Объектами проверки учебных достижений школьников по истории являются:
- знание исторических фактов, событий, дат, имен, терминов;
- усвоение общих исторических представлений, понятий, идей;
- владение элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями, сравнение, определение сущности событий и др.);
- умение оперировать историческими знаниями, извлекать их из исторических источников, применять в новой ситуации;
- умение оценивать исторические явления, действия людей в истории;
- обоснованность личностного отношения к историческим событиям, их участникам, творениям культуры и т. д.
Специфика проверки знаний по истории определяется особенностями истории как области знания. Она содержит объективную информацию о конкретных свершившихся, необратимых событиях и их участниках и вместе с тем субъективное восприятие, толкование этих событий, связанное с системой индивидуальных и общественных ценностей. Исходя из этого, компоненты исторической подготовки школьников могут быть условно разделены на «объективизированные» (формализованные) и «субъективные».
|
|
К первым относятся:
- точное указание исторических дат, фактов, имен и т. п.;
- соотнесение события с десятилетием, веком, эпохой;
- рассмотрение событий с учетом их хронологического предшествования и последовательности;
- выявление места локального события в серии однотипных событий по «горизонтали» и по «вертикали»;
- сравнение событий по заданным параметрам, выявление общего и особенного в них и др.
Эти компоненты знаний проявляются в определенных (однозначных) ответах и действиях школьников («Куликовская битва произошла в 1380 г.»). Они могут быть проверены с помощью конкретных измерителей, содержащих правильный ответ (или его элементы). В этом случае возможна проверка с использованием ЭВМ.
С другой стороны, в знаниях учащихся отражается присущая истории неоднозначность объяснения событий. Прежде всего речь идет о разных версиях, трактовках одних и тех же сюжетов, с которыми школьники могут встретиться в различных учебниках. Элементы субъективного привносятся в знания учащихся и вследствие их личностного восприятия истории. Субъективные, вариативные свойства исторических знаний школьников проявляются:
- в выборе фактического материала для характеристики событий, процессов;
- основаниях для классификации и оценки значения событий, действий людей (критерии оценки);
- характере обобщений, выводов и т. д.
В силу этого при проверке исторической подготовки школьника изложение им материала остается в значительной степени «открытым», не предполагает единственно возможной формулировки. Проверка в этом случае осуществляется с помощью «рамочных» параметров (в пределах используемых учебных пособий). В ответах оцениваются точность сообщаемых фактов, полнота и логика изложения, использование материала в рамках учебника или сверх того и т. д. Проверка и оценка проводятся экспертом (экспертной группой, комиссией).
|
|
Все виды проверки знаний по истории — текущая, этапно-тематическая, итоговая — должны быть ориентированы как на «объективизированные» (формализованные), так и на «субъективные» их компоненты. Это условие применимо и к тестам по истории (существующие в настоящее время варианты тестов, к сожалению, чаще всего ограничиваются выявлением формализованных знаний, что нельзя считать достаточным).
В отличие от других учебных дисциплин история имеет дело не с существующим в данный момент объектом, а с его реконструкцией. Отсюда специфика ее требований к мыслительным умениям, в которых должны сочетаться критическое восприятие и синтез информации источников, воображение, воспроизведение и моделирование хода событий, личностное сопереживание («вживание» в ситуацию) и осмысление явлений, определение, обоснование своей позиции.
Далее приводятся типология (классификация) и образцы вопросов и заданий для проверки уровня подготовки школьников по истории.
В классификации учитываются как содержательный состав знаний, так и характер деятельности учащихся. Опорными содержательными категориями являются историческое время, пространство, движение. По каждой из этих категорий указываются знания, мыслительные действия школьников, которые могут быть предметом проверки.
Историческое время:
- знание дат, хронологии событий;
- соотнесение даты (единичного события) и явления, процесса;
- периодизация событий, процессов.
Историческое пространство:
- знание исторической топографии;
- представление о геополитическом положении цивилизаций, государств;
- знания об изменении исторической карты мира, регионов, стран в разные эпохи.
Историческое движение:
- знание фактов, событий, имен, названий, терминов;
- описание событий, явлений;
- соотнесение факта (единичного события) и процесса, явления; обобщение фактов;
- выявление причинно-следственных связей, взаимосвязанности исторических событий;
- раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов;
- сравнение исторических событий, ситуаций, явлений;
- определение сущности, принадлежности, типологии событий и явлений;
- оценка событий, деятельности людей и др.
Приводимые далее образцы вопросов и заданий для проверки уровня подготовки школьников по истории могут быть использованы учителем в текущей работе и органами народного образования при проведении контрольных проверок.
Все виды проверки по истории предполагают и устную, и письменную формы ответов. В одних случаях может быть избрана одна из этих форм: устная или письменная. В других обе формы сочетаются. Так, при итоговой аттестационной проверке (на экзамене) письменный ответ (реферат) может сопровождаться устным комментарием, защитой и т. д.
Основным квалификационным видом проверки учебных достижений школьников по истории служит полугодовая и годовая проверка. Отсроченная проверка (за 2—3 года, этап обучения) выявляет главным образом формализованные знания. Для повествовательной дисциплины, каковой является история, такая проверка не может считаться достаточно полной.