Возникновение кочевого скотоводства

 Переход к кочевому скотоводству и, тем самым, к кочевому образу жизни стал единственно возможным способом решения острейших проблем. Важнейший из них был природно-климатический. В середине II тысячелетия до н.э. началось опустывание казахстанских степей. В новых климатических условиях продолжение прежних методов хозяйствования стало невозможным. Так постепенно начиная с раннего железнего века, скотоводы переходили к кочевому образу жизни.

1. Большая часть территории Казахстана пригодна в основном для развития: Скотоводства

2. Главное отличие кочевников от охотников и собирателей: они сами производили продукцию.

3. Кочевание имело свои особенности в различных регионах:

Кочевое скотоводство сформировалось в Западном и Центральном Казахстане.

Полукочевое скотоводство получило распространение в Восточном Казахстане, по отрогам гор Алтая и Тянь-Шаня, Жетысу.

Оседлое скотоводство развивалось в Южном Казахстане, по берегам рек Сырдарья, Шу, Келес.

4. Кочевая культура сформировала сезонные пастбища.

 Места летней пастьбы скота назывались: Жайляу

 Места осенней пастьбы скота назывались: Кузеу

 Места зимней пастьбы скота назывались: Кыстау

 Места весенней пастьбы скота назывались: Коктеу

5. Праздники кочевников происходили на: Жайляу.

6. Древнейший праздник, который отмечали еще 3000 лет назад, и дошел до наших дней: Наурыз

7. Переносное жилище кочевников Казахстана: Юрта

8. Юрта, состоит из двух основных компонентов: кошма и деревянный каркас.

§ Деревянный каркас юрты делится на три части:

v Верхний деревянный купол юрты, круглой или конусообразной формы – Шанырак.

v

Юрта

Специальные купольные жерди – Уыки.

v Решетчатая сетка, основа юрты – Кереге.

9. В центре любого жилища, юрты или саманного дома находился очаг.

Саки

Первоначальные сведения о саках

10. Эпоха открытия и использования железа для племен населявших Казахстан началась в VIII-VI вв. до н.э.

11. Саки, населяли территорию Казахстана и Средней Азии в I тысячелетии до н.э.

12. Ученым известны две группы древних текстов, содержащих сведения о саках:

1. Клинописные наскальные надписи персидских царей Дария І и Ксерска (Бехистунская надпись).

2. Сочинения греко-римских авторов (Геродот, Страбон, Помпей Трог, Ктесий).

13. Персидские источники I тыс. до н. э. называли жителей Степи Саками.

 Геродот в своем труде «История», написанной в 430-425 гг. до н.э., утверждает, что «персы всех скифов называют саками».

14. Слово «саки» в персидских источниках означало «великие мужи».

15. Иранские источники называют саков «туры с резвыми конями».

16. «Народ этот считается многочисленным и воинственным, живет на востоке по ту сторону реки Аракс (Сырдарья) напротив исседонов... По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов» - такое описание саков оставил: Геродот.

17. Греки называли жителей Степи «азиатскими скифами»

18. Древнегреческий историк Геродот (484 – 425 гг. до н.э.), прозванный «отцом истории», называл саков массагетами.

19. Саки «к врагам – беспощадны, к друзьям - верны» согласно древнегреческим источникам.

 Высоко ценили нравы и обычаи саков и считали их самыми справедливым и честным народом среди всех известных им: древние греки.

 Саки «вооружены луками, мечами, панцирами и бронзовыми боевыми топорами; в сражениях они носят золотые пояса и головные повязки» - древнегреческий географ  Страбон.

Расселение сакских племен

20. Саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки) – Жетысу, Тянь-Шань, по среднему течению Сырдарьи.

21. Саки-парадарайа (заморские саки) – Приаралье, низовья Сырдарьи (северное побережье Черного моря).

22. Южнее саков-парадарайа расселялись: Саки-хаомаварга

23. Саки-хаомаварга (изготовляющие напиток хаома) – долина р. Мургаб.

24. Сарматы – западные регионы Казахстана.

25. Каспии (гиркани) – побережье Каспийского моря.

26. Даи – Арало-Каспийский регион.

27. Исседоны – в центре Сарыарки.

28. Аргиппеи – на северо-западе Сарыарки.

29. Аримаспы (стерегущие золото) – Восточный Казахстан. Значение слова «аримаспа» Геродот переводит так: «арима»- один, «спа»- глаз или диск.

Общественное устройство саков

30. В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии.

31. В сакском обществе выделялись три группы населения со своими традиционными цветами:

1) Воины → красный и желто-красный цвета.

2) Жрецы → белый цвет.

3) Общинники (скотоводы и земледельцы) → желтый и синий цвета.

32. Основную массу населения сакского общества составляли: общинники-скотоводы

33. В сакском обществе вождь племен избирался.

34. Члены племени на своем собрании выбирали вождя из сословии воинов.

Вождь:

  •  Решал споры между родами.
  •  Регулировал отношения внутри рода.
  •  Следил за обеспеченностью членов рода, племени продуктами и оружием.
  •  От имени племени вел переговоры.
  •  Регулировал вопросы землепользования и кочевок.

 

35. Воины назывались на индоиранском языке «ратайши», т.е. «колесничие».

 В сакском обществе «восьминогими» называли тех, кто пахал землю плугом с помощью запряженных в них двух быков.

36. Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и особые головные уборы.

Воины-колесничие

«Женщины саков сильны, во время войн помогают своим мужьям, вступая вместе с ними в битву» - древнегреческий писатель Ктесий.

37. Женщины в сакском обществе находились в почетном положении.

 В сакском обществе женщины имели право воевать наравне с мужчинами.

38. Источники свидетельствуют о том, что у саков женщины часто были правителями, истории наиболее известна царица: Томирис.

39. Царица Томирис управляла саками в VI в. до н. э.

40. Титул верховного правителя сакского племенного союза: царь.

41. В сакском обществе цари избирались из сословия воинов.

42. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания.

 В сакском обществе «восьминогими» называлитех, кто пахал землю плугом с помощью запряженных в них двух быков.

Хозяйство саков

43. Основным хозяйственным занятием саков было скотоводство

44. Одним из важнейших направлений скотоводства саков было коневодство.

45. Главное значение у саков имело развитие коневодства и овцеводства, мало держали крупный рогатый скот.

 У саков в пустынных и полупустынных районах Западного и Южного Казахстана было развито верблюдоводство.

46. По сведениям Геродота, саки на зимовках жили в деревянных жилищах, покрытых кошмой.

Куйме (юрта на повозках) – своеобразные дома-кибитки. Они были двух колесными и различались по устройству колес. Саки использовали их во время охоты или войн.

 Часть саков занималась земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу.

 Доказательством являются найденые оросительные каналы возле городища Чирик-Рабат на территории Кызылординской области. Остатки арыков, относящиеся ко ІІІ-ІІ векам до н.э., обнаружены около города Талгар возле Алматы и на территории Жамбылской области.

«Степной путь» стал функционировать в середине І тысячелетия до н.э.

 Начинаясь с долины реки Хуанхэ, через восточные и северные отроги Алтая, степи Казахстана и Причерноморья, достигал земель греков и этруссков (Италия).

47. В VI-III вв. до н.э. жители Казахстана имели торговые отношения с Китаем, Индией и Персией об этом свидетельствуют изделия, найденные в погребениях сакской знати.

48. Регулярное сообщение через Великий Шелковый путь началось во II в. до н.э.

Использования железа в древности

49. На территории Казахстана искусство плавки и обработки цветных металлов получило развитие в раннем железном веке.

50. Предметы, найденные в Восточной Европе и на Кавказе, сделанные из металла, добытого в Казахстане, датируются III - I вв. до н.э.

 С началом использования железных орудий невероятно повысилась производительность труда. В древности железо вырабатывалась примитивным способом – путем плавки руды в самодельных печах.

 В нижней части печи проделывали в нескольких местах отверстия, куда устанавливали меха для подачи воздуха. Такими примитивными мехами в печи образовывалась температура 1200 градусов (для получения расплавленного железа необходимо было достичь 1530 градусов).

Политическая история

51. Персидские войска во главе с царем Киром вторглись на земли саков в 530 г. до н.э..

«Томирис не испугалась, как это можно было бы ожидать от женщины, вражеского нашествия» - римский историк Помпей Трог.

52. Годы жизни сакской царицы Томирис: 570-520 гг. до н.э.

P Сын царицы Томирис, Спаргапис, попал в засаду персов и погиб. Получив весть о гибели сына Томирис двинулась навстречу персам. Армия персов была разбита, а сам Кир был убит. Томирис приказала бросить отрезанную голову Кира в бурдюк, наполненный кровью и такими словами осудила его жестокость: «Насыться же теперь, - сказала она, - кровью, которую ты всегда жаждал и которой никогда не мог насытиться».

53. В VI веке до н. э. сакская царица Томирис одержала победу над персидским царем Киром.

54. В 519 году до н.э. выступил против саков царь персов Дарий I.

 «Я отправился с войском в страну Сака; против саков, которые носят островерхие шапки...» - написано в Бехистунской надписи Дария.

55. Вождь саков, потерпевший поражение от Дария I: Скунха

56. В войне с персидским царем Дарием I совершил подвиг сакский пастух: Ширак.

Добровольно изувечив себя, чтобы Дарий ему поверил, он явился в его лагерь. Ширак был весь в ранах, уши и нос у него были отрезаны, сказал, что его изуродовали соплеменники, и он жаждет мести. Он взялся быть проводником персов и вывести их в тыл сакской кавалерии. Ширак завел персов в безводную пустыню, и они оказались на грани гибели. Дарию удалось спасти армию, но поход оказался неудачным.

 Описал подвиг простого сака-пастуха Ширака, отдавшего свою жизнь за свой народ древнегреческий историк Полиэн.

57. В VI в. до н.э. саки воевали с Персами.

58. Однако, в результате длительной войны с персами, часть территории саков осталась под властью персов. По условиям мирного договора с Дарием I саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов.

 
 

 

59. В VI веке до н.э. в войне с Египтом и Грецией сакские воины были в составе персидских войск.

60. Саки в составе персидских войск участвовали в Марафонской битве c греками в 490 г. до н.э.

61. В IV в. до н.э. (330-327 гг. до н.э.) поход против саков предпринял: Александр Македонский.

62. Александр Македонский в восточных источниках более известен как Ескендир Зулкарнай.

63. Борьбу саков против греко-македонских завоевателей возглавил: Спитамен

64. О борьбе саков против А.Македонского сообщает древнегреческий историк Арриан.

 

Сакские воины

По приказу Александра на Сырдарье был построен город, названный Александрия Эсхата (Александрия Крайняя).

 Город был задуман как опорный пункт на северо-восточной границе нового государства

 Описал особенность воинских доспехов кочевников: «Сами скифы (дахи) и их лошади были тщательно защищены броней» историк А.Македонского: Арриан.

Культура саков

65. «Звериный стиль» в искусстве племен населявших территорию Казахстана и Сибири возник в VIII в. до н. э.

66. Начиная с VII в. до н.э. в степных районах Евразии получил распространение – «звериный стиль».

67.

Сакские изделия в зверином стиле

С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран.

 Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символ «древа жизни» (изображали в основном саки Приаралья).

68. У саков роль талисманов и амулетов играли изделия с изображением зверей.

Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан – с культом бога грома. Главным у саков был культ вождя и царя.

 «Богом саки считали только одно солнце, и ему приносят в жертву коней» - Страбон.

69. Антропологический тип саков был Европеоидный.

 Однако во внешнем облике саков больше стали появляться монголоидные черты. Особенно сильно монголоидные черты выражены у саков

Сакские воины

Северного и Восточого Казахстана.

70. У племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике стали доминировать монголоидные черты в эпоху железа.

71. Реконструкцию обликов древних жителей Жетысу, по их останкам, сделал ученый-антрополог М.М.Герасимов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: