Философия Ф.Ницше включает в себя основные идеи: идея «смерти Бога» (Бог имел для человека ценность и объяснительную силу и теперь утратил ее), и основанная на ней переоценка ценностей (необходимы новые ценности как творения самого человека); идея «воли к власти» как основополагающей движущей силы жизни; идея «сверхчеловека» («сверхчеловек» возможен не благодаря воспитанию или самовоспитанию, а благодаря раскрытой, реализованной, присущей ему от природы, «воли к власти»).
«Смерть Бога» для Ницше означает необходимость переоценки ценностей, понимание всех ценностей как творения самого человека. «Величайшее из новых событий – что Бог умер, и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия – начинает бросать на Европу свои первые тени…» – так полагал Ницше в конце XIX в. С точки зрения Ницше, набирает силу европейский нигилизм (позиция абсолютного отрицания).
Европейский нигилизм – следствие банкротства прежних ценностей, а это указывает на их фиктивную природу. Пока в мире царил Бог, – в мире царил и порядок, заложенный им. А в этом порядке было место и человеку. Теперь, когда «Бог умер», утверждает Ницше, становится ясно, что философская и религиозная картины мира – это только выражение человеческой потребности в смысле и порядке. Поэтому люди непрерывно фальсифицируют мир.
|
|
На самом же деле мир не имеет никакого плана, он есть хаос. Сами люди придают этому миру смысл, стремясь защититься от хаоса. Таким образом, Бог имел для человека ценность и объяснительную силу. Теперь же, в конце XIX века, Бог все это утратил, и начались поиски его замены. Например, кантовский «категорический императив», в котором Бог наделяется статусом нравственного закона. Это также гегелевский Абсолютный Дух, отождествленный с Богом. По мысли Ницше эти философские поиски нового смысла Бога являются выражением развития европейского нигилизма, и он отражает то, что на самом деле не существует никакого ни внутреннего, ни внешнего морального авторитета. Так как в христианской традиции мораль и истина – в Боге, то теперь, когда «Бог мертв», то исчезает объективное основание и для этики и для истины, мир не имеет теперь ни начала, ни конца. Возникает экзистенциальная пустота, преодолеть которую возможно только при условии переоценки ценностей, основанных на религиозном фундаменте.
Идею «воли к власти» Ницше отчасти заимствует у Шопенгауэра. Только у Шопенгауэра это «воля к жизни», слепая сила, которой необходимо противостоять. У Ницше же это «воля к власти». Слово «власть» (нем. die Macht) переводится не только как власть, но так же и как сила, мощь, влияние. Эти значения необходимо учитывать (например, некоторые переводы понятия «воля к власти» звучат, как «воля к мощи», или «воля к воле». В основе мира и жизни – именно эта сила. Мир – это единый процесс становления, а все вокруг пронизано динамической энергией этой воли. Смысл жизни реализуется путем влечения (воления) человека к «могуществу, способному исправить его неразумность».
|
|
Необходимость переоценки ценностей и наличие «воли к власти» закономерно порождают в концепции Ницше идею «сверхчеловека». Человек по Ницше – это натянутый канат между животным и человеком. Человек – это то, что должно быть преодолено. Поэтому ценность человека не в том, что он есть, а в том, чем он должен стать. Но только он должен избавиться от всего «слишком человеческого»: слабости, потребности в сострадании и потребности сострадать – все это не позволяет реализовываться «воли к мощи». Только так, полагает Ницше можно преодолеть экзистенциальную пустоту нигилизма. Но такой человек –«сверхчеловек» – возможен не благодаря воспитанию или самовоспитанию, а благодаря раскрытой, реализованной, присущей ему от природы, жизненной силе. Отсюда призыв Ницше: «Будь самим собой! В противном случае ты будешь только манекеном, мыслящим по общему шаблону!»