Родительские образцы

Чтобы "создать" леди, нужно начинать с бабушки; чтобы "создать" шизофреничку, нужно тоже начинать с бабушки. Зоя (так назовем нашу будущую леди) может превратиться в леди, если мать научит ее всему тому, что для этого полагается. Как и большинство девочек, она путем подражания рано овладеет искусством улыбаться, умением красиво ходить и сидеть. Позже ее научат как следует одеваться, как себя вести, чтобы быть приятной окружающим, как изящно говорить "нет". Наверное, и отцу есть что сказать дочери, но он чаще всего оказывается только поводом для женских наставлений. Отец может диктовать директивы, но в основном мать вырабатывает для дочери образец, и материнский Взрослый наставляет, как воплотить его в жизнь. Сценарная матрица прекрасной леди по имени Зоя изображена на схеме 8.

Итак, Зоя воспитана как леди. Сделает она на этом карьеру или взбунтуется против системы с ее запретами, зависит от того, какова, согласно сценарию, сфера ее собственных решений. Ей, быть может, разрешены в умеренных дозах некоторые отклонения (вино, увлечения), но если она проявит большую настойчивость, то будет ли это нарушением сценария или результатом провокации, то есть сценарным актом? Возможно, ее отец сказал бы: "Нет, нет, не так лихо!" или (про себя). "Она не без темперамента, ха- ха. Моя малышка не ледышка!"

Если мать не женственна, не умеет красиво ходить, сидеть и одеваться, Зоя скорее всего последует по тому же пути. Так часто бывает с дочерьми матерей, подверженных шизофрении. Это может произойти в том случае, если мать умерла, когда дочь была маленькой и лишилась образца для подражания. "Встанешь утром и не знаешь, что на себя надевать", — говорила одна женщина, лишившаяся матери в возрасте четырех лет.

Отец Мать

┌─────────┐ ┌─────────┐

│ │"Будь красивой" "Будь красивой" │ │

│ P ───────────────────┐ ┌─────────────────── P │

│ │ и т.п. │ │ и т.п. │ │

├─────────┤ │ ┌─────────┐ │ ├─────────┤

│ │ │ │ │ │ "Вот как быть │ │

│ B │ └────> P <────┘┌────────────────── B │

│ │ │ │ │ красивой" │ │

├─────────┤ ├─────────┤ │ ├─────────┤

│ │ │ │ │ │ │

│ Pe ───────────────────┐ │ B <─────┘ │ Pe │

│ │"Будь привлека- │ │ │ │ │

└─────────┘тельной, не будь│ ├─────────┤ └─────────┘

грубой" └────> P │

├─────────┤

│ B │Pe2

├─────────┤

│ Pe1 │

└─────────┘

Схема 8. "Прекрасная леди".

Если речь идет о мальчике, сценарий и образец скорее всего влияют на выбор им сферы его деятельности. Маленьким ребенком он говорит: "Когда я вырасту, я стану юристом, как мой отец". Но это не всегда осуществляется. Результат зависит и от материнского программирования в следующей примерно форме: "Работа должна быть (или не должна быть) такой, где постоянно риск и напряжение, как (или не так, как) у твоего отца". Эти предписания, так же как сценарные директивы, указывают скорее не на конкретную профессию, а на особый род трансакций (прямые или косвенные, рискованные или безопасные и т.п.). Но именно отец выступает в качестве образца, который принимается или отвергается.

Сын может пойти против воли матери и унаследовать профессию отца. Это, возможно, бывает прямым вызовом, или антисценарием. С другой стороны, ведь его реальная мать выступает как бы в трех видах: Родитель, Взрослый и Ребенок. Сын, может быть, идет против выраженного желания Родителя или Взрослого навстречу не выраженной, но очевидной радости Ребенка. Сын усваивает директивы, видя восторг и обожание на лице матери, когда отец рассказывает о своем последнем приключении. То же самое относится к указаниям, которые отец дает Зое. Его Родитель или Взрослый будет постоянно предупреждать о различных опасностях, но обнаружит детский интерес, если услышит от нее, например, о беременности одноклассницы. Это провокация, на которую она может поддаться, особенно если примером для нее служит мать.

Иногда матрица бывает перевернутой, но чаще всего директивы идут от родителя противоположного пола, а образец — от родителя того же пола. В любом случае в образце соединяются, обнаруживаются и реализуются многие сценарные директивы.

"Демон".

"Демон" — большой "шутник" в человеческой жизни и "джокер" в психотерапии. Как бы заботливо психотерапевт ни продумывал свои планы, "демон" может появиться в самый решающий момент и все сломать. И даже неважно, насколько умело психотерапевт планирует беседу, пациент может все равно одержать верх. Как только психотерапевт получает на руки "четыре туза", пациент может начать играть "джокера", и тогда его "демон" берет "банк". Затем пациент весело исчезает, а консультант перебирает "колоду" и соображает: "Что же произошло?"

Даже если психотерапевт готов к подобному варианту, ему бывает очень трудно что-либо предпринять. Он даже может предвидеть: как только пациент "докатит свой камень до вершины", "демон" отвлечет его внимание, и "камень снова будет в долине". Причем "демон" всегда бдит и следит внимательно, чтобы пациент держался подальше от тех людей, кто может вмешаться в их дела. В результате пациент пропускает назначения психотерапевта или уезжает куда-то, в худшем случае просто отказывается посещать консультацию. Иногда он, вымотанный сизифовым трудом, может вернуться очень печальным, но отнюдь не помудревшим — ведь он так и не догадался о наличии своего "демонического" партнера.

"Демон" обычно впервые появляется у высокого детского стульчика, когда малыш швыряет на пол еду и, весело ухмыляясь, ждет, что станут делать его родители. Если они воспринимают это терпимо, то позже скорее всего появится озорной ребенок, человек, понимающий шутку и юмор. Если же малыша за это наказывают, бьют, то он мрачно затаивается внутри самого себя, готовый когда-нибудь неожиданно швырнуть с размаху всю свою жизнь, как когда-то в детстве швырял тарелки с едой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: