Требования к исторической подготовке школьников определяются по ступеням образования (V—IX, X—XI классы) с учетом общего объема учебного времени, возрастных возможностей и психологических особенностей учащихся. Такие требования представляются: а) по пропедевтике исторических знаний; б) по циклу основной (9-летней) школы; в) по циклу полной средней школы.
Требования включают следующие компоненты:
1. Базовое содержание исторического материала. Оно изложено в форме перечней (номенклатуры) по четырем историческим эпохам: первобытность и история древнего мира; история средних веков; история нового времени; новейшая история. Учитывая то, что проблемы периодизации названных эпох в науке являются дискуссионными, составители требований не указывают однозначных хронологических рубежей. При распределении материала по упомянутым четырем разделам принята следующая рамочная периодизация: история древнейших цивилизаций — I тыс. до н. э. — середина I тыс. н. э.; история средних веков — середина I тыс. н. э. — рубеж XVI— XVII вв.; новое время — рубеж XVI—XVII вв. — рубеж XIX—XX вв.; новейшее время — с начала XX в. Содержание представлено по аспектным линиям, т. е. в логике, отражающей состав знаний, а не последовательность их предъявления, присущую учебным программам. В Стандарте лишь перечислены основные исторические явления, события, процессы, изучаемые в школьных курсах. Характер их описания, степень конкретизации определяются в программах и учебниках в зависимости от типа и назначения курса, возрастных возможностей учащихся и др. Проблемы исторических концепций, логики изложения материала также решаются составителями программ и учебников.
|
|
Наряду с номенклатурой исторических знаний определяется характер предъявления учебного содержания: процесс обучения обеспечивает учащимся возможность «знать...», «представлять...», «понимать...». Речь идет о широком определении знаний, имеющих общее познавательное и мировоззренческое значение. При этом термин «знать» чаще относится к конкретным датам, фактам, событиям, именам, «представлять» — к общим характеристикам, понятиям, идеям. Термин «понимать» предполагает помимо названных и оценочные знания. Трактовка трех названных терминов носит условный характер (понимание чего-либо предполагает и знания, и представления и т. д.) и определяется исходя из конкретной познавательной ситуации.
2. Требования к уровню подготовки учащихся. Они выражены фразой «ученик должен», за которой следуют перечни действий школьников в единстве содержательной и деятельностной сторон: называть..., сравнивать..., давать оценку..., объяснять причины... и т. д.
|
|
Требования адресованы педагогу-историку, отсюда их профессионально высокие формулировки. Предполагается, что эти и другие требования предъявляются учащимся в виде серий адаптированных к их восприятию и возможностям вопросов и заданий. Задания могут быть разноуровневыми по сложности, с поэлементными, вспомогательными вопросами.
На основе требований к содержанию и представлению учебного материала и к обязательной подготовке ученика, разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки уровня учебной подготовки школьников по истории, выполнения требований стандарта.