Эффект присутствия и эффект наглядности как отличительные видовые черты репортажа

Наглядность — один из примечательных признаков репортажа, которая достигается за счет совокупности выразительных приемов. К ним можно отнести: создание образной картины происходящего с помощью ярких и запоминающихся деталей, использование в репортажном описании подробностей, последовательное воспроизведение хода события, показ участников события через их портретные и речевые характеристики, передачу эмоциональной и психологической атмосферы происходящего, наконец, через «эффект присутствия» автора на месте события. Все эти моменты используются в репортаже в неразрывной взаимосвязи, создавая в конечном счете целостную картину происходящего.

В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, это яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки заключается в привлечении внимания читателей к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления, переживания, портретные и пейзажные зарисовки и т. п. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия.

К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событий репортаж — это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, наконец, погружение репортера в само событие, за счет чего и создается «эффект присутствия». Автор «передает действия, совершающиеся "на глазах" у воспринимающего эти действия... Воспроизводя действия, происходящие в момент речи, «на глазах», репортер не просто рассказывает о событии, эффект присутствия создается в репортаже в тех случаях, когда автор, во-первых, передает свои непосредственные чувства и переживания, во-вторых, описывает свое эмоциональное состояние, в-третьих, выражает собственное отношение к происходящему, в-четвертых, с помощью категории авторского «я» демонстрирует свою сопричастность к событию, в-пятых, высказывает собственные суждения и оценки.

Это жанр, который держится на трех китах — наглядности, информативности и оперативности. Стоит отметить, что наглядность — козырь репортажа, с ее помощью создается эффект присутствия и сопереживания. Информативность в данном случае специфическая, не совсем такая, как в короткой новостной заметке — необходимо не столько перечисление фактов, сколько подробное описание хода события. Да и оперативность у репортажа особая — важна иллюзия сиюминутности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: