Переход к кочевому скотоводству и, тем самым, к кочевому образу жизни стал единственно возможным способом решения острейших проблем. Важнейший из них был природно-климатический. В середине II тысячелетия до н.э. началось опустывание казахстанских степей. В новых климатических условиях продолжение прежних методов хозяйствования стало невозможным. Так постепенно начиная с раннего железнего века, скотоводы переходили к кочевому образу жизни.
1. Большая часть территории Казахстана пригодна в основном для развития: Скотоводства
2. Главное отличие кочевников от охотников и собирателей: они сами производили продукцию.
3. Кочевание имело свои особенности в различных регионах:
Кочевое скотоводство сформировалось в Западном и Центральном Казахстане.
Полукочевое скотоводство получило распространение в Восточном Казахстане, по отрогам гор Алтая и Тянь-Шаня, Жетысу.
Оседлое скотоводство развивалось в Южном Казахстане, по берегам рек Сырдарья, Шу, Келес.
4. Кочевая культура сформировала сезонные пастбища.
Места летней пастьбы скота назывались: Жайляу
Места осенней пастьбы скота назывались: Кузеу
Места зимней пастьбы скота назывались: Кыстау
Места весенней пастьбы скота назывались: Коктеу
5. Праздники кочевников происходили на: Жайляу.
6. Древнейший праздник, который отмечали еще 3000 лет назад, и дошел до наших дней: Наурыз
7. Переносное жилище кочевников Казахстана: Юрта
8. Юрта, состоит из двух основных компонентов: кошма и деревянный каркас.
§ Деревянный каркас юрты делится на три части:
v Верхний деревянный купол юрты, круглой или конусообразной формы – Шанырак.
v
|
Специальные купольные жерди – Уыки.
v Решетчатая сетка, основа юрты – Кереге.
9. В центре любого жилища, юрты или саманного дома находился очаг.
Саки
Первоначальные сведения о саках
10. Эпоха открытия и использования железа для племен населявших Казахстан началась в VIII-VI вв. до н.э.
11. Саки, населяли территорию Казахстана и Средней Азии в I тысячелетии до н.э.
12. Ученым известны две группы древних текстов, содержащих сведения о саках:
1. Клинописные наскальные надписи персидских царей Дария І и Ксерска (Бехистунская надпись).
2. Сочинения греко-римских авторов (Геродот, Страбон, Помпей Трог, Ктесий).
13. Персидские источники I тыс. до н. э. называли жителей Степи Саками.
Геродот в своем труде «История», написанной в 430-425 гг. до н.э., утверждает, что «персы всех скифов называют саками».
14. Слово «саки» в персидских источниках означало «великие мужи».
15. Иранские источники называют саков «туры с резвыми конями».
16. «Народ этот считается многочисленным и воинственным, живет на востоке по ту сторону реки Аракс (Сырдарья) напротив исседонов... По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов» - такое описание саков оставил: Геродот.
17. Греки называли жителей Степи «азиатскими скифами»
18. Древнегреческий историк Геродот (484 – 425 гг. до н.э.), прозванный «отцом истории», называл саков массагетами.
19. Саки «к врагам – беспощадны, к друзьям - верны» согласно древнегреческим источникам.
Высоко ценили нравы и обычаи саков и считали их самыми справедливым и честным народом среди всех известных им: древние греки.
Саки «вооружены луками, мечами, панцирами и бронзовыми боевыми топорами; в сражениях они носят золотые пояса и головные повязки» - древнегреческий географ Страбон.
20. Саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки) – Жетысу, Тянь-Шань, по среднему течению Сырдарьи.
21. Саки-парадарайа (заморские саки) – Приаралье, низовья Сырдарьи (северное побережье Черного моря).
22. Южнее саков-парадарайа расселялись: Саки-хаомаварга
23. Саки-хаомаварга (изготовляющие напиток хаома) – долина р. Мургаб.
24. Сарматы – западные регионы Казахстана.
25. Каспии (гиркани) – побережье Каспийского моря.
26. Даи – Арало-Каспийский регион.
27. Исседоны – в центре Сарыарки.
28. Аргиппеи – на северо-западе Сарыарки.
29. Аримаспы (стерегущие золото) – Восточный Казахстан. Значение слова «аримаспа» Геродот переводит так: «арима»- один, «спа»- глаз или диск.
Общественное устройство саков
30. В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии.
31. В сакском обществе выделялись три группы населения со своими традиционными цветами:
1) Воины → красный и желто-красный цвета.
2) Жрецы → белый цвет.
3) Общинники (скотоводы и земледельцы) → желтый и синий цвета.
32. Основную массу населения сакского общества составляли: общинники-скотоводы
33. В сакском обществе вождь племен избирался.
34. Члены племени на своем собрании выбирали вождя из сословии воинов.
Вождь:
- Решал споры между родами.
- Регулировал отношения внутри рода.
- Следил за обеспеченностью членов рода, племени продуктами и оружием.
- От имени племени вел переговоры.
- Регулировал вопросы землепользования и кочевок.
35. Воины назывались на индоиранском языке «ратайши», т.е. «колесничие».
В сакском обществе «восьминогими» называли тех, кто пахал землю плугом с помощью запряженных в них двух быков.
36. Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и особые головные уборы.
|
«Женщины саков сильны, во время войн помогают своим мужьям, вступая вместе с ними в битву» - древнегреческий писатель Ктесий.
37. Женщины в сакском обществе находились в почетном положении.
В сакском обществе женщины имели право воевать наравне с мужчинами.
38. Источники свидетельствуют о том, что у саков женщины часто были правителями, истории наиболее известна царица: Томирис.
39. Царица Томирис управляла саками в VI в. до н. э.
40. Титул верховного правителя сакского племенного союза: царь.
41. В сакском обществе цари избирались из сословия воинов.
42. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания.
В сакском обществе «восьминогими» называлитех, кто пахал землю плугом с помощью запряженных в них двух быков.
Хозяйство саков
43. Основным хозяйственным занятием саков было скотоводство
44. Одним из важнейших направлений скотоводства саков было коневодство.
45. Главное значение у саков имело развитие коневодства и овцеводства, мало держали крупный рогатый скот.
У саков в пустынных и полупустынных районах Западного и Южного Казахстана было развито верблюдоводство.
46. По сведениям Геродота, саки на зимовках жили в деревянных жилищах, покрытых кошмой.
Куйме (юрта на повозках) – своеобразные дома-кибитки. Они были двух колесными и различались по устройству колес. Саки использовали их во время охоты или войн.
Часть саков занималась земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу.
Доказательством являются найденые оросительные каналы возле городища Чирик-Рабат на территории Кызылординской области. Остатки арыков, относящиеся ко ІІІ-ІІ векам до н.э., обнаружены около города Талгар возле Алматы и на территории Жамбылской области.
«Степной путь» стал функционировать в середине І тысячелетия до н.э.
Начинаясь с долины реки Хуанхэ, через восточные и северные отроги Алтая, степи Казахстана и Причерноморья, достигал земель греков и этруссков (Италия).
47. В VI-III вв. до н.э. жители Казахстана имели торговые отношения с Китаем, Индией и Персией об этом свидетельствуют изделия, найденные в погребениях сакской знати.
48. Регулярное сообщение через Великий Шелковый путь началось во II в. до н.э.
Использования железа в древности
49. На территории Казахстана искусство плавки и обработки цветных металлов получило развитие в раннем железном веке.
50. Предметы, найденные в Восточной Европе и на Кавказе, сделанные из металла, добытого в Казахстане, датируются III - I вв. до н.э.
С началом использования железных орудий невероятно повысилась производительность труда. В древности железо вырабатывалась примитивным способом – путем плавки руды в самодельных печах.
В нижней части печи проделывали в нескольких местах отверстия, куда устанавливали меха для подачи воздуха. Такими примитивными мехами в печи образовывалась температура 1200 градусов (для получения расплавленного железа необходимо было достичь 1530 градусов).
Политическая история
51. Персидские войска во главе с царем Киром вторглись на земли саков в 530 г. до н.э..
«Томирис не испугалась, как это можно было бы ожидать от женщины, вражеского нашествия» - римский историк Помпей Трог.
52. Годы жизни сакской царицы Томирис: 570-520 гг. до н.э.
P Сын царицы Томирис, Спаргапис, попал в засаду персов и погиб. Получив весть о гибели сына Томирис двинулась навстречу персам. Армия персов была разбита, а сам Кир был убит. Томирис приказала бросить отрезанную голову Кира в бурдюк, наполненный кровью и такими словами осудила его жестокость: «Насыться же теперь, - сказала она, - кровью, которую ты всегда жаждал и которой никогда не мог насытиться».
53. В VI веке до н. э. сакская царица Томирис одержала победу над персидским царем Киром.
54. В 519 году до н.э. выступил против саков царь персов Дарий I.
«Я отправился с войском в страну Сака; против саков, которые носят островерхие шапки...» - написано в Бехистунской надписи Дария.
55. Вождь саков, потерпевший поражение от Дария I: Скунха
56. В войне с персидским царем Дарием I совершил подвиг сакский пастух: Ширак.
Добровольно изувечив себя, чтобы Дарий ему поверил, он явился в его лагерь. Ширак был весь в ранах, уши и нос у него были отрезаны, сказал, что его изуродовали соплеменники, и он жаждет мести. Он взялся быть проводником персов и вывести их в тыл сакской кавалерии. Ширак завел персов в безводную пустыню, и они оказались на грани гибели. Дарию удалось спасти армию, но поход оказался неудачным.
Описал подвиг простого сака-пастуха Ширака, отдавшего свою жизнь за свой народ древнегреческий историк Полиэн.
57. В VI в. до н.э. саки воевали с Персами.
58. Однако, в результате длительной войны с персами, часть территории саков осталась под властью персов. По условиям мирного договора с Дарием I саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов.
59. В VI веке до н.э. в войне с Египтом и Грецией сакские воины были в составе персидских войск.
60. Саки в составе персидских войск участвовали в Марафонской битве c греками в 490 г. до н.э.
61. В IV в. до н.э. (330-327 гг. до н.э.) поход против саков предпринял: Александр Македонский.
62. Александр Македонский в восточных источниках более известен как Ескендир Зулкарнай.
63. Борьбу саков против греко-македонских завоевателей возглавил: Спитамен
64. О борьбе саков против А.Македонского сообщает древнегреческий историк Арриан.
|
По приказу Александра на Сырдарье был построен город, названный Александрия Эсхата (Александрия Крайняя).
Город был задуман как опорный пункт на северо-восточной границе нового государства
Описал особенность воинских доспехов кочевников: «Сами скифы (дахи) и их лошади были тщательно защищены броней» историк А.Македонского: Арриан.
65. «Звериный стиль» в искусстве племен населявших территорию Казахстана и Сибири возник в VIII в. до н. э.
66. Начиная с VII в. до н.э. в степных районах Евразии получил распространение – «звериный стиль».
67.
|
С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран.
Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символ «древа жизни» (изображали в основном саки Приаралья).
68. У саков роль талисманов и амулетов играли изделия с изображением зверей.
Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан – с культом бога грома. Главным у саков был культ вождя и царя.
«Богом саки считали только одно солнце, и ему приносят в жертву коней» - Страбон.
69. Антропологический тип саков был Европеоидный.
Однако во внешнем облике саков больше стали появляться монголоидные черты. Особенно сильно монголоидные черты выражены у саков
|
Северного и Восточого Казахстана.
70. У племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике стали доминировать монголоидные черты в эпоху железа.
71. Реконструкцию обликов древних жителей Жетысу, по их останкам, сделал ученый-антрополог М.М.Герасимов.