Часть 1. Общие соображения

Эрик Берн.

Люди, которые играют в игры.

(Психология человеческой судьбы)

Оглавление

Часть 1. Общие соображения. 4

Что мы говорим после того, как сказали "Здравствуйте?". 4

Как вы говорите "здравствуйте?. 4

Иллюстрации. 5

Рукопожатие. 5

Теория. 6

Принципы трансакционного анализа. 6

Структурный анализ. 6

Еще немного о трансакционном анализе. 8

Структурирование времени. 11

Сценарии. 12

Часть 2. Родительское программирование. 13

Судьба человека. 13

Жизненные планы. 13

На сцене и в жизни. 14

Мифы и волшебные сказки. 15

Похищение Европы. 16

Красная Шапочка (КШ). 17

Реакция "марсианина". 17

Сценарий Красной Шапочки. 18

В ожидании Rigor mortis. 19

Сценарий: в ожидании Rigor mortis. 19

История Спящей Красавицы. 20

Семейная драма. 20

Судьба человека. 21

Влияние предков. 21

Задолго до рождения. 21

Возникновение новой жизни. 22

Очередность рождений. 23

Родовой сценарий. 25

Имена и фамилии. 26

Развитие в детские годы. 27

Влияния в раннем возрасте. 27

Убеждения и решения. 27

Позиции — местоимения. 27

Победители и неудачники. 29

Трехсторонние позиции. 29

Позиции-предикаты. 30

Отбор сценария. 31

Пластичные годы. 31

Думая "по-марсиански". 33

Маленький стряпчий. 34

Сценарные элементы. 36

Сценарный аппарат. 37

Сценарный итог. 37

Предписание. 38

"Толчок". 39

"Электрод". 39

Заповедь. 40

Родительские образцы. 41

"Демон". 42

Разрешение. 42

Внутреннее освобождение. 43

Сценарное оборудование. 44

Побуждения и разговоры. 45

Победители. 46

У всех ли есть сценарий?. 46

Антисценарий. 46

Резюме. 46

Трудности, возникающие еще в детстве. 47

Сюжеты и герои. 47

Излюбленная эмоция. 47

Психологические "купоны". 48

Иллюзии. 50

Игры. 53

Личность-"персона". 54

Семейная культура. 54

Юность. 55

Разговоры. 55

Новые герои. 55

Тотем. 55

Новые чувства. 55

Физические реакции. 56

Сценарий и антисценарий. 56

Образ мира. 56

"Футболка с надписью". 58

"Никому нельзя верить". 58

Зрелость и старость. 60

Зрелый возраст. 60

Закладная. 60

Игроки и наркоманы. 60

Драматический треугольник. 61

Ожидаемая продолжительность. 62

Старость. 62

Сцена смерти. 64

Юмор висельника. 64

Посмертная сцена. 64

Надгробный камень. 65

Завещание. 65

Часть 3. Сценарий в действии. 66

Типы сценариев. 66

Победители, непобедители и неудачники. 66

Сценарное время. 67

Секс и сценарии. 67

"Часовое" и "целевое" время. 69

Некоторые типичные сценарии. 69

Розовая Шапочка, или Бесприданница. 70

Сизиф, или "Начни сначала". 71

Маленькая мисс Бетки, или "Меня не испугаешь". 72

Старые бойцы не умирают, или "Кому я нужен?". 73

Победитель дракона, или "Папочка знает лучше". 74

Зигмунд, или "Если не выходит так, попробуем иначе". 74

Флоренс, или "Ясновидение". 75

Трагические сценарии. 76

Золушка. 76

Волшебные сказки и реальные люди. 80

Как возникает сценарий. 80

Подвижное лицо. 81

Подлинное Я. 82

Обратная связь и "дожигание". 85

Маленький "мучитель". 88

"Бравый шизофреник". 89

Кукла "чревовещателя". 89

Еще немного о "демоне". 90

Подлинная личность. 91

Передача сценария. 91

Сценарная матрица. 91

Культурное наследование. 94

Влияние прародителей. 95

Эписценарий. 96

Перемешивание элементов сценария. 97

Резюме. 98

Ответственность родителей. 98

Часть 4. Научный подход к сценарной теории. 99

Возражения против теории сценариев. 99

Спиритуалистские возражения. 99

Философские возражения. 99

Рациональные возражения. 100

Доктринальные возражения. 100

Эмпирические возражения. 101

Возражения с позиций психологии развития. 102

Клиницистские возражения. 102

Проблемы методологии. 103

Карта и местность. 103

Сетка категорий. 104

"Мягкие" и "твердые" данные. 106

Сценарный вопросник. 107

Определение сценария. 107

Как проверить сценарий?. 109

Сценарный вопросник. 110

Терапевтический вопросник. 114

Приложение. 115

(Eric Berne. What Do You Say After You Say Hello! The Psychology of Human Destiny)

Часть 1. Общие соображения.

Что мы говорим после того, как сказали "Здравствуйте?"

Этот вопрос, на первый взгляд столь бесхитростный, как будто бы лишенный глубины и не подлежащий научному исследованию, на самом деле содержит в себе важнейшие проблемы человеческой жизни и социальных наук. Этот вопрос еще неосмысленно задают себе дети, его задают друг другу, своим родителям, учителям подростки, юноши и девушки. Этого вопроса многие взрослые избегают, а мудрые философы посвящают ему книги, в которых так и не находят на него полного ответа. А ведь в ответе на этот вопрос, наверное, и заключается большинство изначальных проблем социальной психологии, например почему люди говорят друг с другом? почему люди хотят быть любимыми? Не удивительно, что лишь немногие ищут ответы на них, ибо большинство людей в течение своей жизни даже не пытались выяснить вопрос: как люди произносят приветствие?

Как вы говорите "здравствуйте?

В этом вопросе заключен секрет многих религий (христианства, иудаизма, буддизма и др.). Но прежде всего в нем содержится один из принципов гуманизма. Правильно сказать "здравствуйте" — это значит увидеть другого человека, почувствовать его как явление, воспринять его и быть готовым к тому, что у него будет адекватная реакция. Обнаруживают эту способность в высшей степени те люди, которые, как нам кажется, обладают одной из величайших драгоценностей мира — настоящей, естественной улыбкой. Она обычно возникает постепенно, освещая все лицо, и длится не долго, но вполне достаточно для того, чтобы быть ясно увиденной. Исчезает она с таинственной медлительностью, как будто бы тает.

Сравнить ее можно только с улыбкой любящей матери или радующихся друг другу детей. Такие улыбки чаще всего бывают у людей с открытым, добрым характером.

В этой книге в основном обсуждаются четыре вопроса: как вы говорите "здравствуйте"?, как вы отвечаете на приветствие? что вы говорите после того, как сказали "здравствуйте"? И еще один печальный вопрос: что вы делаете, как себя ведете, если не хотите приветствовать того или иного человека? Вначале мы кратко ответим на эти вопросы. А объяснение ответов на них займет всю остальную часть настоящего издания, которое адресовано всем читателям, интересующимся проблемами человеческих взаимоотношений, психологии человеческой судьбы.

1. Для того чтобы научиться говорить "здравствуйте", необходимо избавиться от "мусора", скопившегося у вас в голове с тех самых пор, как вы прибыли из родильного дома. Но чтобы этому научиться, могут потребоваться годы.

2. Для того чтобы ответить на приветствие, также необходимо избавиться от "мусора" в своей голове. Могут потребоваться годы, чтобы научиться приветствовать человека, который идет вам навстречу и которому вы должны ответить на его приветствие.

3. Сказав "здравствуйте", вы как бы избавляетесь от "мусора", который мог появиться в вашей голове по отношению к встретившемуся человеку, то есть от всех ощущений, возможно, когда-то пережитых обид.

4. Эта книга написана в надежде на то, что люди, обладающие умением и тактом, поймут смысл слова "мусор", ибо в этом состоит суть ответов на предыдущие три вопроса.

Речь людей, научившихся осмысливать свои слова и действия после того, как они сказали "здравствуйте", мы назовем "марсианской". Она отличается от повседневных земных разговоров и споров, которые, как свидетельствует история, вели люди с древнейших времен, от Египта, Вавилона и поныне, приводя к войнам, голоду, мору, к различным несчастьям, порождая у тех, кто выживал, духовное смятение.

Можно надеяться, что в конечном итоге правильно понятый и разумно используемый "марсианский" язык поможет людям избавиться от многих бед.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: