Раздел III. Объект в системе массово-коммуникативной деятельности

Тема 7. Массовое сознание как объект деятельности массовой коммуникации.

Социальная природа сознания. Различные подходы к исследованию массового сознания. Определение массового сознания по субъектам отражения. Понятие массы. Понятие «эксгрупповой массы» (Б. А. Грушин). Количественный критерий выделения массы (различные социальные образования: религия, национальность, класс и др.). Элитарный подход. Объекты массового сознания как основание для классификации (различные ориентации людей, установки, поведенческие уровни). Индивидуальное, групповое, специализированное сознание. Понятие массового сознания и сознания масс. Массовое сознание как уровень сознания, непосредственно включенного в практическую деятельность. Практическое сознание. Обыденное сознание.

Тема 8. Общественное мнение как состояние массового сознания.

Общественное мнение как оценочное состояние массового сознания. Сущность общественного мнения. Формирование представлений об общественном мнении (Липпман, Луман, Хабермас, Ноэль-Нойман и др.). Проблема соотношения формирования и выражения общественного мнения. Массово-коммуникативная деятельность как процесс формирования общественного мнения посредством переноса в массовое сознание продуктов специализированного сознания, признанных актуальными. Эффекты и эффективность в деятельности массовой коммуникации по формированию общественного мнения. Критерии оценки эффективности деятельности массовой коммуникации, выделяемые по степени влияния на общественное мнение.

[266]

Тема 9. Массовая информация в деятельности массовой коммуникации.

Социологические проблемы социальной информации. Уровни существования социальной информации. Специализированная и массовая информация. Содержание массовой информации как исходный материал для формирования массового сознания. Количественные и качественные критерии в определении массовой информации. Сущность массовой информации как информации, циркулирующей на уровне массового сознания, непосредственно вплетенной в практическую деятельность как ее момент. Массовая информация как средство деятельности СМК. Массовая информация как информация, предназначенная для уровня массового сознания, ее отличие от информации, предназначенной для уровня специализированного сознания. Процесс перевода информации с уровня специализированного на уровень массового сознания как коммуникативный фактор. Кодирование и декодирование. Особенности публицистики как типа творческой реализации в процессе массово-коммуникативной деятельности (в отличие от научного и художественного типов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: