Публицистическое творчество И.А. Крылова и Д.И. Фонвизина

Конец восьмидесятых годов XVIII в. в России характеризуется ростом крестьянского движения, направленного против помещиков, и заметным подъемом русской общественной мысли в ее прогрессивном лагере Именно теперь великий писатель-революционер А.Н. Радищев приступает к осуществлению давно задуманных планов – заканчивает к печатает свои книги и главную из них– «Путешествие из Петербурга в Москву». В 1789 г. был издан в Петербурге трактат Анри Гудара «Мир Европы или Проект всеобщего замирения», в котором оказались сосредоточенными наиболее революционные высказывания французских материалистов. Вышли в свет на русском языке сборник «Дух Гельвеция», «Персидские письма» Монтескье и другие, идейно близкие к ним сочинения. Кроме того, нельзя забывать, что русскому читателю были хорошо известны иностранные, в особенности французские, книги. На широкое распространение их в Москве главнокомандующий князь Прозоровский жаловался Екатерине II в 1792 г.

В эту пору, в 1788 г., Фонвизин, испытавший царскую опалу после своих выступлений на страницах «Собеседника любителей российского слова», пробует вновь обратиться к читателю и хлопочет о разрешении издавать журнал «Друг честных людей или Стародум», в чем ему было сейчас же отказано.

Отлично задуманный Фонвизиным журнал «Друг честных людей или Стародум» не увидел света, но материалы первого номера получили распространение в рукописном виде и, несмотря на то что не прошли через печатный станок, стали реальным фактом русской журналистики.

«Периодическое сочинение, посвященное истине» – вот что стояло в подзаголовке названия журнала. Фонвизин желал говорить с читателем об «истине», бороться против лжи, изливавшейся с высоты престола, открывать глаза людям на истинное положение дел в русском государстве.

Журнал «Друг честных людей» был единоличным предприятием Фонвизина, продолжавшим жизнь персонажей «Недоросля» – комедии, восторженно принятой зрителями. Фонвизин намеревался публиковать переписку Стародума с различными корреспондентами и другие, якобы сообщаемые этим почтенным гражданином, материалы. Стародум, согласившись с предложением сочинителя «Недоросля» участвовать в его начинании, высказал мысль о том, что писатели имеют долг «возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате с пером в руках быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества».

Крылов (1769-1844). Сын армейского капитана, знатного, но бедного. Не было материальной базы для печати и фундаментального образования. Работал еще мальчишкой – канцеляристом в Земском суде. Сначала занимался драматургией.

1787 участие в журнале «Лекарство от скуки и забот». 1788 журнал Рахманинова «Утренние часы». Рахманинов – помещик, перевел и издал всего Вольтера. Помогал Крылову. Предоставил доступ к своей библиотеке, давал советы, посоветовал издавать свой журнал и предложил свою помощь.

- Почта духов.

Издавал единолично в типографии Рахманинова. Ежемесячный. Представляет собой переписку арабского философа и волшебника Маликульмулька с представителями стихий. 1789 – с января по август. Водяные, воздушные и подземные духи. Большинство вещей Крылов постигал сам. Родился в год издания «Всякой всячины». Его журнал перекликается с «Адской почтой» (1769). Критика дворянства и произвола, бюрократизма, режима и т.д. Не в открытой форме. Не было разбивки материала на отделы, нет авторов Персональный журнализм. Задумал это, как связное произведение. 48 писем, общий сюжет. Опирался на традиции сатирической журналистики 69 года, перечитал все сатирические журналы того времени. Это журнал – роман в письмах, относится еще и к литературе. Повествование опирается на рассказчика – обычно это главный герой. В «Адской почте» это были бесы, в «Трутне» - лентяй, во «Всякой всячине» - благонамеренный автор. Романы в письмах появляются раньше журналов в письмах – прообраз. Вступление, где рассказывается, как к рассказчику попали эти письма. Рассказчик – беглый литератор, который все время ходил в приемную вельможи, но не попадал. Как-то раз он возвращался оттуда и спрятался от стужи в развалинах, где и встретил волшебника Маликульмулька. В рассказчике видны черты самого Крылова. Тема маленького человека.

48 писем разделены на 4 части. Корреспонденты – гномы (земля) Вестодав, Зор и т.д., сильфы (воздух) Дальновид, Световид и т.д., ондин (вода) Бореид. У каждой стихии свои функции, свой стиль и свои темы. Гномы ведают тем,что относится к теме человеческого быта. Ондин связан с человеческими размышлениями. Сильфы отвечают за самые тонкие темы – философия, размышления о природе, обществе, месте человека. Саламандры (огонь) не представлены, хотя они считались самыми сильными.

Духи часто бывали среди людей. Два письма самого Маликульмулька. Гном Хор отправлен на землю из ада за модным головным убором для Прозерпины. Мотивировки выхода в мир людей есть всегда. Несмотря на то, что все письма четко закреплены за структурой, каждое из них может рассматриваться как отдельное произведение. География писем разнообразна. На равных правах выступают боги, философы, помещики, чиновники и крестьяне. Персонажами также могут быть олицетворенные предметы, например, косынка и английская шляпка.

Серьезный критический характер. Показаны отрицательные стороны действительности – сатирический гротеск. Эзопов язык – язык иносказаний, чаще всего вынужденных. Аллегорический стиль. Прежде всего автора беспокоят нравы дворянства. Говорящие имена: молодой дворянин Промот, его любовница Неотказ, тема галломании. Увлечение всем французским, пренебрежение к русскому. Господин Припрыжкин женится, использует для этого крестьян.

Тема фаворитизма. 6 письмо – намек на систему фаворитов Екатерины. Гном Буристон. Крупный чиновник. Автор пытается закрепить за Буристоном стиль, создает видимость участия в журнале разных авторов.

Литературная тема. Пародия на Державина. Ухватился за две противоречивости в творчестве Державина – кладбищенские мотивы, мотивы тленности и тема эпикурейства, наслаждения. В 43 письме сильф Световид пишет, что подслушал разговор двух людей на прогулке, которые производят впечатление умных. Они сетовали на горести и бессмысленность жизни, а потом отправились в трактир. Принцип сатирического гротеска.

Развитие русского литературного языка. Использовал диалектные наречия, народную тематику.

Тираж неизвестен. Но в одном номере есть сведения, что подписчиков было 80.

9. Публицистика А.Н. Радищева. Несомненно, литературная деятельность Радищева начинается только в 1789 году, когда им было напечатано «Житие Фёдора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений». Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завёл свою типографию у себя на дому и в 1790 году напечатал в ней свое «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего».

Вслед за ним Радищев выпустил своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга начинается с посвящения товарищу Радищева, А. М. Кутузову, в котором автор пишет: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». Он понял, что человек сам виноват в этих страданиях, оттого, что «он взирает не прямо на окружающие его предметы». Для достижения блаженства надо отнять завесу, закрывающую природные чувствования. Всякий может сделаться соучастником в блаженстве себе подобных, противясь заблуждениям. «Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь».

Алекса́ндр Никола́евич Ради́щев (20 [31] августа 1749 года, село Верхнее Аблязово Саратовской губернии[2][1] — 12 [24] сентября 1802года, Санкт-Петербург) — русский писатель, философ, поэт, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I.

Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году.

«Беседующий гражданин» - издание Общества друзей словесных наук. Публицистика А.Н. Радищева.

Ежемесячное издание. С января по декабрь 1789. Издавался Обществом Друзей словесных наук. Петербург. Общество возглавлял Антоновский, в прошлом студент МУ, участвовал в журнале «Вечерняя заря». А.Н. Радищев член этого общества. Статья в последнем номере журнала. Жанр беседы. «Беседа о том, что есть сын отечества». Связана с книгой Радищева. До этого он предположительно участвовал в журнале «Живописец». В целом, журнал кроме этой статьи малоинтересный. Скорее всего, цензура проморгала этот текст. Старается соблюсти жанр беседы. Начало утверждает, что не все сыны отечества являются патриотами. Потом объясняет, кто может быть патриотом, а кто нет. Развернутая характеристика русского крестьянства. Крестьянство не может быть патриотичным. Потом характеристика правящего класса - тоже не патриоты. Сатирические персонажи: Щеголиха, Корыстолюбец, Обжора-Чревоугодник. Наивная программа – не говорит, где искать патриотов, но говорит, что у них есть такие качества, как честолюбие, благонравие и благородство. Честь для Радищева – это естественное чувство, которое заставляет его развивать способности, заставляет любить других людей, подтверждается спокойной совестью. Масонские установки. Конечный вывод – самосовершенствование. Благонравный человек выполняет все общественные законы, скромен, служит отечеству в любых проявлениях. Благородство не зависит от происхождения человека, благороден тот, кто совершает мудрые поступки, разумный, заботится о пользе своей страны. Каждый должен стать лучше. Нравоучительный характер.

1790 в своей домашней типографии Радищев напечатал брошюру «Письмо к другу, начальствующему в Тобольске». Август 1782 – дата, описание открытия памятника Петру Великому в Питере работы Фальконета. Это журналистский отчет. Публицистический характер, антимонархические настроения. Некоторые считают, что Фонвизин участвовал еще в журнале «Утренние часы», в провинциальных изданиях в ссылке («Иртыш, превращающийся в Иппокрену»). С 1790 по 1797 Радищев проводит в Ильине. Возвращается только с правлением Александра. 11 сентября 1802 года принимает смертельную дозу яда.

ДОПОЛНЕНИЕ К 9 ВОПРОСУ. ПОЧЕМУ РАДИЩЕВА НАЗВАЛИ СУМАСШЕДШИМ. 24 июля Палата приговорила Радищева к смерти за то, что он издал книгу, "наполненную самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный и умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвесть в народе негодование противу начальников и начальства и оскорбительными, неистовыми изражениями противу сана и власти царской". Так как Радищев был дворянином, то его приговор должно было утверждать правительство. 26 июля приговор поступил в Сенат, и 8 августа сенаторы утвердили его. Доклад о решении Сената был представлен Екатерине 11 августа. Она приказала рассмотреть его в Государственном совете, намекнув, что Радищев, помимо всего прочего, оскорбил своей книгой ее лично. 19 августа Совет утвердил приговор. В итоге Радищев ждал смертной казни 1 месяц и 11 дней. Лишь 4 сентября 1790 года был подписан именной указ Екатерины, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного. Указывалось, что вина Радищева такова, что он заслуживает смертную казнь, к которой приговорен судом, но "по милосердию и для всеобщей радости", по случаю заключения мира со Швецией, смертная казнь заменена ему ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, "на десятилетнее безысходное пребывание" и лишением чинов и дворянства.

Печальная судьба Радищева привлекла к себе всеобщее внимание: приговор казался невероятным, в обществе не раз возникали слухи, что Радищев прощен, возвращается из ссылки, но слухи эти не оправдывались. Радищев был доставлен в Илимский острог в январе 1792 года и пробыл там до конца царствования Екатерины. Нельзя сказать, что жизнь Радищева в изгнании была трудной. Положение его в Сибири было облегчено тем, что граф А.Р. Воронцов продолжал оказывать поддержку ссыльному писателю, присылал ему книги, журналы, научные инструменты и пр. Радищев получил право свободно передвигаться по Илимску, в его полное распоряжение предоставили пятикомнатный дом с многочисленными надворными постройками и 8 слуг. После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу по указу от 15 марта 1801 года; он был вызван в Петербург и назначен членом Комиссии для составления законов. В последние годы жизни он написал поэму "Бова", стихотворение "Осьмнадцатое столетие". Но творчество более не приносило удовлетворения писателю. Сохранились рассказы о том, что Радищев, удивлявший всех "молодостью седин", с энтузиазмом принялся за создание нового проекта "Государственного уложения", подал проект о необходимых законодательных преобразованиях - проект, где опять выдвигалось вперед освобождение крестьян, а также уничтожение Табели о рангах, свобода слова и вероисповедания. Современники говорят, что когда Радищев подал свой либеральный проект реформ, председатель комиссии, граф П.В. Завадовский, сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. По словам А.С. Пушкина, граф произнес с упреком: "Эх, Александр Николаевич, охота тебе пустословить по-прежнему! или мало тебе было Сибири?" В этих словах Радищев увидел угрозу. Именно с этого момента в его характере произошли фатальные изменения: он постоянно испытывал чувство тревоги, горячо брался за какое-нибудь дело или вдруг терял к нему интерес и сидел без движения в течение нескольких дней. Родственники были не на шутку встревожены этими проявлениями эмоциональной нестабильности, а впоследствии и душевной болезни. Радищев, человек с расстроенным здоровьем, с разбитыми нервами был до того потрясен, что решился покончить с собой.

В ночь с 11 (23) на 12 (24) сентября 1802 года Александр Радищев покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу яда. Он выпил царской водки, которой его сын чистил эполеты. Смерть настигла его в страшных мучениях. Он как бы вспомнил пример Ушакова, научивший его, что "жизнь несносная должна быть насильственно прервана". Радищева похоронили на Волковском кладбище в Петербурге. Могила его скоро оказалась забыта и утеряна. Предполагается, что похоронили первого дворянского революционера близ каменной Воскресенской церкви. Долгое время на стене церкви на Волковском кладбище висела мемориальная доска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: