Теперь пришло время разобраться с накладными издержками. Эти расходы тоже необходимо запланировать. К сожалению, компания еще не имеет высокоэффективной системы гибкого планирования накладных затрат с использованием нескольких параметров базовой активности. В бухгалтерии Виктору объяснили, что все накладные издержки разделяют на переменные и постоянные. Переменные накладные издержки распределяются по продукции пропорционально одному параметру базовой активности — прямому труду. Бухгалтерия рассчитала следующие нормативы переменных накладных расходов на один час работы основного персонала: 0,03 грн. по «Колибри» (в т. ч. НДС 0,0020 грн.), 0,04 грн. по «Лимонаду» (в т. ч. НДС 0,0017 грн.) и 0,01 грн. по «Крем-соде» (в т. ч. НДС 0,0009 грн.). В состав переменных издержек входят непрямой труд, затраты на электроэнергию для оборудования и расходы непрямых материалов.
По опыту прошлого года ежемесячные постоянные накладные затраты составляют:
| Постоянные накладные затраты за месяц: | В том числе | ||
| Общие для производства: | НДС | ||
| Постоянная часть непрямого труда | 18 000 | ||
| Электроэнергия общего оборудования | 9 000 | ||
| Содержание зданий и сооружений | 13 500 | 4 000 | |
| Амортизация общего оборудования и зданий | 9 000 | ||
| Непрямые материалы | 4 000 | ||
| Транспорт | 14 000 | ||
| Охрана | 8 000 | ||
| Прочие | 1 500 | ||
| Распределены по продукции: | «Колибри» | «Лимонад» | «Крем-сода» |
| Амортизация оборудования | 31 900 | 42 000 | 15 400 |
| Прочие | 3 200 | 2 900 | 2 100 |
| Ремонт | 1 000 | 1 600 | |
| в том числе НДС по ремонту |
Кроме того, компания «Колибри» также несет значительные расходы, связанные с реализацией продукции и управлением предприятием (что оправдывается ростом реализации и квалифицированными управляющими). Изучив опыт прошлого года, Виктор Дудка при участии маркетологов компании распланировал будущие затраты, связанные с реализацией и управлением. Переменная часть этих расходов зависит от объема реализации продукции. Было установлено, что на единицу реализуемой продукции приходится:
* 0,2 грн. по «Колибри» (в т. ч. НДС 0,02 грн.),
* 0,05 грн. по «Лимонаду» (в т. ч. НДС 0,001 грн.) и
* 0,15 грн. по «Крем-соде» (в т. ч. НДС 0,009 грн.) таких расходов.
Затраты на реализацию и управление
Изучив систему реализации продукции и ознакомившись с организацией управления компанией, Виктор выяснил, что ежемесячные постоянные издержки на реализацию и управление в среднем сводятся к следующему.
| Затраты общие и на управление: | В том числе НДС | |
| Зарплата управляющих | 22 000 | |
| Обслуживание офиса | 1 500 | |
| Экспертиза и сертификация | 15 000 | |
| Транспортные (менеджеров) затраты | 18 400 | |
| Непредвиденные расходы | 16 000 | |
| Командировки | 1 500 | |
| Телефонные расходы | 5 000 | |
| Страховка | 4 000 | |
| Прочие | 3 000 | |
| Затраты на реализацию: | ||
| Реклама | 146 000 | 10 000 |
| Зарплата торгового штата | 3 300 | |
| Презентации | 3 300 |






