ренессансных «решений» и три века после Декарта — глубина эта все еще нова и настаивает на поиске решения, происходящего не «раз в жизни», а на протяжении всей жизни... Глубина эта есть переживание глобальной «локальности»— все сущее в одном и том же месте в одно и то же время, это локальность, из которой извлекаются высота, широта и глубина; это переживание той объемности, которую мы выражаем словом, когда говорим, что вещь есть там»34. В «Зримом и незримом» он пишет об открытии нового измерения, которое не есть «незримое de facto, подобно объекту, укрытому за другим, но и не есть абсолютно незримое, что не имело бы ничего общего со зримым. Скорее, это незримое этого мира, то, что населяет этот мир, поддерживает его и воздает ему зримость, его собственные и внутренние возможности, бытие этого бытия»35. Далее он замечает, что «Пауль Клее говорил, что линия больше не подражает видимости; она «воздает зримость»; это наметки генезиса вещей, готовых к сотворению»36. «Линия» может соответствовать наблюдаемым поведенческим моделям, которые с помощью аперспективного восприятия придают зримость тому, что обычно остается незамеченным. Таким образом, уровням травмы и насилия, скрывающимся за явными воспоминаниями анализируемого в аналитическом процессе, может быть «придана зримость».
Посредством поля мы видим уникальным образом, и если вы уже пронизаны энергиями поля, то ваше «видение» очень часто чрезвычайно значимо для анализируемого. И здесь мы имеем дело с постоянной циркуляцией между проникновением (в поле) и пронизанностью (полем). Такая обратимость для Мерло-Понти оказывается «последней истиной, запускающей в действие и побуждающей круговорот Бытия»37.
* * *
Аперспективный подход, похоже, проявляется в коллективном сознании, делаясь в большей степени общедоступным, чем это было, скажем, сто лет назад. Новую форму сознания можно обнаружить в работах целого ряда творческих психотерапевтов38. Кроме того, существует также замечательный и не столь уж редко встречающийся опыт того, как аналитик представляет случай на групповой супервизии, а члены группы «читают поле» и добираются до глубин психики как аналитика, так и анализируемого, о некоторых аспектах которых представляющий случай аналитик не догадывался или понимал их недостаточно. Однако эта информация латентно присутствовала в поле, транслируемом аналитиком в групповой процесс. Даже больше: к следующей сессии анализируемый зачастую изменяется, словно бы сам по себе, как будто бы он (или она) присутствовал во время супервизии.
Однако, обучая неординарным формам восприятия, я часто встречаюсь с тем, что считаю коллективной формой сопротивления: люди часто пугаются, боятся поверить тому, что они видят, поскольку ждут от рационалиста насмешек. Таков первый уровень сопротивления. Второй уровень принадлежит аналитику, работающему со своим визуальным образом, или телесным ощущением, или внутренним голосом, или состоянием чувств, который мимолетно проскальзывает в сознании и кажется не связанным ни с чем, что аналитик знает об анализируемом. Эти, назовем их потенциальными, ощущения часто нарушают границы того, чему аналитик был обучен, и поэтому с готовностью отбрасываются.
Во время групповых сессий супервизии я, бывает, останавливаю доклад и спрашиваю группу: «Что вы услышали?» Редко кто-нибудь может ответить. Тогда я призываю группу послушать внимательно и прошу человека, представляющего случай, еще раз повторить то, что он только что сказал. Словно бы люди часто не имеют доступа к собственному «внутреннему уху», ощущающему некую странность в сказанном, или к собственному «носу», чувствующему «запах» не совсем того, что было сказано. Часто им нужна помощь в восстановлении тонких перцептивных способностей, действующих на нерациональном уровне.
Во время обсуждений восприятия посредством видения, аффекта, слышания или кинестетического ощущения я часто сталкиваюсь с вопросами типа: «Как вы это воспринимаете?», или: «Почему я должен доверять этим образам, как понять, что это не какие-то индивидуальные особенности, не имеющие особого смысла?», или: «Предположив, что мои образы имеют значение, я начинаю чувствовать себя нарциссичным». Однако, хотя аналитик может сознательно отвергать и не придавать никакого значения своим мимолетным, неординарным ощущениям, такие ощущения часто неотвязно присутствуют внутри и вызывают дискомфорт. Более того, аналитик часто воздерживается от упоминания о таких переживаниях на представлении случая, поскольку не хочет выглядеть безумцем или рисковать, подвергнуться насмешкам или критике за свою «магическую» установку.
Обычно я подхожу к этому так: предлагаю аналитику отметить и свое восприятие, и тенденцию к его отрицанию. С одной стороны, он или она может мельком увидеть состояние, которое было в ощущениях. С другой стороны, обнаружить, что сознание переместилось к противоположному полюсу рационального отрицания. Если подобное понимание противоположностей оказывается успешным, то аналитик стоит на границе (по библейской схеме творения) Второго дня.
Истории, подобные мифам, описывающие должное отношение к противоположностям, могут помочь людям справляться со сложными, диаметрально противоположными состояниями ума и тела Один из таких мифов, который я подробно рассматриваю в моей книге «Тайна человеческих отношений» — это миф о страшном морском божестве Сисиютле, рассказанный индейцами квакиутль с северо-западного побережья Тихого океана. Сисиютль — наводящий ужас двухголовый морской змей, отравляющий каждого, к кому прикоснется; он вызывает страх у любого, кто его увидит.
По сути, миф говорит: если встретишься с Сисиютлем, твердо стой, опираясь на землю (т.е. оставайся соединенным со своим телом). Используй любые слова силы, какие знаешь, чтобы не убежать (в разум), ибо это может быть опасно. Укуси себя за язык, если это нужно (т.е. не говори раньше времени, пытаясь уйти от тревоги), но оставайся твердым. Потом смотри, как одна из голов поднимется из моря, а затем, когда она исчезнет, поднимется вторая голова. Если ты стоишь твердо и видишь первую, а затем вторую головы, преодолевая страх, заставляющий тебя бежать и отмежеваться от переживания, тогда, говорит миф, две головы повернутся друг к другу и увидят друг друга. Великая награда ждет того, кто пережил подобное: он наделяется способностью видеть то, что находится позади его глаз39.
Мы можем применить этот миф к одному аналитику, представлявшему случай на супервизии. Он рассказал, что пытался быть открытым тому, чтобы видеть вместе с анализируемым, но произошли что-то странное. На мгновение он увидел, что голова анализируемого словно бы присоединена к телу лишь тонкой струной. Эта голова как бы подскакивала туда-сюда, а тело казалось безжизненным. Аналитик заметил, что образ вызывает у него тревогу. Когда он рассказывал это нам через несколько дней после встречи с анализируемым, его тревожность все еще ощущалась всеми членами группы.
Вместо того, чтобы верить этому образу или отрицать его значение, аналитику нужно сначала «посмотреть На одну голову Сисиютля, а потом на другую» — сначала на шокировавший его образ, а затем на свое неверие и рациональное непринятие. Если он уважает обе противоположности, то проносит их перед взглядом собственного бессознательного (наподобие метафоры Мелвилля о ките). Или же, если он, когда образное восприятие невозможно, остается в поле оппозиций и позволяет себе переживать одну из них, а затем другую последовательно — тогда он начинает обнаруживать способность доверять себе и лучше постигать значение своего изначального видения. Словно бы ему было даровано зрение, как в сказании о Сисиютле, —обладание собственным видением как формой восприятия, отличной от рациональной модели познания. То прозрение в каждый данный момент, которое развилось в его практике, как только он осмелился предоставить ему пространство, приобрело свойство «инаковости», достойное уважения и интереса.
В этом случае видение едва присоединенной к телу головы анализируемого вскрыло мощную форму расщепления разум-тело, которое, в свою очередь, было защитой от психоза. Своим видением аналитик в большей степени открылся общему с анализируемым полю и начал воспринимать психотические, т.е. хаотические уровни, казалось бы, лишенные смысла. Именно поэтому аналитик и испытывал столь сильную тревогу.
Позднее выяснилось, что анализируемый страдает сильнейшим комплексом слияния. Он боялся любой сепарации; стало быть, как жаловался аналитик, в случае не наблюдалось никакого «прогресса». Для анализируемого сепарация от любого привычного поведения, как разрушительного, так и нет, вела к переживанию психотического процесса в ядре комплекса слияния. Только смещаясь к модусам восприятия, превосходящим пределы нормальных, рациональных подходов, аналитик смог начать воспринимать и конкретно назвать комплекс слияния. Этот акт наименования, сродни магическому обретению власти над демоном, как только узнаешь его имя, осуществленный, однако, путем аперспективного, а не магического, осознавания,40 создал в поле такое контейнирование, которое позволило случаю использовать импульс, а анализируемому, фактически, — оказаться способным рискнуть изменить что-то в жизни. Ничто из этого, казалось, и не приближалось к стадии реализации, пока аналитик не смог совладать со своим видением, то есть до тех пор, пока он не заслужил его, выстрадав оппозицию ощущения и его отрицания вместе с анализируемым.
В другом примере анализируемый, финансовый аналитик, испытывал стыд, поскольку ему недоставало энергии на то, чтобы соответствовать требованиям своего нового инспектора. Рассказав мне ситуацию подробно, он сказал: «Я лишь обвиняю себя». Мой ум на мгновение померк. Я спрашивал себя, почему же я почувствовал себя обвиняемым? Просто ли это мой комплекс, заставляющий меня все время чувствовать направленные в мой адрес обвинения? Может быть, и так, но тут, казалось, было что-то еще. Я вернулся к утверждению «Я лишь обвиняю себя». Я постарался оставаться с этим утверждением и пытался прояснить, что же я испытываю, но это ни к чему не привело. Однако затем я разрешил себе меньшую ясность, решив подержать эту
фразу между сознанием и бессознательным, и намеренно позволил моему переживанию стать в большей мере скрытым.41 Я дал себе возможность сосредоточиться на поле между нами.
Терпеливо и осторожно, внимательно прислушиваясь к собственным телесным ощущениям, подмечая любые изгибы своих мыслей и воображения, я почувствовал, что что-то затвердевающее появилось из поля, подобно появлению божественного (epiphany). Смутно начали разделяться оппозиции: их противоречивая природа стала как-то более проявленной, но не принадлежала ясному осознанию «твоего» и «моего», или «внутренней» и «внешней» жизни.
В таком «намеренно смутном» состоянии я вновь почувствовал на себе обвинения, но потом это исчезло; вместо того, взглянув на анализируемого, я «увидел» пристыженного человека, и утверждение «Я лишь обвиняю себя» встало на место моего чувства. Затем чувство того, что меня упрекают, снова появилось, исключив видение его унижения. Исходя из этого, стало понятно, что его изначальное утверждение «Я лишь обвиняю себя» несло в себе оппозиции. «Я лишь обвиняю себя/Я лишь обвиняю вас», и каждое из них было тотальным и исключало другое. Я пережил ошарашивающий эффект логически невозможного состояния, при котором А и —А были истинными одновременно.
Если я собирался помочь моему анализируемому, то не мог просто отметить этот интуитивный скачок и рассуждать о. противоречии. Скорее, мне приходилось проходить через стадию смятения чувств, зачастую столь болезненную и физически, и духовно.
Обычно при такой встрече нужно отмечать собственные разнообразные попытки отрицать то, что происходит нечто странное, поскольку совмещенные противоположности приводят к характерному чувству необычности, создаваемому психотическими областями мозга. К примеру, можно заметить тенденции к диссоциации и нормализации высказываний анализируемого. Затем нужно постараться намеренно освоить (leaning into) поле во всем воплощенном присутствии, поддерживая интерес к самому смятению как таковому и к тому качеству противоречивости, которое редко удается ощутить, и которого мы стремим- ся избегать. Такая активность со стороны аналитика является важнейшим аспектом восприятия и противоположна рационально-научному подходу, который настаивал бы на реальности мира — реальности, отдельной и не зависимой от подобной субъективности: Сам по себе хаотический опыт — это измерение, открывающееся требуемому типу восприятия42.
После того, как я сознательно перенес боль, сопровождающую это поле слияния, я смог говорить о противоречивых состояниях со своим анализируемым. Только тогда мои слова или тон голоса он воспринял как безопасные. Казалось, был создан контейнер, в котором он и я смогли увидеть противоположности и глубже погрузиться в переживание их. Без предварительной обработки мои слова были бы малозначимыми.
Когда между сознательным и бессознательным человека или между одним человеком и другим ощущается пространство, то именно в этом пространстве и можно воспринять или, по крайней мере, контейнировать противоположности в данный момент. Их можно ощутить и почувствовать. И если отгонять от себя тенденцию игнорировать или диссоциировать это противоречивое состояние, то тогда можно испытать психотичность коммуникации. Восстанавливается способность аналитика думать и объединять, и то же происходит с анализируемым.
Следующий пример поможет подробнее проиллюстрировать тонкую игру, психотических оппозиций в случаях, когда комплекс слияния организует поле отношений. Анализируемый, по имени Кевин, рассказал о весьма страстном вечере, проведенном с женщиной. Когда они оказались в постели и занялись любовью, она сказала ему: «Мне нравится твоя мужская энергия». Кевин сообщил мне, что его это резануло. Подумав о том, что она произнесла, он решил, что, не будучи еще достаточно знакома с его сексуальной стороной, она решила сделать ему комплимент.
Когда Кевин произносил «Мне нравится твоя мужская энергия», я почувствовал некую странность этого высказывания. Когда я смотрю на фразу сейчас, написав ее, она кажется мне совершенно нормальной — просто открытое сообщение женщины о чувствах. «Необычность» утверждения не передается в записи, словно бы иное измерение не допускается в письменное изложение43. Психотические качества, которые могут выглядеть как противоположности, уничтожающие и друг друга, и способность человека думать и рефлексировать — то есть уничтожающие функционирование эго — обладают способностью прорываться сквозь структуры вытеснения и проявляться в поле с такой мощью, которой не обладают иные психические содержания. Именно это проявляется как некая странность в поле.
Мое собственное восприятие было расширено или сфокусировано на поле между нами, которое, как я чувствовал, могло содержать в себе ответы, недоступные Кевину в тот момент, когда он услышал фразу. Никогда нельзя знать наверняка, справедливо ли такое чувство. Рациональное обдумывание легко может заставить все испариться. Парадоксально, но нужно отсрочить на время яд здравомыслия и позволить этой отсрочке стать самым высоким уровнем мастерства, проверяющим, в конце концов, каков результат этого акта воображения (насколько это вообще возможно) — то есть какова его истинность и ценность для анализируемого; А пока можно только верить этому чувству44.
После дальнейших расспросов о том, что он чувствовал, когда девушка произнесла, как ей нравится его мужская энергия, Кевин смог вспомнить, что он почувствовал, что это странная фраза, и что он не очень-то поверил ей. Сначала, пояснил он, это чувство возникло от его убеждения в том, что, на самом деле, она недостаточно хорошо его знала, для того чтобы так быстро сказать такое. Однако это была лишь одна из его многих попыток дать рациональное объяснение чему-то, что, как он чувствовал, не было рациональным, а именно — чувству необычности или странности в ее высказывании.
Чувствуя смутное, неясное качество или диссоциацию в собственных мыслях и в том, как я воспринял все рассказанное им, я призвал Кевина еще глубже покопаться в том, как он себя чувствовал, особенное внимание уделяя телесным ощущениям. Делая это, он начал ощущать противоположности в том, что девушка сказала ему. Он почувствовал, что фраза «Мне нравится твоя мужская энергия» противоречила иному утверждению, чему-то наподобие следующего: «Но есть много вещей в мужчинах и их способах вести себя, которые мне не нравятся». Он свел это к паре «Мне нравится твоя мужская энергия»/ «Есть вещи, которые ты можешь сделать, и которые не понравятся мне». И, наконец: «Мне нравится это»/ «Мне не нравится это», где «это» относилось уже к его энергиям в большем масштабе, энергиям, многие из которых он еще не проявлял при ней. Сочтя свое собственное ощущение странности в словах женщины важным и проникая в него, я помог Кевину добраться до необходимого ему осознания и уловить привкус безумия в ее сообщении45.
Кевин страдает острым комплексом слияния, и неудивительно, что ему потребуется некоторая помощь моей хтонической энергии (погруженности в поле воплощенным образом), которая не будет рассеяна его защитами; ему нужно это, чтобы собрать необходимую энергию и структуру и суметь справляться с подобными взаимодействиями. Если он не сможет задействовать это, то новые отношения он завяжет уже с серьезным дефицитом, поскольку усвоит скрытое предписание не быть самим собой, а всегда фильтровать то, что он делает и чувствует, заботясь о том, одобрит или не одобрит это его партнер.
Комплекс слияния можно рассматривать как структуру, которая организует поле между Кевином и его девушкой, а затем и между нами. В тот момент у него не было силы отличить себя от поля и серьезно отнестись к собственным ощущениям. Он почувствовал предписание не делать этого, и остался поглощенным полем. У него не было достаточно доверия к собственному воображению и неординарному восприятию, которые, как он твердо верил, его партнерша отрицала бы. Кроме того, ему нужно было бы осознать природу комплекса слияния в поле между ними и, таким образом, испытать крайне противоречивые полюса своей собственной глубокой потребности слияния и одновременно потребности в разъединенности. В следующей главе комплекс слияния в отношениях будет рассмотрен более подробно.
3. Раскрытие комплекса слияния
Комплекс слияния пронизывает жизнь во всех ее внутренних и внешних формах, и в этом он подобен символическому Меркурию алхимиков Ренессанса, — известному своей скрытностью и обманчивостью, своим безумием, нерациональными действиями и теми сложностями, которыми сопровождалось его открытие в процессе «фиксации» или «коагуляции», позволяющей постичь его как нечто существующее здесь и сейчас. В каком-то смысле комплекс слияния всегда скрыт более явными формами — такими, как нарциссические, пограничные, шизоидные, психосоматические, истерические или иные расстройства. Ускользающий от внимания комплекс слияния часто бытует как во всех этих, так и в других диагностических категориях, с которыми имеет дело психотерапевт, и воспринять, ощутить его— единственный способ помочь анализируемому.46 Наши рационально-дискурсивные карты могут оказаться обманчивыми и не дать разглядеть, что же на самом деле существует там.
Комплекс слияния — не первое, на что я смотрю, пытаясь разобраться во взаимодействии. Часто бывает так, что лишь исчерпав все остальные объяснения, я понимаю, что здесь работает комплекс слияния, который не удалось обнаружить до того.
К примеру, мужчина пришел на сессию с похмелья после вчерашней попойки. Обычно Он много не пьет, особенно в ночь перед терапией, да и сами обстоятельства выпивки озадачили его. Они с женой были приглашены на празднование дня рождения друга: «Мы знали, что это может стать проблемой. Это всегда так с ним, потому что есть в нем что-то такое, непреодолимое. Это трудно определить, но не только меня и мою жену это
задевает; все, кто знают его, чувствуют то же самое. Все наши друзья подшучивают на этот счет. Словно бы мы не можем сказать ему «нет» и уйти со встречи с ним тогда, когда сами этого хотим. Я определил для себя предельное время — полночь, однако домой приехал лишь в три ночи. Я планировал выпить лишь рюмку или две, но закончил тем, что тянул одну текилу за другой. Я никогда этого не делаю, да и жена моя обычно прекрасно контролирует себя, когда говорит, что пить не будет, но тут и она выпила больше, чем следовало. Словно бы это его воздействие... он мягок и мил, однако никто не может уехать, когда хочет».
Было ясно, что друг обладает некими чарами. Я подумал о гипнотизере Свенгали из романа Джорджа Дюморье «Трилби», имя которого стало термином, означающим того, кто полностью доминирует над остальными и контролирует всех окружающих. По мере того, как мой анализируемый все больше и больше рассказывал о событиях вчерашнего вечера, о своей словно бы привязанности к обеденному столу, о том, как то же самое чувствовала и его жена, я задумался, а не загипнотизировал ли каким-то образом этот человек их всех? И почему анализируемый так подвластен ему? Таким был ход моих мыслей. Я явно тянулся за объяснениями, но все они терпели неудачу перед лицом простого утверждения: все, кто был знаком с этим человеком, говорили одно и то же— от него невозможно было уехать, как и невозможно было разочаровать его отказом от приглашения. И эти приглашения всем внушали страх, несмотря на симпатии к этому мужчине, ведь он считался милым и чутким человеком..
Чувствуя, что обескуражен, я испытывал искушение порасспросить анализируемого о его снах. К счастью, мой импульс не был слишком силен; в свою очередь, анализируемый был столь озадачен и заинтригован тем, почему же эта личность оказывала не него столь заметное влияние, что я смог сдержаться. Мне удалось не отклониться от темы (чего мне хотелось вследствие растущей тревоги), от материала, который был под рукой.
Когда, наконец, я смог задуматься о возможности существования комплекса слияния, то тут же упомянул об этом своему анализируемому, поскольку мы уже работали с его комплексом слияния на недавних сессиях. Я напомнил ему, что если ситуация с его другом скрывала за собой комплекс слияния, то одновременно во взаимодействии должно присутствовать и мощное чувство отсутствия какой бы то ни было связи.47 Анализируемый ответил: «Это самое трудное. Всякий раз, когда я и моя жена с ним, наши отношения становятся плоскими. Словно бы мы утрачиваем всякое отношение друг к другу. Да и другие говорят то же самое!»
До тех пор, пока я не упомянул о комплексе слияния и присущих ему противоположностях, анализируемый не замечал любопытного отсутствия общения между ним и женой. Без моего ведома и несмотря на мое сопротивление работе с материалом, принесенным им на сессию, стало ясно, что на самом деле речь идет о тех же проблемах, из которых за предшествовавшие недели сформировалось ядро нашего анализа, тогда как поначалу я воспринял его байку о выпивке, скорее, как уход от процесса.
Как это обычно бывает, сам факт того, что существование комплекса слияния обозначено, и наличие пространства для рефлексии о «невозможной» смеси противоположностей освободили анализируемого от чувства захваченности, еще остававшегося со вчерашнего вечера. Он смог признать, что комплекс слияния вечером доминировал, и в будущем, сосредоточиваясь на своем комплексе и про себя называя его в присутствии своего друга, сильно сократил гипнотическую власть над собой этого человека.
Как всегда, подобные открытия приводят к дальнейшему углублению. Анализ этого инцидента развился в исследование его собственного, схожего с описанным, воздействия на других людей, и более того, привел к обнаружению уровней травмы, блокировавших развертывание процесса его индивидуации.
* * *
Обычно, когда комплекс слияния воздействует на поле между аналитиком и анализируемым, то для них обоих характерна тенденция организовывать этот опыт с помощью более знакомых концепций, или посредством сообщнической диссоциации. Оба попадают в затуманенное, трансоподобное состояние. Бели аналитику удается указать на дискомфортное чувство, которого избегают они оба, то анализируемый обычно тут же понимает, о чем идет речь. Однако до тех пор, пока аналитик не сможет увидеть, оба продолжают вести себя так, как будто бы комплекса слияния и вовсе не существует.
Впервые я встретился с Кайлом, когда ему было сорок пять. За плечами у него было уже восемь лет фрейдистского анализа, временами по четыре раза в неделю, но все же ему с трудом удавалось вспомнить хоть немногое о детстве до десяти лет. В его близких отношениях не было ничего, кроме боли. Он говорил о склонности к серьезной зависимости от других, о том, что он теряется в другом человеке и одновременно — что задыхается в отношениях. Он не мог полностью присутствовать в каких бы то ни было отношениях, но не мог и отделиться от потребностей другого. Большая часть жизни Кайла прошла в избегании этого «невозможного» состояния слияния путем ухода в разум, в поиск подходящего вместилища для своих мыслей и чувств.
На сессиях чаще всего была очевидна утечка энергии, характерная для его шизоидно-подобного замыкания в себе. Часто было сложно не заснуть и оставаться сосредоточенным. Попытки снизить фокус внимания и добиться воплощенного, има-гинативного образа мыслей, казалось, лишь способствовали дальнейшей диссоциации и приводили к состоянию, подобному трансу. В такие моменты я не способен был на рефлексию существования комплекса слияния. В ретроспективном взгляде было очевидно его присутствие, в моем слиянии с затуманенным, замкнутым на себе состоянием Кайла, словно бы мы оба были Околдованы; а также в тех сложностях, которые я испытывал, пытаясь составить представление о большей части того, что он говорил.
Это могло принимать самые разные формы, но самой очевидной из них была моя забывчивость: например, я позабыл о рассказанных мне нескольких очень важных для него переживаниях, что привело его в сильное раздражение; он счел все это частью «беспредельной убогости анализа». Эти неудачи удивили меня, потому что такие провалы в памяти для меня не характерны. Однако, несмотря на столь заметные симптомы комплекса слияния (быть может, супервизируй я этот случай, то они были бы ясно видны), мне не хватало способности воспринять его существование в «здесь-и-сейчас» терапевтического процесса. На каждой сессии приходилось делать отчаянные усилия, чтобы организовать свои мысли и собраться, чтобы сознавать, каково душевное состояние Кайла и как оно увязывается с его материнскими и отцовскими переживаниями и с переносом.
Не знаю уж почему, но сессия, которую я буду описывать ниже, отличалась от всех остальных; мое воображение было живее, и я мог сосредоточиться на вполне осязаемой природе энергии между нами. За время нашей совместной работы Кайл начинал понимать, каким образом его жизнь, судя по всему, всегда разыгрывалась по программам других людей — сначала по моделям его переполненной гневом матери и нарциссичес-кого отца, затем — по повесткам дня его жен и боссов. На этой сессии он задался вопросом — сможет ли он когда-нибудь почувствовать внутреннее присутствие своей самости. Мы говорили о самости и раньше, особенно во время обсуждений образов из сновидений, но эти разговоры казались чисто интеллектуальными и мало что значащими для Кайла. Теперь его вопрос, казалось, дошел до меня, но одновременно я чувствовал, как он ждет, что я уйду от ответа на него. Я не позволил вопросу ускользнуть.
Вместо этого я объяснил ему, что дело не в том, что у него нет самости, а в том, что его самость не воплощена, не активирована в его пространственно-временном существовании. Когда самость вступает в жизнь, подчиненную законам пространства и времени, сказал я ему, она проходит через сложное состояние с парадоксальными характеристиками— она неспособна ни присоединиться к другому человеку, не отделиться от него. По мере произнесения этого я внимательно смотрел, не будет ли он диссоциировать или не станет ли интересоваться моими словами лишь на интеллектуальном уровне. Ни того, ни другого не произошло, он слушал внимательно, как будто чувствовал, что в моих словах есть смысл.
И тогда я начал видеть нашу связь совершенно по-новому; я вступил в иные отношения с полем, существующим между нами — теперь я получал инсайты не только с ментально-духовного уровня, с того, что Юнг называл психическим бессознательным, но позволил моему пониманию сдвинуться немного в сторону тела и прочь от всего ментального. Телом я чувствовал, словно бы мое сознание скользит по спектру, начиная с ментально-духовной точки наблюдения и продвигаясь к соматическому бессознательному48.
Сдвиг в сторону соматического бессознательного раскрыл нас обоих к переживанию поля с помощью апреспективного понима-ния, отличного от ментально-перспективной формы сознания, которую я раньше считал своей единственной возможностью завязать отношения с Кайлом. В этом новом воплощенном состоянии, смотря скорее через свои глаза, чем ими, как при прозрении — то есть не пытаясь видеть что-нибудь, но будучи пронизанным полем — я увидел, что некие пряди почти физической природы исходят от Кайла и, колеблясь, очень нерешительно достигают меня. Через несколько мгновений я понял, что резко вышел из этого центрированного на теле состояния и сдвинулся больше в сторону разума и рационального сознания. Если раньше мы были в поле и оказывались подверженными его динамике, то сейчас мы качнулись в сторону субъектов, словно бы воспринимая все теперь с поверхности контейнирующего поля. Я мог почувствовать, что мы с Кайлом были ментально связаны, но эта связь была непрочной. (В прошлом мы переживали только несущественную ментальную связь, поскольку шизоидное состояние крайней душевной дистанцированности и не-связанности господствовало в наших взаимодействиях).
И хотя наша ментальная связь существовала, возможность чувствовать ориентированное на тело состояние исчезла. Связь больше не ощущалась, о ней можно было лишь вспоминать и говорить. Точно так же, будучи связанным с ним посредством соматического бессознательного, я не мог одновременно размышлять с ментально-духовной точки зрения или через психическое бессознательное. Я мог ощущать растущий контакт с тонким телом Кайла как нерешительно простирающийся в мою сторону», и я мог вспоминать природу наших духовных или ментальных связей, но не мог ощущать их.
В математической топологии используется образ, известный как бутыль Кляйна (это поверхность, в которой внутренняя и внешняя стороны неразличимы; впервые описана в 1882 году немецким математиком Феликсом Кляйном); образ этот схватывает и проявляет подобные колебания оппозиций. Стивен Розен показал, что таинственный алхимический сосуд, vas hermeti-cum, является топологическим эквивалентом бутыли Кляйна49.
Рис. 2. Бутыль Кляина
С любезного разрешения Джефа Била и Томаса Банчоф из университета Брауна
Если представить себе движение вдоль внутренней стороны бутыли, то фактически, мы окажемся на внешней стороне. Подобным же образом в комнате для консультаций мы с Кайлом были вместе внутри, а затем на поверхности, наблюдая за формами нашей ментальной связи. Будучи внутри поля мы были его объектами, испытывая чувство Единства, дающего начало восприятию, подобному прозрению. С этого наблюдательного пункта— «в бутыли»—то, что чувствовалось как душевные связи или различные степени связанности друг с другом, перестало быть ощущением здесь и сейчас и стало воспоминаниями. На поверхности же ментальная связь оказывалась более ощутимой, тогда как соматическая оставалась лишь в памяти.
Это движение не непрерывно. Между «внешней» и «внутренней» стороной бутыли Кляйна есть прерывность. Как замечает Стивен Розен, некоторые математики считают, что бутыли Кляйна свойственна некая высшая природа, четвертое измерение, и Розен дерзко постулирует такое понимание этого дополнительного «измерения», которое включает в себя человеческую субъективность и вполне отражает мой опыт в топологии поля50. Например, в работе с Кайлом мне пришлось сознательно положиться на поле, и этим действием я прорвался к пространству другого качества. Сходным образом, чтобы бутыль Кляйна была сконстру-ирована, ей нужно ворваться в саму себя, отсюда дискретность. Это действие зачастую воспринимается как табу, во многом это сходно с тем, как Юнг понимал табу на инцест как запрет на проникновение в бессознательное. Я упоминаю об этом, потому что обнаружил, что именно это табуирование оказывается источником сопротивления сознательному присвоению хтонических энергий, необходимых для проникновения в поле.
Когда мы формируем свой опыт постижения оппозиций сли-яния-дистанцированности через образ утки-кролика, мы тоже достигаем прерывной последовательности состояний — сначала это переживание слияния, а потом сепарации — и то, и другое с разной степенью интенсивности. Однако эти состояния ментальны и восприняты с помощью психического бессознательного. В противоположность этому, когда мы переживаем поле бутыли Кляйна, сопровождающее комплекс слияния, мы имеем дело с контейнером для оппозиции слияния и дистанцирования, который включает в себя телесное измерение соматического бессознательного. Это полезный способ учитывать то четвертое измерение, о котором мы упоминали ранее.
Кайл заметил, что два переживания полностью противоречат друг другу. Когда он чувствовал тонкую связь в ощущениях, то не было никакой ментальной сцепки, а когда он чувствовал ментальную связь, то не было никакого «физического» соединения. Однако и то, и другое присутствовало. В любое время, стоило одному из нас спросить: «Мы соединены?», —. ответом было «да», но в то же время и «нет». Ситуация фиксирует «подлинные противоречия»51 опыта.
Кайл откликнулся на это переживание поля с основательностью, которую я редко замечал за ним. Он сразу же смог отреф-лексировать многие из своих отношений, когда «женщина вовлекается в отношения слишком быстро и полностью, как только я позволяю себе приблизиться к ней этим чувственно-подобным образом» или же, когда человек чувствует это движение, «он мгновенно испаряется». Его мать подпадала под первую категорию, отец под вторую; и многочисленные другие люди — две его первые жены, его друзья, его дети — легко оказались или в одной, или в другой, желая «съесть меня», как он говорил, или «полностью покидая меня». Замечательно здесь то, что Кайл точно знал, что я имею в виду, говоря о его тонких фибрах, простирающихся в пространстве или прячущихся в страхе, и мог сво-бодно дать все эти примеры, чего никогда бы не случилось, не проложи я ему дорогу своим собственным восприятием.
Сознательная включенность Кайла в комплекс слияния во время этой сессии привела к периоду нарушений и хаоса. Одним из источников этого было безумие его матери. Будучи ребенком, Кайл испытывал страх от психотической тревожности своей матери, от которой он защищался путем инкорпорирования ее, проглатывания ее целиком, так что она жила в нем как посторонний объект. Она проявлялась на сессиях и в его внешней жизни как сильная дрожь всего тела. Воображаемое восприятие материнской неконтейнированной и захватнической тревожности теперь действовало как изгнание нечисти, и в этом смысле его сознательное страдание при переживании этих состояний теперь было похоже на изгнание безумия.
Другой аспект беспорядка, выпавшего на долю Кайла, явился результатом вхождения его самости в пространство-время. Этот процесс всегда порождает нарушения и часто ощущается как не-контейнирование, «падение» или даже затягивание в ничто. Как говорят нам многие мифы творения, герой, привносящий новую форму порядка в пространство и время, сталкивается с сильной контратакой беспорядка; или же тот бог, что создает порядок, создает и беспорядок52. Беспорядок «одевается» в многочисленные формы тени, особенно— в мощную внутреннюю ярость или насилие, или зависть. Боль беспорядка функциональна: она разрушает панцирь тела, так что самость получает возможность воплотиться.
Кайл узнал этот уровень архетипической ярости (то есть ярости гораздо большей, чем эго) раньше, в опасно деструктивной форме. Однажды, после того как он набросился на свою жену, он даже пытался пойти на самоубийство. Теперь же некоторое осознание было уже развито, и переживание этой ярости без отыгрывания ее стало ключом к собиранию сил, достаточных для воздержания от слияния с объектами, больше не соответствовавшего индивидуационным потребностям Кайла.
Переживание Кайлом своего комплекса слияния привело, как это часто происходит, к развертыванию процесса индиви-дуациии процесса, пребывавшего в спячке в течение большей части его жизни53. Постепенно формировалась и росла самость, увиденная в снах в образе нового ребенка, которого он спасал от опасных ситуаций, или в образе неизвестного могущественного человека. В свою очередь, в поле между нами постепенно все в меньшей и меньшей степени доминировали диссоциация и отчаяние. Шизоидная замкнутость перестала быть его основной формой действий. Утечка энергии из поля между нами значительно сократилась.
Кайл начал осознавать степень психотической тревожности своей матери и то, насколько его жизнь была управляема ею, он понял, что по большей части страдал от тревоги, которая не была его собственной. Значительно изменившись, он уже мог восклицать: «Я не мама. Мне не нужно всего бояться». Впервые в жизни Кайлом двигал не набор ригидных мнений суперэго, но что-то внутренне подлинное.
* * *
Prima materia процесса Кайла лежала в восприятии оппозиций комплекса слияния, организующего поле между нами. Алхимики Ренессанса говорят о трансформирующей силе одной единс-твенной капли их эликсира. Подобным же образом в целом ряде случаев за последние десять лет я был свидетелем трансформирующей силы одной-единственной сессии, на которой комплекс слияния оказывался увиденным и идентифицированным, а отношение к нему вследствие этого менялось54.
Один такой пример касается случая пятидесятилетнего мужчины, которого мы назовем Норманом. Он Встречался с женщиной, которая на протяжении многих лет неизменно его разочаровывала. Неприятно было наблюдать за его яростью и презрением к ней. Даже сам Норман порою удивлялся, насколько жестоки и ядовиты его описания этой дамы. Однако на наших сессиях он из кожи вон лез, стараясь оправдать подобное свое отношение примерами ее «ужасности». С явным наслаждением он «разоблачал» ее «неумелость», что абсолютно не соответствовало его характеру. Его безжалостность была уникальной чертой этих отношений, как и то бессердечие, с которым он постоянно использовал эту женщину для выполнения его поручений и домашней работы, словно бы она была «прислугой», как он выражался.
Норман боялся «плохой кармы», которую он создавал. Он знал, что его поведение этически и духовно неправильно, но не мог остановиться. Он не контролировал себя. Неделю за неделей я слушал его жалобы на эту женщину, и поражался тому, что ни одна интерпретация его проекций на нее (например, его собственного чувства неполноценности и некомпетентности), не возымела никакого эффекта, разве что на мгновение прерывала то ликование, с которым он унижал ее.
Я делал все, что мог, интерпретируя атаки Нормана на эту женщину как смещение негативных чувств ко мне. Мне было совершенно ясно, что он был вовлечен в сильный негативный перенос, в котором я, так же, как и его женщина, был неумелой матерью, которую он до сих пор тайно идеализировал, и одновременно ненавидел. Однако, независимо от того, сколько времени и усилий было потрачено на попытки привести его обратно к ранним переживаниям покинутости со стороны матери, Норман каким-то образом всегда выхватывал лишь то, что его мать была, «по крайней мере, умна» или «хоть сохраняла семью», отделяя ее как от своей подруги, так и от моих интерпретаций.
Мои инсайты обычно следовали за темами, поднятыми снами Норманна; у меня было впечатление, будто они могут помочь нам понять его позицию в отношениях. Однако, похоже было, что все мои попытки теряли ценность для него после нескольких минут размышлений. Хотя в течение этих мгновений он мог видеть, что эти основанные на сновидениях инсайты были верными, следующая сессия вновь заставала его в атакующей позиции, словно бы мы вовсе ничего не обсуждали. Обычно Норман отнюдь не был бессознательной личностью. Он был очень популярным и очень одаренным психотерапевтом с двадцатилетним опытом. Когда Норман работал со своими анализируемыми, он создавал безопасное, контейнирующее пространство, в котором могли проявляться его значительная эмпатия и интуитивные дарования. Через свою работу он был вполне знаком с такими понятиями, как «внутренний ребенок» или молодая часть души, которая в его случае была переполнена крайне негативными чувствами к женщинам. Я подталкивал взрослую часть Нормана связаться с детской частью, как если бы он разговаривал с анализируемым, испытывавшим сильную боль. На сессиях я ощущал «ребенка» внутри него, в возрасте около шести лет; но Норман не мог сам соотнестись с этим «ребенком». Он мог лишь поведать правду о своем опыте: когда он пытался установиться связь с ребенком, он становился ребенком.55
После нескольких лет таких нападений на подругу однажды Норман заговорил о некоторой проблеме с одной из его анали-зируемых. Когда я спросил, как он воспринимал ее, стало ясно, что в их взаимодействии господствует серьезное состояние слияния. Он говорил, что чувствует, как анализируемая хочет «полностью приклеиться ко мне», что он задыхается, что ему не хватает пространства.
Пока Норман продолжал описывать свои реакции, я испытал новый инсайт. Как и анализируемая, обнаружившая аспекты сильного комплекса слияния, подруга Нормана была глубоко захвачена своим собственным комплексом слияния и не способна была функционировать как отдельное Я, всегда пытаясь зацепиться за каждое его слово, жаждала физически быть рядом, хотя в то же время была полностью отчужденной и дистанцированной. В такие моменты Норман чувствовал отвращение, когда она прикасалась к нему. «Раболепная», с презрением отзывался он о ней; она могла молчать, словно немая, совершенно не в состоянии привнести в реальность хоть что-то свое, хоть какую-то мысль. Она настаивала на том, что хочет лишь быть с ним, однако никогда не приглашала его в свою квартиру; в ее поведении было много и других противоречий.
Норман замечал, что больше всего боится того, что он видел как глубинное ядро безумия и ярости как в своей подруге, так и в анализируемой. Он понимал также, что его страх заразиться безумием своей подруги напоминал ему ранние переживания, касающиеся матери. Похоже, мы приближались к главному: комплекс слияния его подруги отвращал его, ему приходилось принижать ее, ибо он боялся ее, точно так же, как он ощущал и боялся матери. Узнав об этом, возможно, он сможет изменить поведение.
Не тут-то было. На следующей сессии Норман вновь на высоких оборотах выкладывал байки о своей «кошмарной» подруге, особенно упирая, как бывало часто, на ее «глупость» как юриста. Он утверждал, что лучше разбирается в законах, чем она; однако у нее были полномочия, отсутствующие у него. Что привело к наступлениям на другом фронте. Тогда как подруга была известным юристом, у него не было официальной сертификации психотерапевта, стало быть, на его взгляд, она была коллективно в большей степени признана, чем он. Когда они встретились, он верил, что их отношения приведут к большей степени признания его заслуг в их социальном круге. Важные сновидения показали, насколько, отчаянно Норман хотел признания. С их помощью мы начали вскрывать интенсивные уровни зависти, которой он стыдился. Но все же никакой передышки в заградительном огне против его подруги.
Прошло несколько месяцев, а атаки Нормана продолжались с тою же силой обиды, какую он продемонстрировал в первый раз. Тогда, по причинам, которым я рационально не могу понять, я начал видеть Нормана по-другому. Я почувствовал тонкие волокна, простирающиеся ко мне и соединяющие нас. В отличие от приятного, почти союзнического состояния, которое я испытывал с Кайлом, поле между мною и Норманом было дискомфортно, будто бы не просто соединяло нас, но и откачивало мою энергию к нему каким-то липким и отчасти опасным образом. Похоже было, что единственной целью этой тонкой связи было привязаться ко мне, а не быть проводящим путем для совместного потока энергии.
Я мог ощущать поле с Норманом, в котором мы пребывали оба. Сначала мы были объектами поля. Затем, качнувшись в сторону субъектов, я ощутил очень тонкую ментальную связь, по которой мы были, однако, соединены гораздо меньше. Я чувствовал, будто мы разговариваем друг с другом через Большой Каньон, и хотя и раньше я мельком замечал оппозицию слияния-дистанцированности, все же я думал, что наша связь крепче.
Я рассказал Норману об этом переживании, во Многом так же, как я описал схожее состояние Кайлу. И так же, как Кайл, как и любой анализируемый, с которым я встречался на этих уровнях через столь тяжело заработанное восприятие, Норман подтвердил одновременность некоей тонкой сенсорной связи и ментальной разъединенности. Это состояние было там, было качеством, присутствующим между нами, было видимым.
В течение нескольких следующих мгновений отношения Нормана с его подругой приобрели новую прозрачность. Он понял, что состояние, испытанное им со мной, было тем же самым, что он ощущал с ней. Наша следующая встреча состоялась две недели спустя, и впервые Норман не упоминал о своей подруге. Ближе к концу сессии я отметил это и спросил его, почему. Единственное хоть чего-то стоящее объяснение, сказал он, — это то, что последняя сессия произвела на него сильное впечатление. Легкий остаток его презрения к подруге еще оставался, указывая на уровни зависта, с которыми еще предстояло встретиться. Однако перемена была кардинальной; он начал чувствовать сострадание к подруге, и фактически, его неуважение к ней исчезло.'
Почему подобный опыт обладает столь мощным воздействием? Называние со