Из истории возникновения и становления репортажа. Знаковые имена в истории репортажа

Репортаж — один из излюбленных жанров современных журналистов. И это не просто дань моде. Так было всегда, еще со времен возникновения этого жанра в газетной периодике. Вспомним хотя бы репортажи В. Гиляровского, Л. Рейснер, М. Кольцова, Д. Рида, Э. Киша, Э. Хемингуэя, Ю. Фучика, Е. Богата и многих других замечательных репортеров, которые создавали в данном жанре литературные шедевры.

Понятие образовалось от латинского слова «reportare» и буквально означало «передавать», «сообщать». В начале XIX века, когда в Европе и в России намечается бурное развитие ежедневной периодической печати, под репортажами подразумевались любые оперативные сообщения из залов суда, парламентских заседаний, городских сборищ и т. д. В России форма прежде всего «отливалась» в лучших произведения российских журналистов. Именно в репортажах таких публицистов и журналистов XIX —XX вв., как В. Гиляровский, М. Кольцов, Л. Рейснер и других, данный жанр приобретает свои индивидуальные признаки и черты.

На западе работают жанр развивается благодаря репортажам Джона Рида, Эгона Эрвиша Киша, Эрнеста Хэмингуэя, Юлиса Фучика и др.

Особый вклад в развитие репортажа внес выдающийся русский репортер В. А. Гиляровский, который хорошо известен читателям по книгам «Мои скитания», «Москва и москвичи», «Москва газетная» и др. Гиляровский работает с 1882 по 1905 г. преимущественно в таких изданиях, как «Московский листок», «Русские ведомости» и «Русское слово». Прежде всего он выработал репортерские методы сбора информации, в поисках материала пешком ходил за Даниловку, Марьину Рощу и другие по тем временам окраины, изучал городские трущобы. Сидя в редакции, добыть такие живые «картинки» было невозможно. Это позволяло ему первым узнавать о всех значимых событиях горожан. За счет широкой сети информаторов Гиляровский первым узнавал о всех более или менее значимых столичных событиях. Как видим, оперативность, правдивость и высокая осведомленность уже в те годы становятся важными качествами репортерских материалов, выгодно отличающими их от других газетных публикаций. В практике репортажа Гиляровский, возможно, одним из первых использовал элементы прямого репортаж. Благодаря репортерской деятельности Гиляровского в газетную практику вошло понятие как «специальный репортаж». Такого термина в те годы не существовало, но признания самого репортера указывают именно на это: «Я вел городские происшествия, и в случае катастрофы, эпидемии или лесных пожаров командировался специальным корреспондентом». Такие репортажи отличались от сухого отчета живыми картинками и наличием непосредственных впечатлений самого репортера. Очень часто, изложив сообщение в жанре отчета или заметки, журналист заканчивает его несколькими репликами участников события, тем самым, придавая материалу репортажный характер.

Обобщая опыт известного репортера, можно заключить, что благодаря творческим находкам Гиляровского происходит жанровая дифференциация репортажа на различные подвиды: прямой репортаж, репортаж-отчет, репортаж-статья, репортаж-воспоминание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: