Оценка выполнения требований стандарта

Объектами проверки учебных достижений школьников по истории являются:

- знание исторических фактов, событий, дат, имен, терминов;

- усвоение общих исторических представлений, понятий, идей;

- владение элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями, сравнение, определение сущности событий и др.);

- умение оперировать историческими знаниями, извлекать их из исторических источников, применять в новой ситуации;

- умение оценивать исторические явления, действия людей в истории;

- обоснованность личностного отношения к историческим со­бытиям, их участникам, творениям культуры и т. д.

Специфика проверки знаний по истории определяется особен­ностями истории как области знания. Она содержит объективную информацию о конкретных свершившихся, необратимых событиях и их участниках и вместе с тем субъективное восприятие, толкова­ние этих событий, связанное с системой индивидуальных и общест­венных ценностей. Исходя из этого, компоненты исторической под­готовки школьников могут быть условно разделены на «объективи­зированные» (формализованные) и «субъективные».

К первым относятся:

- точное указание исторических дат, фактов, имен и т. п.;

- соотнесение события с десятилетием, веком, эпохой;

- рассмотрение событий с учетом их хронологического предше­ствования и последовательности;

- выявление места локального события в серии однотипных событий по «горизонтали» и по «вертикали»;

- сравнение событий по заданным параметрам, выявление об­щего и особенного в них и др.

Эти компоненты знаний проявляются в определенных (однознач­ных) ответах и действиях школьников («Куликовская битва произо­шла в 1380 г.»). Они могут быть проверены с помощью конкретных измерителей, содержащих правильный ответ (или его элементы). В этом случае возможна проверка с использованием ЭВМ.

С другой стороны, в знаниях учащихся отражается присущая истории неоднозначность объяснения событий. Прежде всего речь идет о разных версиях, трактовках одних и тех же сюжетов, с кото­рыми школьники могут встретиться в различных учебниках. Элемен­ты субъективного привносятся в знания учащихся и вследствие их личностного восприятия истории. Субъективные, вариативные свой­ства исторических знаний школьников проявляются:

- в выборе фактического материала для характеристики собы­тий, процессов;

- основаниях для классификации и оценки значения событий, действий людей (критерии оценки);

- характере обобщений, выводов и т. д.

В силу этого при проверке исторической подготовки школьника изложение им материала остается в значительной степени «откры­тым», не предполагает единственно возможной формулировки. Про­верка в этом случае осуществляется с помощью «рамочных» пара­метров (в пределах используемых учебных пособий). В ответах оцениваются точность сообщаемых фактов, полнота и логика изло­жения, использование материала в рамках учебника или сверх того и т. д. Проверка и оценка проводятся экспертом (экспертной груп­пой, комиссией).

Все виды проверки знаний по истории — текущая, этапно-тематическая, итоговая — должны быть ориентированы как на «объек­тивизированные» (формализованные), так и на «субъективные» их компоненты. Это условие применимо и к тестам по истории (существующие в настоящее время варианты тестов, к сожалению, чаще всего ограничиваются выявлением формализованных знаний, что нельзя считать достаточным).

В отличие от других учебных дисциплин история имеет дело не с существующим в данный момент объектом, а с его реконструкцией. Отсюда специфика ее требований к мыслительным умениям, в ко­торых должны сочетаться критическое восприятие и синтез инфор­мации источников, воображение, воспроизведение и моделирование хода событий, личностное сопереживание («вживание» в ситуацию) и осмысление явлений, определение, обоснование своей позиции.

Далее приводятся типология (классификация) и образцы вопро­сов и заданий для проверки уровня подготовки школьников по ис­тории.

В классификации учитываются как содержательный состав зна­ний, так и характер деятельности учащихся. Опорными содержатель­ными категориями являются историческое время, пространство, движение. По каждой из этих категорий указываются знания, мыс­лительные действия школьников, которые могут быть предметом проверки.

Историческое время:

- знание дат, хронологии событий;

- соотнесение даты (единичного события) и явления, процесса;

- периодизация событий, процессов.

Историческое пространство:

- знание исторической топографии;

- представление о геополитическом положении цивилизаций, государств;

- знания об изменении исторической карты мира, регионов, стран в разные эпохи.

Историческое движение:

- знание фактов, событий, имен, названий, терминов;

- описание событий, явлений;

- соотнесение факта (единичного события) и процесса, явления; обобщение фактов;

- выявление причинно-следственных связей, взаимосвязаннос­ти исторических событий;

- раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов;

- сравнение исторических событий, ситуаций, явлений;

- определение сущности, принадлежности, типологии событий и явлений;

- оценка событий, деятельности людей и др.

Приводимые далее образцы вопросов и заданий для проверки уровня подготовки школьников по истории могут быть использова­ны учителем в текущей работе и органами народного образования при проведении контрольных проверок.

Все виды проверки по истории предполагают и устную, и пись­менную формы ответов. В одних случаях может быть избрана одна из этих форм: устная или письменная. В других обе формы сочета­ются. Так, при итоговой аттестационной проверке (на экзамене) письменный ответ (реферат) может сопровождаться устным коммен­тарием, защитой и т. д.

Основным квалификационным видом проверки учебных дости­жений школьников по истории служит полугодовая и годовая про­верка. Отсроченная проверка (за 2—3 года, этап обучения) выявляет главным образом формализованные знания. Для повествовательной дисциплины, каковой является история, такая проверка не может считаться достаточно полной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: