Учащиеся должны. По курсу исторической пропедевтики

По курсу исторической пропедевтики:

- уметь соотносить год с веком, устанавливать последователь­ность и длительность событий во времени;

- показывать на исторической карте территории, границы госу­дарств, города, места сражений и другие объекты; сопровождать по­каз словесным описанием;

- осознанно читать адаптированный исторический текст, изла­гать его основное содержание;

- знать и рассказывать об отдельных, наиболее важных событи­ях в истории Отечества и родного края, занятиях, жизни, быте лю­дей, их верованиях, о делах и поступках людей в далеком и недав­нем прошлом;

- описывать жилища, орудия труда, предметы быта, одежду, внешний облик людей разных эпох отечественной истории, памят­ники архитектуры, живописи, предметы народного творчества, вид древних городов; герб Российского государства, гербы городов, рос­сийские флаги, ордена и монеты;

- сравнивать (по предложенному плану) памятники отечествен­ной культуры, предметы жизни и быта, выявлять общее и отличия.

По истории древнего мира:

- показывать на карте стоянки первобытных людей, места их расселения;

- описывать природные условия, образ жизни первобытных людей: их орудия труда, занятия, коллективы, быт;

- приводить примеры важнейших открытий и изобретений пер­вобытных людей;

- описывать памятники первобытной религии и искусства;

- называть хронологические рамки истории древних цивилиза­ций, даты основных событий в истории стран Древнего Востока и античного мира;

- показывать на карте, описывать местоположение древнейших цивилизаций, сравнивать их природные условия, называть государ­ства Древнего Востока и античного мира;

- характеризовать основные занятия людей в странах Древнего Востока, Греции, Риме;

- рассказывать о важнейших событиях в истории государств Древнего Востока, Греции, Рима, их участниках;

- знать основные формы государств в древности (восточные деспотии, афинский полис, республика и империя в Риме);

- называть достопримечательности древних городов, описывать важнейшие памятники культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; рассказывать о выдающихся деятелях культуры древнего мира; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру;

- рассказывать о взаимоотношениях народов древних цивили­заций (торговые и хозяйственные связи; цивилизации и кочевые народы; завоевательные войны).

По истории средних веков:

- называть хронологические рамки истории средневековья;

- знать периодизацию истории средневековой Руси;

- показывать на исторической карте местоположение Руси, Рос­сии, других государств и народов в эпоху средневековья;

- показывать направления миграции народов Европы и Азии, территорию расселении славян в V—VII вв., приводить основные факты истории великих географических открытий, начала образо­вания колониальных владений;

- характеризовать на отдельных примерах положение человека в средневековом обществе (на Руси, в Европе, на Востоке);

- давать характеристику различным группам населения (феодаль­ная знать, крестьяне, горожане) на Руси и в других странах, описы­вать образ их жизни и быт; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневеко­вого общества Западной Европы, Руси;

- рассказывать о становлении ранней государственности, поли­тической раздробленности, образовании централизованных госу­дарств в Европе, на Руси;

- излагать основные события политической истории средневе­ковой Руси (Древней, Удельной, Московской) и Европы; характе­ризовать политических и государственных деятелей;

- описывать крупнейшие крестьянские и городские восстания средневековья на Руси, в Западной Европе, странах Востока;

- характеризовать религиозные верования народов своей стра­ны и мира, место церкви в средневековом обществе, значение хрис­тианизации Руси, роль церкви в истории Руси в эпоху средневеко­вья;

- называть основные достижения культуры народов своей стра­ны и других стран в эпоху средневековья; характеризовать и оцени­вать выдающиеся памятники культуры и их творцов;

- излагать основные факты и события внешней политики Руси, государств Европы и Востока в средние века; характеризовать взаи­моотношения народов в средние века (торговые и культурные свя­зи); рассказывать о противостоянии Древней Руси кочевникам, мон­гольским завоевателям, крестоносцам; называть места и даты основ­ных сражений.

По новой истории:

- знать хронологические рамки новой истории;

- показывать на политической карте положение государств и народов к началу и в конце нового времени (суверенные государст­ва, метрополии и колонии), рост территории России в XVII—XIX вв.; рассказывать об освоении новых земель (в том числе Россией в Сибири и на Дальнем Востоке);

- характеризовать условия труда и жизни человека в новое вре­мя (жилье, орудия труда, одежда, средства передвижения и др.), раскрывать различия между трудом ремесленников и рабочих, осо­бенности труда фабричных рабочих и крестьян в России — до ре­формы 1861 г. и после нее;

- излагать основные факты промышленного переворота в круп­нейших странах, описывать на конкретных примерах переход от ремесленного производства к мануфактуре и от нее – к фабрике; раскрывать содержание основных аграрных преобразований в XVII – XIX вв. в странах Запада, крестьянской реформы в России;

- характеризовать особенности социально-экономического раз­вития России в XVII—XIX вв., причины и последствия длительного сохранения помещичьего землевладения и крепостничества, содер­жание реформ 1860-х гг.; рассказывать о формировании Российской империи, положении живших в ней народов, национальных движе­ниях, имперской политике самодержавия;

- показывать расширение колониальных империй в XVII – XIX вв., называть основные направления и последствия колониаль­ной политики;

- характеризовать положение отдельных классов и сословий в отдельных странах; рассказывать о положении дворян, крестьян, ремесленников, купцов в России в XVII – XIX вв.; сравнивать поло­жение зависимых и свободных тружеников;

- рассказывать об основных событиях политической истории Рос­сии и других стран, их участниках, оценивать значение их действий;

- рассказывать о социальных выступлениях в России и отдель­ных странах (крестьянские восстания, буржуазные революции, за­бастовки рабочих, политические выступления различных слоев об­щества); объяснять их причины и значение, называть основных участ­ников;

- называть основные научные открытия, достижения техники и производства нового времени; объяснять, как изменились представления человека нового времени об окружающем мире по сравнению с прошлыми эпохами;

- раскрывать основные достижения культуры народов России и других стран в новое время; кратко описывать творчество выдаю­щихся деятелей российской и мировой культуры XVII—XIX вв.; ха­рактеризовать основные черты русской культуры в XVII—XIX вв., ее достижения, связи с мировой культурой;

- излагать основные факты внешней политики России, других стран в новое время; рассказывать о причинах, ходе, результатах крупнейших войн нового времени; оценивать их характер, называть основные внешнеполитические союзы крупнейших держав;

По новейшей истории:

- называть основные периоды истории XX в.;

- показывать место России и СССР на карте мира в XX в., объ­яснять, как изменялась геополитическая ситуация в Европе и мире в начале и конце XX в., после войн и освободительных движений, в результате распада колониальной системы;

- рассказывать о наиболее ярких проявлениях и событиях борь­бы народов России и мира за суверенное развитие; называть неза­висимые государства, появившиеся на протяжении этого столетия в Европе, Азии, Африке; давать оценку результатов и значения осво­бодительной борьбы в новейшую эпоху;

- рассказывать об изменениях в социальном положении, образе жизни людей в России (СССР) и других странах в XX в., их дейст­виях и поступках в конкретных ситуациях; характеризовать деяте­лей отечественной и мировой истории новейшего времени;

- представлять главные направления развития материального производства в России и мире в XX в.; называть важнейшие науч­ные открытия и технологические достижения, изменения в характере труда и социально-экономических отношениях между людь­ми;

- характеризовать основные общественные и политические дви­жения XX в. (движения социальных групп, национальные, демокра­тические, экологические и др.);

- излагать наиболее важные, поворотные события политичес­кой истории России и СССР, других стран мира в XX в.; раскрывать место и значение реформ и революций в истории новейшего времени, рассказывать о тех, кто их осуществлял;

- давать характеристику политических систем и режимов (де­мократических, авторитарных, тоталитарных) в России и других стра­нах, проводить сравнение; раскрывать сущность режимов, опираясь на факты их политической практики; выявлять особенности;

- проводить обзор текущих политических событий в своей стране и в мире, показывая их предпосылки, значение; характеризовать основные источники информации;

- рассказывать об основных достижениях отечественной и ми­ровой науки и техники в XX в., развитии общественных идей в России и мире, раскрывать роль отдельных идейных течений в истории новейшей эпохи;

- характеризовать основные черты развития материальной и духовной культуры России (СССР) и других стран в XX в., показы­вать на конкретных примерах разнообразие культурных стилей и течений; рассказывать о создателях, мастерах отечественной и ми­ровой культуры; высказывать свое отношение к отдельным произ­ведениям художественной культуры;

- называть основные этапы и тенденции развития международ­ных отношений и внешней политики России и СССР в XX в., рас­крывать сущность и значение отдельных событий; сравнивать пози­ции стран, лидеров в конкретных ситуациях, давать им оценку; по­казывать причины и последствия конфликтов и войн новейшего времени (в том числе — первой и второй мировых войн).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: