double arrow

Требования к телевизионному тексту репортажа и тематического сюжета информационных программ. Употребление числительных

Начало - главная задача притянуть зрителя, заинтересовать, за это отвечает интрига и детали. Но не раскрывать все детали.

Выбор Уместное название,

Телевизионный продукт обладает композицией (драматургией: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.), структурой и планом, архитектоникой (четкое начало, продуманность событий).

Закольцованность материала

Вступление и заключение – четкое и яркое.

Пролог – повод. Знаковую деталь в начало репортажа.

Академические требования: краткость.

На слух, отталкиваясь от восприятия, человек воспринимает 13 слов (дробить

интонационно) инфо формулировать лаконично, соблюдая небольшой хронометраж.

1 мысль = 1 предложению.

Употреблять современный литературный русский язык, без жаргона, нецензурных слов, минимум просторечий и устаревших слов.

Примеры: речевые ошибки на ТВ

Употребление настоящего времени, притягивает. Первая часть предложения в настоящем.

Новости Soft Smart

Действительный залог (страдательный залог может быть определяющим) Горбачев награжден орденом.

Точность и достоверность – Не строить в новостях предположений. Ссылка на источник перед информацией, в официальной информации. Дает достоверность. Объективность обеспечивается сбором инфо из нескольких источников

Необходимость интриги в ТВ тексте. Подводка ведущего должна заинтересовывать, но не раскрывать сути, деталей,выводов.

Объективность. Освещение материала с разных сторон. Синхроны подчеркивают объективность. В ТВ тексте не желательно употреблять прил в превосходной степени и «слова ловушки» никто, ничто, никогда.

Ответы на вопросы: информационные – кто, что, где, когда; аналитические - почему каким образом.

Актуальность. Свежесть, новизна информации. Информирование об общественно значимых событиях.

Тв текст не должен дублировать видео. Он характеризуется ясностью, простотой текста (без употребления теминов, или объяснить их в закадровом)

Жанр живого рассказа – принцип живой камеры life to day –поогружение зрителя

Детали – комментарий в тексте, конкретизация детали в видео.

Употребление числительных:

·В тематических сюжетах, информационных не более 3 числительных неподкрепленных графикой (человек воспринимает два)

·Давать сравнения (по сравнению с прошлым годом), что можно купить на 5 млн.

·Числительные округлять кроме жертв терактов, катастроф, выборов.

I. Один из главных принципов ТВ: пусть картинка сама расскажет о событии

Оптимально: сочетание текстовой и видео инфо, когда они не противореча друг другу и не дублируя, а гармонично дополняя дают максимально полное представление о событии

II. Требования

1. Общие: - точность

- ясность изложения

- лаконичность

Ясность – краткость – яркость

Точность – достоверность – ответственность

2. Замена громоздких цитат пересказом

Расчленение длинных и сложных предложений на короткие

Избегание конструкций с причастными оборотами

Объяснение узкоспециальных терминов и понятий

Сиюминутность происходящего (прямо сейчас, а не во вторник)

Изображение чуть предшествует тексту

Точность, обоснованность, аргументированность

Изложение от 1 лица

В интересах краткости и ясности лучше избегать цитирования

Свести к минимуму употребление аббревеатур, можно только общепринятые: КГБ, ООН, НАТО, СНГ

3. Подводные камни, проблемы объективности

- выбор факта

- удаление лишнего (стремление к лаконичности)

- обыгрывание факта (его заострение)

III. Употребление числительных

1. Округление

1. Краткость

2. Лаконичность

3. Не использовать деепричастные обороты

4. Не более 3 числительных (если нет графических изображений)

5. Настоящее время

6. Использовать действительный залог (если важен объект действия –то страдательный залог)

7. Информационный повод (актуальность)

8. Ориентация на аудиторию

9. Никогда не дублировать видеоряд (телевиз. текст должен дополнять)

10. Разговорный стиль

Числительные округляются, склоняются. Воспринимать числительные на слух всегда достаточно сложно, а внимание зрителя, сидящего у телевизора, отвлечено еще и на видеоряд. Поэтому при любой возможности, если это не нанесет ущерба содержанию сюжета в целом, числительных необходимо избегать. В некоторых случаях (например, в сюжете о динамике курса валют) вполне можно оперировать в закадровом тексте цифрами, но в этом случае постарайтесь, чтобы этот текст совпадал с соответствующим видеорядом (табло с курсами валют, о которых вы говорите).

Для того, чтобы избежать употребления в тексте сложных числительных, часто бывает возможно пользоваться округлением. Для этого корреспондент должен при написании текста позаниматься арифметикой. Вам необходимо дать информацию о масштабах миграции жителей г. Бишкека, есть данные статистики: выехали 160 тысяч человек. Зрителю даже слово «тысячи» скажет не очень много. В масштабе, скажем, Москвы, это мелочи. Попробуйте высчитать процент: при населении города в 800 тысяч это будет 20 процентов. И если в сюжете вместо 160-ти тысяч прозвучит «выехало двадцать процентов», зритель гораздо лучше представит реальный масштаб явления. Можно употребить и такой оборот: «из Бишкека выехала одна пятая часть населения». Впечатляет. Другой пример. «Долг Киргизии Международному валютному фонду составляет 250 миллионов долларов». Для российского зрителя, ежедневно слышащего и читающего о миллиардных кредитах и траншах для России, это покажется мизерным: подумаешь, копейки. Однако в этом случае используйте сравнительный способ. Сравните данную цифру с бюджетом республики, с какими-то другими базовыми показателями и зритель гораздо лучше поймет вашу, предположим, обеспокоенность.

При произнесении текста числительные лучше всего произносить полностью. Исключение могут составлять годы, особенно, если вы повторяете их в сюжете несколько раз. Тогда лучше всего в первый раз сказать полностью: «Тысяча девятьсот девяносто пятый», а затем пользоваться упрощенной формой: «в девяносто пятом». Сказанное не относится к датам, значение которых общеизвестно и понятно из контекста: если речь идет о Великой Отечественной войне, всем будут понятны употребленные вами сокращенные при произнесении «сорок первый», «сорок третий», или «сорок пятый».

При написании текста все числительные лучше писать словами, а не цифрами, это облегчит безошибочное прочтение. Весьма неоднозначен ответ на вопрос о правомочности частого употребления в текстах телевизионных сюжетов незнакомых фамилий. Конечно, если человек, до сих пор не являвшийся ньюсмейкером, оказывается главным (одним из главных) героев репортажа, играет ключевую роль, его фамилия и имя обязаны прозвучать и, чаще всего, не один раз. Но при этом его изображение обязательно должно соответственно употреблению в тексте появляться и в видеоряде. Идеально будет, если вы включите в сюжет еще и его синхрон – после этого считайте, что на ближайшие часы после выхода программы в эфир его будут помнить многие телезрители, а это уже немало.

62. Синхрон, стенд-ап, лайф, интершум. Задачи, роль и место. Виды стенд-апа (в информационных выпусках, в тематических сюжетах и программах)

Стендап - вербальный репортерский прием на телевидении, когда журналист работает непосредственно в кадре, часто — на месте освещаемого события.

Стенд-ап — это часть смысловой конструкции сюжета. Появляясь в кадре, журналист становится таким же действующим лицом, как и другие персонажи. Если корреспондентом верно найдена своя роль — на него интересно смотреть, и такой стенд-ап запоминается. Если же все то же самое, что корреспондент сказал в кадре, он мог бы спокойно сказать за кадром и смысл сюжета от этого не изменится, — такой стенд-ап никому не нужен.

Стендапы подразделяются на три категории: начальный; мостик» (переход от одного фрагмента к другому); и финальные, когда журналист подводит резюме и представляет себя и съёмочную группу.

Стендап применяют ради достижения ряда профессиональных задач: превратить репортёра в узнаваемого телеперсонажа; показать, что корреспондент находится непосредственно на месте, откуда ведётся трансляция; резюмировать информацию и/или спрогнозирвать события; сконцентрировать зрительское внимание на наиболее важной информации; смоделировать плавный переход от одной части сюжета к другой; скомпенсировать дефицит видеоряда.

Существуют неписанные стандарты применения данного приёма: стендап не должен быть более 20 секунд; фон, на котором стоит журналист, должен иметь отношение к тематике сюжета; используются средние (а не общие или крупные) планы для генерации доверительной атмосферы в условном «диалоге» между зрителем и репортёром; журналист должен постоянно следить за своим внешним видом так, чтобы он соответствовал теме и атмосфере сюжета; текст должен чётко отделяться от так называемого закадрового текста;

В информационных выпусках – 1 стенд-ап. Специальный репортаж – 22 мин – 2-3 стенд-апа. Сложносочиненный стенд-ап: 2 журналиста. Живая камера – постоянно в кадре журналист, комментарий по ходу Life-to-tape – новый вид стенд-апа

Интершум – звук, записанный вместе с видео. Как правило, он сопровождает закадровый текст и является полноценным изобразительным средством. Шумы происходящего события, создает погружение. Под интершумом в телевизионной журналистике понимается запись «внешнего», существующего независимо от авторов телевизионного материала, естественного звука, шума, имевшего место в момент съемок на съемочной площадке. Это шум улицы, звуки природных явлений, работающих станков, поля боя, гул толпы и т.д. Технически интершум существует как бы отдельно от вашего желания: его запись ведется на отдельном аудиоканале видеокамеры с микрофона-«пушки».

В практике современного телевидения использование интершума в готовом материале является стопроцентно обязательным как средство придания материалу максимально большего эффекта присутствия на месте, естественности происходящего.

Представьте, что в репортаже вы используете картинку работающего заводского цеха. Именно работающего, с включенными станками, совершающими какими-то действия рабочими, движущимся конвейером и т.д. Подобная картинка будет выглядеть малоубедительной, если ваш голос за кадром будет звучать в полной тишине.

Лайф. От английского life – жизнь. Так называют отрезок видео (обычно до 10 секунд) с выразительным интершумом (аплодисменты, крик болельщиков, шум водопада и т.п.), который не закрыт закадровым текстом. Лайф дает возможность зрителю почувствовать себя на месте события. Очень оживляет сюжет.

Синхрон – фрагмент информационного интервью, который размещает в сюжете информацию

Задачи:

- служит для подтверждения достоверности информации – эмоциональное окрашивание – не должен повторяться ни в подводке, ни в закадровом тексте

Синхрон эксперта – комментарий события; синхрон героя - эмоция

Информативность, Яркость

Хр 10-20 с – информационная тематика Хр 10-40 с. – перекрывать картинкой Хр свыше 40 с. –портрет очерк, интервью.

39 мин = 5-6 синхронов

IV. Синхрон – синхронный показ человека со звуком в кадре

Длится 5- 15 сек.

Виды:

1. Информационный:

- свидетельские показания

- 100% новость

- интервью эксклюзивно

- 1е лицо

2. Эмоциональные:

- яркая образная речь

- очевидцы: бабушки, дети

- оценки

3. Аналитические, комментарии:

- объяснение

- чел-к говорит то, что жур-т не хочет или не имеет права сказать

! Нельзя начинать и заканчивать синхронами (журналист не знает что сказать)

63. Логика построения телевизионного материала. Методы изложения информации (аналогия, концентрический, пространственный, хронологический, альтернативный и метод проблемного изложения).

Формальная логика формулирует четыре следующих закона построения мыслей:

1) закон тождества;

2) закон противоречия;

3) закон исключенного третьего;

4) закон достаточного основания.

Закон тождества может быть выражен в виде формулы "А есть А" аналогично суждению "цветок есть цветок". Это означает, что независимо от изменений, происходящих в явлении, суть понятия "цветок" не меняется. Под этим также подразумевается тождество в самом мышлении. Иными словами, понятие "цветок" имеет одно и то же значение во всех случаях. Кроме того, этот принцип может также означать соответствие двух понятий, как, например, в суждении "птица есть животное".

Закон противоречия может быть выражен формулой "А не есть А и не А", аналогично суждению "цветок не есть цветок и не цветок" или "птица не есть животное и не животное". Смысл этого закона заключается в том, что два отрицающих друг друга понятия не могут быть одновременно истинными.

Закон исключенного третьего можно выразить формулой "А есть либо В, либо не В". Это означает, что суждение "А есть либо В, либо не В" не допускает наличия какого-то третьего, промежуточного суждения.

Открытие закона достаточного основания принадлежит Лейбницу. Согласно этому закону, всякая мысль становится истинной только в том случае, если для нее может быть сформулировано достаточное основание. В более общем смысле он становится законом причины и следствия, который гласит, что все существующее имеет достаточное основание для своего существования.

Аналогия – два явления сходных в одном отношении,

Концентрический - изложение вокруг центра – центральная идея,

Пространственный – для наглядного освещения события событий + комментарий,

хронологический последовательность,

альтернативный – совместное с аудиторией рассмотрение нескольких способов решения

метод проблемного изложения – изложение, направление зрителей

Законы архитектоники. Четкое начало, продуманность развития, завершение.

Дайджест – калейдоскопическое изложение материала без идеи, анализа – перечисление фактов, событий.

Архитектоника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική — строительное искусство) — построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и т. п.

Понятие архитектоники объединяет в себе соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п. Приёмы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Если взять, например, романы Тургенева, то мы найдём в них последовательность в изложении событий, плавность в ходе повествования, установку на гармоническую стройность целого, важную композиционную роль пейзажа. Эти черты легко объясняются как бытом поместья, так и психикой его обитателей. Романы Достоевского строятся по совершенно иным законам: действие начинается с середины, повествование течёт быстро, скачками, замечается также внешняя несоразмерность частей. Эти свойства архитектоники точно так же определяются особенностями изображаемой среды — столичного мещанства. В пределах одного и того же литературного стиля приёмы архитектоники изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции.

Хронологический метод изложения - отражает события в хронологической последовательности.

Концентрический - включает в себя хронологическое изложение событий, но подразумевает еще и раскрытие причинно-следственных связей событий, показ мотивировки необходимости их совершения.

Метод аналогии – одно событие по аналогии связывают с другим. Сопоставление различных явлений, событий, фактов в целях перенесения закономерностей, выявленных при анализе хорошо изученного объекта на объект менее изученный.

Пространственный метод –

Альтернативный –

Метод проблемного изложения – описание проблемы, методы решения

64. Телевизионный монолог - природа, текст. Критерии оценки.

Монолог – публичное выступление. Он всегда диалогичен. Природа монолога – предугадывание реакции зрителей.

Критерии оценки:

1.функционалоно – структурные и функционально- тематические. Выбор темы, если не задана. Для выпуска в эфир практически любой из разновидностей репортажа необходим информационный повод, который, собственно, и определяет тему телевизионного материала (любого, не только репортажа.

Проще всего в этом плане обстоит дело с событийным репортажем, где информационным поводом является сам факт события, о котором рассказывает сюжет.

Мотивы выпуска в эфир всех остальных разновидностей короткого телевизионного жанра могут быть сложнее.

Одним из наиболее простых и распространенных в телевизионной практике поводов является наличие события, в основе которого лежит нечто родственное информационному или аналитическому сюжеты.

Сценарий и структура почти всегда одинаковы.

2.Социальная значимость и актуальность

3.Активность журналистской позиции

4.Соответствие материала и темы

5.Интерес

6.Новизна сообщаемой информации

7.Глубина раскрытия темы

8.Оригинальность решения – декорации, атрибутика, краткость, оформление студии

9.Выразительность формы

10.Наличие хода. Драматургия построения материала. Кольцевать – повтор в начале и конце. Разбивать на блоки.

11.Построение речи

12.Композиция монолога

13.Выбор примеров, ссылок, цитат – одна цитата на монолог

14.Использование иллюстрирующего материала

15.Доказательность аргументации

16.Логичность

17.Эмоциональность

18.Язык и стиль изложения

19.Работа в кадре. Естественность и непринужденность, свобода обращения с текстом письменным, контакт с телекамерой и аудиторией.

20.Свобода обращения с письменным текстом. Самые сложные – первая и последняя фразы и переходы.

21.Контакт с аудиторией

22.Внешний вид и манеры. Жесты должны быть горизонтальны – на уровне пояса.

23.Культура речи

24.Чувство экранного времени

25.Финальные точки.

Выступление (монолог в кадре)

Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Выступление – это скорее не жанр, а метод, при помощи которого автор может донести до зрителя практически любую информацию. От краткого информационного сообщения (например, так называемого прямого включения репортера с места события) до телевизионного фильма-очерка, содержащего яркое, образное, художественное выступление блестящего в своем артистизме человека (вспомним фильмы Ираклия Андроникова), – все это выступления в кадре.

Выступление может сопровождаться показом кинокадров, фотографий, графических материалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней.

Выступление – одна из форм ораторского искусства, известного с древнейших времен и по-прежнему остающегося могущественным средством воздействия на общественное мнение.

В 335 г. до н. э. Аристотель в «Риторике» наметил три плана рассмотрения ораторского искусства: принципы построения речи; личные свойства и способности, необходимые оратору; техника, способы, приемы, используемые в ораторской речи. Подобный подход и сегодня вполне правомерен. Однако начнем мы со второго: личность оратора.

С появлением телевидения встал вопрос о необходимости выделить и определить новую категорию людей – выступающих. Привычное слово «оратор» мы теперь относим по преимуществу к людям, поднимающимся на трибуну того или иного общественного собрания (съезд, форум, симпозиум, публичная лекция) и непосредственно обращающимся к публике, находящейся в зале. На телевидении выступающий обращается к объективу телекамеры, мысленно представляя за ним рассредоточенную в пространстве, как правило, весьма многочисленную аудиторию.

Именно массовость телеаудитории, масштаб публичности выступления по телевидению выдвигают особые требования к личности выступающего. Прежде всего, это должна быть именно личность – человек, представляющий безусловный интерес для многих либо в силу своего общественного положения (политические, государственные деятели), рода деятельности (изобретатели, ученые, артисты, писатели), либо обладающий в силу тех или иных обстоятельств ценной информацией (типичная или уникальная биография, свидетели исторических или редких событий). Наконец, поводом для появления на телеэкране чаще всего служит умение выступающего ярко и оригинально мыслить, анализировать известные явления и события глубоко и всесторонне, исходя из известных фактов делать неожиданные и верные выводы. Вот почему оправдано появление на домашнем телеэкране не только выдающихся людей, всевозможных знаменитостей, но и людей, на первый взгляд ничем не замечательных, обычных, а также журналистов, чья профессия как раз и предполагает общественную деятельность по распространению массовой информации всеми средствами, в том числе опосредованное общение с аудиторией при помощи технических средств (в нашем случае – аудиовизуальных).

В основе любого публичного, в том числе телевизионного, выступления, безусловно, лежит идея, мысль, раскрываемая при помощи строго отобранных и расположенных соответствующим образом фактов, аргументов, доказательств. Именно доказательств, потому что в процессе публичного выступления всегда должна присутствовать необходимость убедить в чем-то, есть убеждающий и убеждаемый, идет борьба взглядов, мнений – и победа должна быть достаточно убедительной. Стало быть, текст выступления должен быть «активным», наступательным, а само выступление строиться по законам драматургии.

И снова возникает вопрос: как же так – драматургия требует диалогичности, а выступление всегда монолог? Но в том-то и дело, что диалогическая природа телевидения накладывает свой отпечаток на телевизионное выступление, предполагая своеобразный диалог между выступающим и аудиторией, диалог условный, мысленный, когда сам выступающий заранее обдумывает, старается предположить, какие вопросы могут возникнуть у зрителей, и отвечает на эти вопросы, соответствующим образом выстраивая свою речь.

Здесь мы перешли уже к принципам построения публичного выступления, выступления в кадре. Композиция – важнейший, организующий элемент формы, придающий любому произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому; это логичное, мотивированное расположение компонентов, их взаимодействие.

Основные требования к композиции выступления: сначала определить тему, ввести слушателя в круг обсуждаемых вопросов (вступление), затем познакомить его с основными фактами, доказательствами (основная часть) и сделать краткие и точные выводы из сказанного (заключение). Понятно, что составные части выступления должны быть соразмерными. Если вступление продолжительнее основной части, выступление произведет впечатление недостаточно аргументированного, легкомысленного. Затянутое заключение создаст ощущение у зрителей, что автор не уверен в своих выводах, сделает речь неубедительной. Но это очевидные и слишком общие замечания.

Успех выступления в кадре во многом зависит от техники, приемов, используемых в авторской речи. Блестящий русский оратор А. Ф. Кони считал, что привлечь, завоевать внимание слушателей – первый ответственный момент и самое трудное дело. По его мнению, внимание людей возбуждается простым, интересным и близким к тому, что, наверно, переживал и испытал каждый. Значит, первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны «зацепить» внимание). И таких «крючков» может быть очень много: что-нибудь из жизни, какой-нибудь парадокс, неожиданный вопрос. Чтобы найти такое начало, надо обдумать, взвесить основные положения будущей речи и сообразить, какой из тезисов поставить на первое место. Это работа целиком творческая.

В любом случае тележурналисту, которому либо самому предстоит выступать в кадре, либо готовить к этому других людей, неплохо хотя бы в самом общем виде познакомиться с основными риторическими операциями (членимость речи, соотносимость текста с его материалом, избыточность текста, редукция– сведение сложного к простому и пр.) и типами риторических фигур (метафора, метонимия, синекдоха, синонимия, гиперболизация, эвфемизм и т.д.).

Это относится к тексту выступления. Однако на телевидении мы не только слышим слова, но и видим говорящего. Психологи считают, что до сорока процентов информации может нести интонация. Добавьте сюда мимику, жест, весь внешний облик выступающего, стереотип восприятия, возникший в результате его предыдущих появлений в кадре, либо эффект первого появления на экране. Все это делает телевизионное выступление отнюдь не простым делом, а жанровые разновидности, включаемые в это понятие, – заслуживающими серьезного освоения на практических занятиях по методике тележурналистики.

К числу чисто технических приемов произнесения выступления относятся дикция, правила литературного произношения, логическое чтение сложных периодов (логическая пауза и логическое ударение).

На телевидении выделяют три основные формы выступлений в кадре:

– текстовое выступление, написанное самим выступающим и отредактированное телевизионным редактором;

– тезисное выступление, где заранее обозначена тема, основной ход мысли, кратко прокомментированы центральные вопросы, которые намеревается затронуть выступающий. Таким образом, тезисы – это своеобразный сценарный план, определяющий содержание выступления и характер сопутствующего показа (фотографии, карты, схемы, макеты и пр.);

– импровизированное выступление, где предварительно обозначены лишь тема и продолжительность (хронометраж) выступления.

При подготовке этих форм выступления следует учитывать, что текстовое выступление наименее желательно на телевидении; тезисное и особенно импровизированное выступление весьма органично на телеэкране и требует тщательного подбора выступающих (уровень компетентности, речь, «телегеничность» и т. д.).

В чистом виде выступление в кадре, т. е. монолог человека на экране, предпочитается другим формам телевизионных передач в тех случаях, когда личность выступающего, его мнение представляют общественный интерес. Такие передачи нередко носят официальный характер: обращение президента к народу, заявление лидера парламентской фракции, выступление общественного деятеля. В этих случаях важна точность формулировок, поэтому такие выступления произносятся по заранее написанному тексту. Это не значит, что человек на экране говорит, не отрываясь от бумаги. Умелое использование телесуфлера создает иллюзию прямого обращения выступающего к телеаудитории.

В этом случае, как и в других, выступление предполагает самое непосредственное участие в подготовке к эфиру телевизионного журналиста в качестве редактора. Даже если у выступающего, занимающего высокий государственный пост, есть составители речей (в Америке их называют «спичрайтменами»), телевизионный редактор отредактирует текст, чтобы приблизить его к законам устной речи, с использованием индивидуальной манеры выступающего.

В целом же на телевидении, учитывая его звукозрительную природу, заранее подготовленный текст для приглашенного человека (не актера) нежелателен, так как сковывает выступающего, лишает его органичности. Есть иной вид профессионального соавторства журналиста и выступающего – в тех случаях, когда для раскрытия темы необходимо изобразительное решение. Тогда можно говорить о сценарии, чаще – о сценарном плане иллюстрированного выступления. Здесь журналист помогает скомпоновать соответствующий изобразительный материал (видеоряд).

Конечно, иллюстрированное выступление как один из разговорных жанров решается, прежде всего, с помощью слова – доминирующего средства выражения в этом жанре. Личность выступающего – стержень, центр сообщения; изобразительный материал – лишь иллюстрация, сопутствующая слову, подтверждающая, документирующая его, способствующая более полному и эффективному восприятию передачи.

Экран дает нам немало примеров и журналистских выступлений в кадре. Монолог тележурналиста – это либо комментарий (особая жанровая форма, о которой мы будем говорить ниже), либо элемент более сложной сценарной формы, связанной с показом какого-нибудь изобразительного материала в студии (обозрение), окружающей журналиста действительности (во внестудийной передаче). Широко распространенной формой журналистского монолога в последнее время стали уже упоминавшиеся «прямые включения» с места события, с «горячих точек» – наиболее оперативные формы устного информационного сообщения.

Выступление в кадре с точки зрения техники показа – самая простая форма передачи. Для выступающего, в том числе журналиста, это максимальная реализация всех его духовных, творческих возможностей.

Остановимся подробнее на тех чертах, которые определяют телевизионность данной формы. Весьма существенно качество физической зримости, т.е. более тесный контакт со зрителем, наглядность, достоверность сообщаемой информации, эффект эмоционально-логического воздействия. Выступление обладателя информации, прямо или косвенно связанной с его деятельностью, обстоятельствами жизни, событиями, свидетелем которых он был, отличается сугубо личностным характером (это и есть такое свойство телевизионного сообщения, как его персонифицированность, разговорность стиля и интонации).

Основное условие успешного выступления в кадре – умение публично думать, говорить просто о сложном, убедить зрителя, сделав это ненавязчиво, без излишней дидактики – легко, живо, артистично. Ведь зритель оценивает не только то, что говорит выступающий, но и то, как он говорит, каков он сам. Впечатление от личности говорящего люди склонны переносить на предмет разговора. Так что, как видим, действенность выступления в кадре зависит от многих элементов, освоить которые и понять необходимо каждому телевизионному журналисту.

Выступление может сопровождаться показом кинокадров, фотографий, графических материалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней.

Выступление — одна из форм ораторского искусства, известного с древнейших времен и по-прежнему остающегося могущественным средством воздействия на общественное мнение. С появлением телевидения встал вопрос о необходимости выделить и определить новую категорию людей — выступающих. Привычное слово «оратор» мы теперь относим по преимуществу к людям, поднимающимся на трибуну того или иного общественного собрания (съезд, форум, симпозиум, публичная лекция) и непосредственно обращающимся к публике, находящейся в зале. На телевидении выступающий обращается к объективу телекамеры, мысленно представляя за ним рассредоточенную в пространстве, как правило, весьма многочисленную аудиторию.

Именно массовость телеаудитории, масштаб публичности выступления по телевидению выдвигают особые требования к личности выступающего. Прежде всего это должна быть именно личность - человек, представляющий безусловный интерес для многих либо в силу своего общественного положения (политические, государственные деятели), рода деятельности (изобретатели, ученые, артисты, писатели), либо обладающий в силу тех или иных обстоятельств ценной информацией (типичная или уникальная биография, свидетели исторических или редких событий). Наконец, поводом для появления на телеэкране чаще всего служит умение выступающего ярко и оригинально мыслить, анализировать известные явления и события глубоко и всесторонне, исходя из известных фактов делать неожиданные и верные выводы. Вот почему оправдано появление на домашнем телеэкране не только выдающихся людей, всевозможных знаменитостей, но и людей, на первый взгляд ничем не замечательных, обычных, а также журналистов, чья профессия как раз и предполагает общественную деятельность по распространению массовой информации всеми средствами, в том числе опосредованное общение с аудиторией при помощи технических средств (в нашем случае - аудиовизуальных).

Критерии оценки монолога:

1. По функционально-структурному, функционально-тематическому характеру

2. Выбор темы

3. Социальная значимость и актуальность

4. Активность журналистской позиции (в информационных сюжетах – цель: факты) монологи – собственная точка зрения (Парфенов)

5. Соответствие материала теме

6. Глубина раскрытия темы (ответ на все вопросы)

7. Оригинальные решения (НТВшники) – декорации, - невербальные признаки

8. Новизна сообщаемой информации

9. Выразительность формы (Человек и Закон)

10. Мендорский тон ЗАПРЕЩЕН – навязывание информации (Соловьев)

11. Наличие хода и построение речи (драматургия построения материала)

12. Композиция (структура в архитектонике выступления)

· Вступление

· Основная часть

· Заключение

Одно короткое начало и конец, необходимо выдерживать ритм, скорость речи.

65. Методика подготовки телевизионной программы, способы повышения эффективности публичного выступления.

Сбор информации – фактологический материал, документы и подготовка (предъинтервью, сценарная заявка, литературный сценарий, режиссерский).

Соотнесение логического и эмоционального начала для эффективности.

Доказательность: видео, интервью, исторические документы.

Новые мультимедийные методы – графика, она повышает эффективность. Но слишком много цвета нельзя.

Приемы монтажа.

При использовании приема, он должен повториться еще не менее двух раз. При смене приема должна быть оправданность. Использование всех ацдио-визуальных средств.

Белый шум.

Шумы должны соответствовать.

Выравнивание звука и картинки.

Контрапункта звука и изображения.

В сюжете не может быть трех синхронов одного человека. Только в портретном.

ТЕКСТ

Один из главных принципов телевидения звучит так: пусть картинка расскажет о событии. Это в идеале. На практике наиболее оптимальным оказывается такое сочетание текстовой и видео- информации, когда они не противореча друг другу, не дублируя, а гармонично дополняя друг друга дают максимально полное и насыщенное представление зрителю о происходящем.

Для достижения этого эффекта корреспондент при написании текста сюжета должен не забывать о наличии видеоряда, а для этого четко представлять следующие основные принципы:

· в каких случаях видеоряд и содержание текста просто обязаны совпадать «один к одному»;

· когда картинка и текст корреспондента могут не совпадать по содержанию;

· каковы ситуации, в которых текст и картинка совпадать обязательно не должны;

· каковы формы подачи текста, к которому не имеется видеоряда;

· в каких случаях лучше использовать не текст, а синхрон или интершум.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТА

Наиболее унифицированные требования к подготовке текста для телематериала определяются следующими критериями:

· точность;

· ясность изложения;

· лаконичность.

Естественно, что к предельно общим условиям выполнения этих требований можно отнести качество литературной подготовки журналиста, степень владения им материалом темы, опыт работы на телевидении и многое другое.

Кроме этих общих характеристик существуют и конкретные рекомендации по подготовке текста телевизионного материала.

1. Выделение в особые фразы (после точки, двоеточия, точки с запятой) придаточных предложений, вводимых словами потому что, причем, хотя, ибо, так как, а также фраз, присоединяемых к предыдущей фразе при помощи союзов а, и, но.

2. Выделение в особые фразы пояснительных сочетаний слов, присоединяемых без помощи вводящего слова.

3. Замена громоздких цитат пересказом.

4. Варьирование объема фраз (по числу слов), при чередовании длинных и коротких фраз (соблюдая пропорцию числа ударений к числу слогов – чем выше акцентная насыщенность речи, тем меньше должен быть объем фраз).

5. Расчленение при необходимости длинных сложных предложений на несколько коротких и простых.

6. Замена конструкций с причастными оборотами, с отглагольными существительными, страдательными оборотами, с «нанизыванием» одинаковых падежей (чаще всего родительных) синонимичными синтаксическими конструкциями (обычно с личным глаголом действительного залога).

7. Объяснение узкоспециальных и малоизвестных терминов.

8. Замена словосочетаний типа выше было сказано или о чем будет сказано ниже на разговорные конструкции: я уже говорил об этом, об этом я скажу позже. Понятия выше и ниже в телевизионной речи должны быть исключены.

9. Умеренное использование цифрового материала; округление сложных дробных чисел, использование по возможности не цифр, а дефиниций кратности, особенно, если уместна сравнительность с чем-либо: вдвое, втрое, больше половины, менее четверти и т.д.

10. Замена сокращенных слов полными, включая и довольно распространенные и т.д., и и т.п.

11. Использование пунктуационного знака тире (в качестве факультативного) для выделения интонации перед актуализируемым словом.

12. Обозначение апострофом места ударения или труднопроизносимых фрагментов слов, если постановка данного ударения или произнесение фрагмента вызывают сложности у корреспондента или ведущего, озвучивающего текст.

Важнейшее свойство телевизионного текста: сочетание в себе общелитературных (книжно-письменных) норм с устно-разговорными. При этом часто возникает необходимость разграничения допустимых ненормативных речевых явлений, обусловленных спецификой телевидения, с простыми ошибками.

Первое никогда не может быть оправданием второго.

СТРУКТУРА И КОМПОЗИЦИЯ ТЕЛЕРЕПОРТАЖА

В принципе, практически все современные телевизионные репортажи, предназначенные для новостных и информационных программ, состоят из небольшого числа структурных элементов. Это stand-up, закадровый текст, синхрон. Иногда используется рэпэраунд. И это, пожалуй, все. Расположение названных элементов в сюжете и относительно друг друга, а также обязательность использования всех их, части, или какого-то одного, обязательных канонов, обычно, не имеют. Иногда это регламентируется внутренне установленными правилами той или иной программы или телекомпании. Так, некоторые компании не рекомендуют своим корреспондентам начинать репортаж с синхронов. В других случаях (особенно, когда использование предельно коротких сюжетов положено в основу программы) не рекомендуется использование stand-up'ов. Однако мало где эти ограничения введены на практике в догму, вероятно, постольку, поскольку слишком разнообразны события нашей жизни, чтобы возможно было подогнать из под очень уж жестко унифицированные рамки.

Наиболее классический новостной репортаж через призму названных выше структурных элементов может выглядеть так:

· stand-up с началом рассказа о событии;

· закадровый текст с продолжением рассказа корреспондента;

· синхрон действующего лица, эксперта, комментатора, свидетеля и т.д. (возможны 2–3 синхрона);

· закадровый текст, в котором заканчивается изложение основной информации;

· stand-up с выводами и прогнозами.

Естественно, эта схема в значительной степени приблизительна.

В зависимости от информации, от наличия картинки, синхронов и т.д., синхроны или stand-up'ы могут и вообще отсутствовать и, напротив, занимать львиную долю сюжета.

Stand-up в начале сюжета более ценен как подтверждение присутствия корреспондента на месте – сразу, «с первых срок»; stand-up завершающий важен, если ваши выводы и прогнозы имеют большее значение, нежели присутствие.

Сопоставьте характер и значение разных событий и определитесь. В сюжете об автокатастрофе выводы корреспондента и его прогнозы относительно того, кто из участников в результате расследования окажется прав, а кто виноват, возможно, менее принципиальны. В данном случае, вы работаете в режиме «пожарной команды» и главное быть в нужном месте в нужный час и с этого и начать сюжет. Если же ваш материал о серьезном политическом совещании, переговорах, вдобавок вы вооружены аргументами (и приводите их) в пользу какой-то версии будущих решений, дальнейшего развития событий, если есть материал для серьезного анализа – закончите сюжет, находясь в кадре и, дав возможность зрителю увидеть честные глаза того, кому в идеале он должен поверить.

Можно выделить три опорные точки - три залога успеха: психологическая и мотивационная готовность оратора, его умение работать с аудиторией и подготовка текста выступления.

Оратор представляет собой мощный источник информации, независимо от тематики своей речи. Поэтому первым важным элементом успешного выступления является… он сам! По поведению выступающего аудитория формирует свое отношение к предмету обсуждения, воспринимает и оценивает речь и манеры оратора, насколько ему удалось установить контакт с аудиторией. При этом происходит (или не происходит) формирование доверия к оратору, а, следовательно, к его информации, за которым следует принятие решения каждого человека о том, стоит ли следовать за этим лидером. Можно сказать, что еще до того, как вы начали говорить, ваша публичная деятельность уже началась. Как гласит главное правило деловой жизни: второго шанса произвести первое впечатление не будет! Здесь важен ваш внешний вид - желательно, чтобы он говорил в целом о вашем благополучии, а также ваш психологический настрой, уверенность, позитивность. Перед началом выступления уточните, представят ли вас аудитории или вам предстоит сделать это самостоятельно. Продумайте, какая форма представления будет уместна в данном случае: должна ли она подчеркивать ваши заслуги и достижения в той или иной области (например, кандидат технических наук, победитель такого-то конкурса, автор изобретения и т.п.), либо можно ограничиться фамилией-именем (если, к примеру, аудитории о вас известно заранее).

Исследователи отмечают, что собственно словесная информация во время общения не превышает 7-10% от всего объема передаваемой. Существует поговорка "Мы говорим голосом, а беседуем всем телом". Поэтому, выступая публично, необходимо стремиться к тому, чтобы невербальное поведение подчеркивало вашу уверенность, было гармоничным, не вызывало раздражения у аудитории и не отвлекало ее от вашей речи.

В выступлениях перед многочисленной аудиторией обычно используется трибуна, на которой расположен один или несколько микрофонов. Наиболее оптимальным является расположение на расстоянии 10-15 см от переднего края трибуны. Это позволяет не наваливаться на нее, но и не отходить слишком далеко. Руки могут спокойно лежать на трибуне, желательно не обхватывать двумя руками ее края.

В последнее время популярными стали так называемые трибуны-пюпитры, которые позволяют видеть оратора полностью. Важно, чтобы ноги выступающего располагались ровно, не было "заваливаний" на одну сторону, переминания с ноги на ногу и т.п. Выступление сидя уместно в небольшой аудитории; в таком случае вы должны предложить своим оппонентам задавать вам вопросы, тоже сидя на своих местах. Такое камерное выступление более уместно в полуофициальных ситуациях, например, на совещаниях.

При выступлении со сцены, особенно без микрофона, возникает "проблема рук", не всегда понятно, как их лучше держать. Обычно советуют держать их сначала опущенными вдоль тела (нейтральное положение, но без напряжения!), а затем плавно переходить к жестикуляции, чередуя ее с нейтральным положением. Лучше в этой ситуации обойтись без "шпаргалок", однако, если это невозможно, держите в руках записи (лучше на карточке небольшого формата либо в красивой папке), но обращайтесь к ним лишь периодически.

Восприятие аудиторией:

Что мы говорим – 7%

Как мы говорим – 38%

Язык нашего тела – 55%

4 функции контроля (для ведущего):

1. Аутоконтроль - над собой

2. Контроль над собеседником

3. Над ситуацией в студии

4. Над аудиторией – телезрителем

Программа

1. Верстка – отбор материала и структурирование выпуска

2. Редактор отбирает репортажи по темам

3. Содержание выпуска формирует шеф-редактор

4. Главный редактор следит за соблюдением информационной политики

Важно ранжирование по степени общественно-политической важности.

66. Использование иллюстрированного материала при создании телевизионной работы и умение «подать» его в кадре

67. Музыкальное оформление телеработы

Музыка может гораздо сильнее выразить мысль автора. А точнее музыка работает на подсознание, тогда как слово на сознание. Всякое крутое сказать.

Эмоциональная наполненность (характер) и содержательная наполненность (смысл) музыки - "Пример интонации" хор пленных иудеев из Набукко Верди во время беседы с Ельциным, хор звучит на языке оригинала, в нем поется об угнетенных патриотических чувствах и утраченной родине. В более известном переводе - советском политкорректном допущении - иной характер текста, жизнеутверждающий: "Ты прекрасна, о Родина наша! / Необъятный твои просторы. / Горделивы высокие горы. / И цветами покрыты луга…". Программные и непрограммные произведения

Прежде всего о профессиональных приемах работы с самой музыкой.

Первое обязательное правило обращения с музыкой состоит в том, что любой музыкальный кусок должен заканчиваться концом му зыкальной фразы. Режиссер и компилятор должны уметь слышать и резать музыку только по местам ее естественной структуры: между концами и началами музыкальных фраз.

И в том случае, когда вы делаете захлест второго музыкального куска на первый, с помощью микшера (наложением) переходите с одной темы на другую на двух дорожках, необходимо учитывать концы и начала музыкальных фраз. Ибо даже при уменьшении громкости звучания первой темы, когда уже вступила вторая, зритель слышит и ощущает законченность или незаконченность фразы первой темы.

Музыка почти всегда заключает в себе некое таинство. Соединяясь с изображением, она несколько меняет его характер, иным становится восприятие экранного материала. Опытным путем многократно установлено, что музыка сглаживает стыки кадров, делает более мягким восприятие монтажной последовательности, что она даже замедляет процесс считывания и распознавания образов на экране. Хорошая музыка сглаживает небрежности и закрывает пустоты в монтаже кадров ⇒ материал не кажется скучным и неоправданно затянутым.

ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ

1. Музыка на телевидении компилятивная подбирается к телепередаче, телефильму, телеспектаклю из готовых, самостоятельно существующих музыкальных произведений или фонограмм и выполняет ту же роль, что и оригинальная музыка. Особую заботу в этом случае составляет необходимость добиться стилистического единства или максимальной стилистической близости включаемых в компиляцию произведений разных авторов или одного композитора. Иногда для компиляции обращаются к специальной аранжировке существующих мелодий или музыкальных произведений, например, народной, массовой, эстрадной песни.

2. Музыка на телевидении оригинальная является органической частью целостного образа телефильма (телеспектакля). Музыка несет в себе драматургические и стилистические функции, способствуя выявлению композиционной структуры произведения, его атмосферы, сюжетных линий и жанровых признаков, помогает раскрыть социальную и национальную среду действия, отображает историческое время (эпоху), передает индивидуальные особенности автора.

3. Музыкальное представление на телевидении может иметь три жанра:

а) сюжетное музыкальное представление, созданное по оригинальному сценарию, требующее режиссерской постановки номеров, их телевизионного решения, работы с композитором, балетмейстерами, исполнителями, коллективами;

б) представление, не требующее постановки номеров или их нового решения;

в) представление, основой которого является музыкальная драматургия без оригинального текста.

4. Музыкальные концертные программы подразделяются на три вида:

· программы, составляемые из вновь записываемых на видео номеров отдельных исполнителей и коллективов;

· программы из ранее отснятых (фондовых) номеров, которые может объединять ведущий;

· программы, составленные по сценарному (режиссерскому) плану и сочетающие новые и записанные ранее номера.

5. Музыкальные концертно-постановочные передачи. В них на основе сценарного плана и режиссерской разработки исполнение музыкальных произведений оркестрами, хорами, солистами дополняется изобразительным материалом (кино- и фотофрагментами).

К участию в таких передачах привлекаются ведущие (артисты) для чтения сопроводительного текста и участия в инсценируемых фрагментах. Концертно-постановочные передачи имеют, как правило, два варианта:

· передачи, в основе которых лежат симфонические, камерные, а также песенные программы;

· передачи, посвященные творчеству деятелей музыкальной культуры и отдельных творческих коллективов во всех музыкальных жанрах.

6. Музыкальные телевизионные передачи по жанровым признакам подразделяются на четыре основных вида:

· постановочные;

· концертно-постановочные;

· концертные;

· трансляционные.

Музыкальный ритмический монтаж (описывает в учебнике Соколов) совпадение ритма (метра, как чередования сильных и слабых долей) музыки и тирма смены кадров. Ритмический музыкальный монтаж применяют иногда в документалистике, когда складывают изображение, используя тематический прием монтажа. При монтаже сцен, которые должны произвести на зрителя повышенное эмоциональное впечатление. Иногда применяют в игровых фильмах и комедийных сценах. А музыкальные клипы без него просто не могут существовать.

НО! Практика показывает, что точное, кадр в кадр совпадение музыкальных акцентов и стыка кадров изображения не всегда получается достаточно изящным. Наиболее элегантное удачным можно считать такое построение, когда акцентированная доля в музыке оказывается на 2—3 кадрика раньше, на 1/8—1/10 часть секунды, чем склейка кадров изображения

Драматургические приемы монтажа музыки:

- иллюстрация: музыка начинается с первых кадриков сцены или монтажной фразы и заканчивается с последним кадриком;

- акцент: вступает или меняется муз. темв не в момент начала или завершения сцены, а внутри нее - акцент на событии, поступке героя, реплике;

- связка: начинается в одной сцене (фразе), а заканчивается в другой;

- как предвестник грядущих событий.

Эти приемы могут сочетаться.

Использовании звуковых захлестов для смягчения монтажных переходов

68. Присутствие автора в кадре

Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Выступление – это скорее не жанр, а метод, при помощи которого автор может донести до зрителя практически любую информацию. От краткого информационного сообщения (например, так называемого прямого включения репортера с места события) до телевизионного фильма-очерка, содержащего яркое, образное, художественное выступление блестящего в своем артистизме человека (вспомним фильмы Ираклия Андроникова), – все это выступления в кадре.

Выступление может сопровождаться показом кинокадров, фотографий, графических материалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней.

В основе любого публичного, в том числе телевизионного, выступления, безусловно, лежит идея, мысль, раскрываемая при помощи строго отобранных и расположенных соответствующим образом фактов, аргументов, доказательств. Именно доказательств, потому что в процессе публичного выступления всегда должна присутствовать необходимость убедить в чем-то, есть убеждающий и убеждаемый, идет борьба взглядов, мнений – и победа должна быть достаточно убедительной.

Композиция – важнейший, организующий элемент формы, придающий любому произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому; это логичное, мотивированное расположение компонентов, их взаимодействие.

Основные требования к композиции выступления: сначала определить тему, ввести слушателя в круг обсуждаемых вопросов (вступление), затем познакомить его с основными фактами, доказательствами (основная часть) и сделать краткие и точные выводы из сказанного (заключение). Понятно, что составные части выступления должны быть соразмерными. Если вступление продолжительнее основной части, выступление произведет впечатление недостаточно аргументированного, легкомысленного. Затянутое заключение создаст ощущение у зрителей, что автор не уверен в своих выводах, сделает речь неубедительной. Но это очевидные и слишком общие замечания.

Успех выступления в кадре во многом зависит от техники, приемов, используемых в авторской речи. Блестящий русский оратор А. Ф. Кони считал, что привлечь, завоевать внимание слушателей – первый ответственный момент и самое трудное дело. По его мнению, внимание людей возбуждается простым, интересным и близким к тому, что, наверно, переживал и испытал каждый. Значит, первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны «зацепить» внимание). И таких «крючков» может быть очень много: что-нибудь из жизни, какой-нибудь парадокс, неожиданный вопрос.

В любом случае тележурналисту, которому либо самому предстоит выступать в кадре, либо готовить к этому других людей, неплохо хотя бы в самом общем виде познакомиться с основными риторическими операциями (членимость речи, соотносимость текста с его материалом, избыточность текста, редукция– сведение сложного к простому и пр.) и типами риторических фигур (метафора, метонимия, синекдоха, синонимия, гиперболизация, эвфемизм и т.д.).

На телевидении выделяют три основные формы выступлений в кадре:

– текстовое выступление, написанное самим выступающим и отредактированное телевизионным редактором;

– тезисное выступление, где заранее обозначена тема, основной ход мысли, кратко прокомментированы центральные вопросы, которые намеревается затронуть выступающий. Таким образом, тезисы – это своеобразный сценарный план, определяющий содержание выступления и характер сопутствующего показа (фотографии, карты, схемы, макеты и пр.);

– импровизированное выступление, где предварительно обозначены лишь тема и продолжительность (хронометраж) выступления.

При подготовке этих форм выступления следует учитывать, что текстовое выступление наименее желательно на телевидении; тезисное и особенно импровизированное выступление весьма органично на телеэкране и требует тщательного подбора выступающих (уровень компетентности, речь, «телегеничность» и т. д.).

В чистом виде выступление в кадре, т. е. монолог человека на экране, предпочитается другим формам телевизионных передач в тех случаях, когда личность выступающего, его мнение представляют общественный интерес. Такие передачи нередко носят официальный характер: обращение президента к народу, заявление лидера парламентской фракции, выступление общественного деятеля. В этих случаях важна точность формулировок, поэтому такие выступления произносятся по заранее написанному тексту. Это не значит, что человек на экране говорит, не отрываясь от бумаги. Умелое использование телесуфлера создает иллюзию прямого обращения выступающего к телеаудитории.

В этом случае, как и в других, выступление предполагает самое непосредственное участие в подготовке к эфиру телевизионного журналиста в качестве редактора. Даже если у выступающего, занимающего высокий государственный пост, есть составители речей (в Америке их называют «спичрайтменами»), телевизионный редактор отредактирует текст, чтобы приблизить его к законам устной речи, с использованием индивидуальной манеры выступающего.

В целом же на телевидении, учитывая его звукозрительную природу, заранее подготовленный текст для приглашенного человека (не актера) нежелателен, так как сковывает выступающего, лишает его органичности. Есть иной вид профессионального соавторства журналиста и выступающего – в тех случаях, когда для раскрытия темы необходимо изобразительное решение. Тогда можно говорить о сценарии, чаще – о сценарном плане иллюстрированного выступления. Здесь журналист помогает скомпоновать соответствующий изобразительный материал (видеоряд).

69. Взаимодействие автора с оператором

Заранее обсудить технические параметры, как повернуться, как нужно сесть, как привставать.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОРРЕСПОНДЕНТА И ОПЕРАТОРА

Понятно, что в ходе работы корреспондент и оператор находятся в постоянном контакте. Особенно это касается работы на событиях, содержащих очень много лишней, избыточной информации. Это, в первую очередь, относится к разного рода совещаниям и съездам, а также пресс-конференциям, собраниям и т.п.

Между корреспондентом и оператором, которые в ходе события совсем не обязательно находятся рядом (да и случись так, чаще всего неуместным будет их перешептывание), поэтому должна быть заранее обговорена система каких-то знаков, несущих друг другу определенную информацию. Так, Ирвинг Фэнг, американский профессор журналистики, говорит о практикуемых американскими репортерами знаках: круговое движение указательным пальцем (репортера) служит сигналом для начала записи, для включения камеры, движение по горизонтальной линии является подсказкой оператору – не снимать. Однако, ограничиваться лишь двумя этими знаками или сигналами нельзя: реальная ситуация съемочной площадки может быть сложнее. Идеально, если вы заранее оповестите оператора: какой фрагмент из речи выступающего необходим для сюжета. Это в том случае, если вы сами заранее знаете, о чем пойдет речь.

В тандеме репортер-оператор, работающем давно и много, оператор может и сам, зная пристрастия своего корреспондента, почувствовать необходимость записи какого-либо фрагмента выступления. К примеру, пресс-конференция посвящена тому, как повлиял мировой финансовый кризис на банковскую систему Киргизии, а оператору известно, что в будущем сюжете акценты будут направлены на взаимосвязанность финансовых систем Киргизии и России. Чувствуя приближение оратора к данной тематике, оператор сам догадается, когда включить камеру в режим записи. Естественно, что накануне подобного события (особенно это относится к пресс-конференциям), если корреспондент готовит собственный вопрос(ы), оператор должен быть об этом проинформирован. Однако это не значит, что все остальное время пресс-конференции он может расслабляться в ожидании известных ему вопросов собственного корреспондента.

При невысоком уровне организации большинства современных пресс-конференций в этом случае съемочную группу может постигнуть один из двух негативных результатов: кто-то другой задал тот же вопрос, либо другой, более общий, но ответ оратора уже включает в себя и ту информацию, которую вы хотели от него услышать. Спрашивать дважды об одном и том же по меньшей мере неприлично и если оператор не проявил бдительности, считайте, что вы остались без нужного вам синхрона.

Другая опасность – резкое и неожиданное сокращение времени пресс-конференции – это часто бывает на крупных политических мероприятиях типа саммитов президентов. Вы не успели задать свой вопрос, пресс-конференция закончилась, синхрона нет. Исходя из всего сказанного, можно предположить, что оператор (по согласованию с репортером) всегда должен сделать какую-то резервную запись. Может быть, это будет фрагмент предварительного выступления на пресс-конференции: более общий, нежели вам хотелось бы, но все же по теме и он у вас будет. И тогда в любом случае у вас есть синхрон на нужную тему.

Вопрос о взаимодействии корреспондента и оператора относится не только к работе на событиях того типа, что были описаны выше. При любом характере события, будь то пожар, военные действия или избирательная кампания, если по ходу съемок у вас уже созревает композиция будущего сюжета – подскажите оператору какие планы вам могут понадобиться. Может быть, он уже и снял что-то подобное, а может быть, и не придал этим планам значения. Лучше подстраховаться и сделать затем хороший сюжет.

Единственное, что здесь должно быть решено и обговорено заранее – это относится уже к психологической атмосфере вашего съемочного коллектива – никто на подсказки не должен надеяться и уже тем более – обижаться. Идет работа. На практике бывают случаи, когда самый гениальный план в сюжете был подсказан водителем – ни оператор, ни корреспондент его просто не увидели. Так что, здесь хорошо все, что ведет к достижению цели.

70. Специализация ведущих на телевидении

Одно из шести амплуа тележурналиста; остальные пять: репортер, интервьюер, комментатор, обозреватель, шоумен. Ключевое значение в этой профессии имеет опыт (практика), а не теоретическая подготовка. Для телеведущих существенным параметром является внешность и дикция.

КОРРЕСПОНДЕНТ (РЕПОРТЕР). Репортер или корреспондент – самая массовая и многогранная из «экранных» ТВ. По сути, репортерская работа – основа современного телевидения; без корреспондентских материалов, отражающих реальную жизнь, телевидение представляло бы собой набор студийных передач плюс трансляцию фильмов.

КОММЕНТАТОР И ОБОЗРЕВАТЕЛЬ. «Факт священен, комментарий свободен», – так звучит один из главных законов западной журналистики. Событие неприкосновенно – это догма из тех, с которыми не спорят. Комментарий – это точка зрения на факт, событие, процесс. В роли комментатора выступает, как правило, журналист, имеющий достаточный опыт, владеющий историей вопроса, являющийся специалистом по данной тематике, имеющий, таким образом, моральное право выступать с оценками и прогнозами. Его функция – разъяснить зрителям сложный во


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: